Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разработка модели
Система массового обслуживания (СМО) имеет следующую структуру (рис 9.1.): – входящий поток требований (регулярный или случайный); – обслуживание - это обработка и поочерёдное удовлетворение требований на обслуживание; – очередь - формально характеризуется длиной очереди, то есть числом требований, заявок, клиентов, которые ожидают обслуживания; – накопитель – пространство, где размещаются требования; – выходящий поток – это последовательность обслуженных требований, выходящих из обслуживающей системы. В данном примере для проведения моделирования используются три случайные величины: Х – интервал времени входящего потока требований; Y – интервал времени выходящего потока требований; Z – интервал времени обслуживания. Отметим, что X, Y, Z – это непрерывные случайные величины. Тот же самый процесс может быть обобщен путем использования дискретной случайной величины. В таком варианте тот же самый процесс может быть формализован показателем интенсивности потока λ. Каждый из рассматриваемых потоков характеризуется, в среднем, макропоказателем, который называется интенсивностью потока - это среднее количество требований в потоке, проходящее в единицу времени:
где: λ х, λ y, λ z - интенсивность потока соответственно: входящего, потока обслуживания и выходящего потока; T - продолжительность макропромежутка времени, в котором оценивается интенсивность потока; Nx, Ny, Nz – число наблюдённых требований в соответствующем потоке требований.
Каждая реальная система обслуживания имеет свои правила обслуживания, которые фигурируют в теории как дисциплина обслуживания. В этой связи, входящий поток и возникающая очередь весьма подробно классифицируются и могут видоизменяться в связи с реальной обстановкой, которая складывается системах. Входящий поток может быть с конечным и бесконечным числом требований, перед подачей требований в обслуживающую систему ими можно управлять (так, например, организуется замедление движения судов перед входом в Суэцкий канал); требования могут поступать в одиночку или собираться в группы для удобства обслуживания. Имеет значение психологическое поведение клиентов. Клиенты могут вступать в соглашения друг с другом, уходить из очереди и возвращаться, менять по своему усмотрению обслуживающую систему и тому подобное. Полнота информации о входящем потоке, о характере и интересах клиентов имеет также большое значение для реальной организации обслуживания. При организации очередей потоки можно направлять по определённым каналам; возможна организация очереди в порядке поступления требований; возможен случайный выбора вида обслуживания; может иметь место обслуживание с приоритетами для отдельных клиентов, возможна организация специализированных очередей, Соответственно и каналы обслуживания могут быть разнообразным образом структурированы. В частности, часто используются различные комбинации каналов обслуживания. Выходящий поток также требует соответствующей организации. Особенно это относится к системам, имеющим сложную структуру, включая такие системы, где осуществляется последовательный переход от одного аппарата обслуживания, к последующему. Математическая вероятностная модель массового обслуживания, по своей сути, является взаимодействием случайных величин, которое осуществляется через взаимодействие их реализаций В системах массового обслуживания имитационные модели используются на основе опыта эксплуатации существующих систем. Опыт выражается в том, что, как правило, имеются статистические данные предыдущих исследований и наблюдений. Статистические оценки используются в системах контроля, а в нормах проектирования используется теоретико-вероятностный системный подход, к созданию техники и технологий транспортных отраслей.
|