![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И среды в интеллектеСтр 1 из 3Следующая ⇒
ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ Лидерство. Управленческий потенциал руководителя и его составляющие План: 1. Составляющие управленческого потенциала (интеллект, креативность, агрессивность, ассертивность). 2. Особенности поведения успешного руководителя. 3. Приложения. 1 Составляющие управленческого потенциала 1.2 Интеллект В эпоху рыночных отношений, кроме частной собственности на средства производства, жилье, землю, существует и интеллектуальная собственность личности. Знания, умения и навыки, полученные и приобретенные в процессе обучения и практики, владение технологиями, методами и методиками рациональной организации деятельности становятся своеобразным товаром и входят в сферу услуг, которые может сегодня предложить рынок. Необходимо ввести понятие об интеллекте и креативности как важнейшие характеристики личности. Интеллект (от латинского intellectus — разумение, постижение) – это относительно устойчивая структура умственных способностей, являющая собой сплав опыта и знаний, наложенных на такие природны качества, как любознательность, изобретательность, сообразительность Это способность личности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению, классификации,. Это умение творчески применять полученные знания, определять цели, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспосабливаясь к окружающей среде и жизненным обстоятельствам. В структуре интеллекта выделяют такие факторы, как словарный запас, понимание слов, беглость речи, легкость оперирования информацией, пространственная ориентация, ассоциативная память, скорость восприятия, логическое мышление. Показателем интеллекта является уровень умственного развития (УУР или IQ) (коэффициент интеллекта). Это способность к свободному оперированию знаниями и умениями, обеспечивающая усвоение новых знаний и умений. Это состояние познавательных и творческих возможностей личности. IQ определяются тестами. Что касается природы интеллекта, то взгляды современных психологов можно соотнести с тремя основными позициями относительно того, какой процент в количественных показателях IQ (УУР) можно отнести за счет генетических различий между людьми (1), а какой за счет влияния среды (2), обучения и воспитания (3). Возможные соотношения влияний наследственности и среды в интеллекте
Таблица 1
Как видим, в любом случае признается возможность совершенствования, коррекции интеллекта за счет факторов среды. Установлена значимая связь IQ с доходом семьи, уровнем образования, профессией родителей, типом школы, качеством воспитания и обучения в дошкольных учреждениях. У городских детей оказался более развитым вербальный компонент интеллекта, у деревенских — практический, прикладной. Cамый благоприятный возраст для формирования интеллекта – дошкольный и младший школьный. В подростковом возрасте этот процесс поддается коррекции, а к 16—27 годам достигается стабильность в показателях интеллекта. Поэтому этот возраст считается самым благоприятным для получения специального образования, открытий, продвижения в карьере. Предположение о том, что с возрастом интеллект снижается, серьезных подтверждений не получило.
1.2 Креативность IQ не единственные критерии возможностей личности. Уровень интеллекта дополняется уровнем креативности. Креативность (от латинского creato — сотворение, создание) — это способность к творчеству, необычным и неожиданным решениям, восприимчивость к новым идеям, преодоление устоявшихся стереотипов. Это способность удивляться и умение находить решения в нестандартных ситуациях. Такое определение креативности дал П. Торренс (США), который ввел его в психологию и показал, что уровень креативности коррелирует (связан) с достижениями в организаторской деятельности (менеджмент), а также в учебной и профессиональной. Люди с нормальным и высоким коэффициентом интеллекта, но не обладающие высоким уровнем креативности, редко достигают большого успеха даже при полном владении управленческими и профессиональными технологиями. Однако обязательным признаком творческой одаренности является уровень интеллекта не ниже верхней границы средней нормы, так как именно этот уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. Какова же природа креативности? Если природа интеллекта связывается как с врожденными, так и социальными факторами, то относительно креативности пока нет единого мнения. Одни считают, что творческий потенциал человека — это есть нечто данное природой, другие (а их сегодня большинство) утверждают, что он тоже поддается формированию и коррекции. Уже имеющийся опыт школ и курсов по развитию креативности в США, Японии и Европе, а также в России и на Украине свидетельствует, что специально организованное обучение способам креативного поведения, моделированию творческих действий в различных сферах деятельности (и особенно в области менеджмента) показывает существенный рост показателей креативности и усиление таких качеств личности, как открытость новому опыту, любознательность, изобретательность, способность к нестандартным решениям. 1.3 Агрессивность Управление по гибкому алгоритму, ставящее в центре взаимодействие личность, ее потребности, несовместимо с агрессивностью участников делового или социального взаимодействия. Новая парадигма управления исключает агрессивность как личное или ситуативное качество руководителя и персонала. При подборе кадров и работе с ними уровень агрессивности является одним из показателей профессиональной пригодности. Агрессивность определяется как повышенная активность, не мотивируемая ситуацией, стремление доминировать, подавлять и решать конфликты силовыми методами. Вполне вероятно, что деструктивный компонент нашей активности является одним из созидательных факторов деятельности (вспомним вечный закон единства и борьбы противоположностей, открытый задолго до К.Маркса). Нормальное развитие личности приводит к тому, что формирует у человека способность к преодолению препятствий и стремление справиться с фрустрационными состояниями. Для выживания в социуме каждая личность должна, по мнению психологов, иметь определенный уровень агрессивности. Закомплексованность, связанная с авторитарной направленностью воспитательной системы, приводит к пассивности, неспособности к волевому акту, конформности. В основном агрессия — это разрушительное поведение, противоречащее нормам морали и этики и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее им физический ущерб либо вызывающее у них психический дискомфорт. Агрессивные действия чаще всего выступают в качестве средства достижения какой-нибудь цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности, как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. При этом агрессивные действия далеко не всегда адекватны ситуации.
Виды агрессии: · физическая агрессия — использование физической силы против другого лица; · косвенная агрессия — агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (сплетни, шутки), и агрессия без направленности (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу); · раздражительность — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости; · негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета или руководства. Это поведение в границах от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся традиций или законов; · обида — зависть или ненависть к окружающим, обусловленная чувством гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания; · подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что окружающие намерены причинить вред; · вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через звуковую форму (визг, крик), так и через содержание словесных фраз (проклятия, ругань, брань); · чувство вины — убеждение индивида в том, что он является плохим человеком, наличие у него угрызений совести (так называемая агрессия вовнутрь).
|