Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сбор материала






К написанию работы приступают со сбора материала (литературы).

Качественные характеристики курсовой и дипломной работы зависят от того, насколько удачно подобраны источники и литература для их написания.

Поиск литературы можно начать со статей из энциклопедий и энциклопедических словарей, последних годов издания (поиск осуществляется по ключевому слову), которые дадут общую базовую информацию и помогут студенту определить круг авторов, занимающихся данной проблематикой. Далее можно расширить список источников по теме, отбирая литературу по фамилии автора или по ключевым словам, работая с библиотечными каталогами, в том числе и электронными, имеющимися в Интернете на сайтах различных университетов, академий и др. образовательных и научных структур, (например, в электронной библиотеке ТНУ имеется представлена картотека ИНИОН РАН со специализацией «Философия»).

Для подготовки курсовых и квалификационных работ требуется изучить и использовать научные достижения в исследуемой области. При сборе материала следует обращаться к библиотечным ресурсам, используя систематический и алфавитный каталоги. В систематическом каталоге карточки располагаются по отраслям знаний, а в пределах одной отрасли – по отдельным темам. Следует использовать также ресурсы поисковых систем сети Интернет (например, таких, как Bing, Google, Rambler, Yahoo, Yandex и др.) и электронных библиотек.

Приступая к подбору литературы, полезно ознакомиться с периодическими изданиями, монографиями, материалами конференций, сборниками научных статей. Методом поиска подобной литературы может стать обзор специализированных периодических изданий (как правило, в последнем номере журнала за тот или иной год, дается перечень материалов, опубликованных в данном издании ). Фиксировать внимание нужно не только на работах, затрагивающих вопросы выбранной темы, но и на авторах, которые занимались когда-либо данными проблемами. Продолжая накапливать источники по выбранной теме в уже отобранных работах, следует обратить внимание на имеющиеся в них ссылки на другие работы по данной либо близкой проблематике, обращаясь к которым можно обогатить и расширить круг источников.

Перед написанием курсовой или квалификационной работы стоит также просмотреть список авторефератов диссертаций, защищенных в Украине (в электронной библиотеке ТНУ находится более 10 000 полных текстов работ, относящихся к различным сферам науки). Обращение к электронному каталогу поможет сориентироваться в основных направлениях поиска, быть в курсе последних достижений в той или иной области знания.

Для того, чтобы достаточно быстро составить представление о большом массиве литературы, вы можете воспользоваться советом У. Эко:

· внимательно проработать оглавление книги – это поможет быстро уяснить суть затрагиваемых автором проблем;

· обратить особое внимание на прочтение «введения» и «заключения» – это даст возможность, не теряя времени, составить первое впечатление и решить, достойна работа вашего внимания или нет [18, Глава III].

К изучению источников следует подходить серьезно: необходимо проанализировать содержание, осмыслить позицию автора, дать собственную оценку и интерпретацию раскрываемой в них проблематике. Целесообразно в ходе работы делать соответствующие выписки (заметки и цитаты) из текста с указанием источника его исходных данных, а также номера цитируемых страниц, чтобы в последующем при оформлении библиографического списка избежать повторного поиска использованного библиотечного ресурса.

При работе в сети Интернет и с другими электронными источниками информации следует быть внимательным. Это связано с тем, что организации, заносящие информацию в Интернет или на диски, зачастую не обладают должной компетентностью для отбора строго научной информации по той или иной тематике. В результате этого:

· при публикации в электронном виде научных трудов, как правило, встречается множество опечаток, неверных библиографических ссылок (или полное их отсутствие), фактических ошибок и элементарная научная небрежность. Это может привести к существенному изменению первоначального смысла оригинального источника, а ваша работа потеряет свою обоснованность;

· известная доля электронных копий с типографского оригинала имеет не оговоренные сокращения, упрощения и т. д., что создает неполное или искаженное представление об источнике;

· некоторые переводы иностранной литературы на русский язык осуществляются с помощью электронных переводчиков, без дальнейшего редактирования текста. Подобная практика приводит к значительному искажению оригинала;

· огромный массив информации, помещенный в Интернете или тиражируемый на дисках, является плагиатом. Его использование в вашей работе без ссылки на первоисточник запрещено, при этом же это является свидетельством слабой осведомленности в исследуемом вопросе;

· многие Интернет-сайты недолговечны, поэтому повторное обращение к ним затруднено, и, следовательно, теряет смысл ссылка на источник получения информации.

Ссылки на источники, цитирование – это ваши аргументы, с помощью которых обосновываются идеи работы. Если эти аргументы некачественные, то такой же окажется и ваша работа. Так, если вы нашли понравившийся вам текст без имени автора и ссылок на использованную литературу, не переносите его в свою работу, так как оригинал может быть широко известен, а вы будете уличены в плагиате.

Чтобы избежать ошибок при использовании подобного рода информации, целесообразно выполнять ряд требований.

1. Существуют статьи, посвященные обзору сайтов по разнообразным тематикам с научным анализом содержащейся в них информации (см. профилирующий журнал по вашей теме). Их изучение поможет избежать множества ошибок и недоразумений при работе с электронной информацией.

2. При обращении к электронным информационным ресурсам следует обратить внимание на его автора и ссылку на источник. Приоритет в выборе информации, размещенной на разных сайтах, следует отдавать научным организациям и образовательным учреждениям (вузам, Академиям наук, научным институтам и пр., которые сами осуществили подбор исследовательского материала).

3. При работе с материалом стоит посмотреть библиографическую справку того или иного источника. Если это данные конференции, необходимо выяснить когда и где она проводилась, кто был ее организатором и кто принимал участие в ее работе. Если Вы работаете с электронной версией книги, необходимо составить полную библиографическую справку о ней и, по возможности, свериться с библиотечным каталогом.

4. При работе над курсовой, а уж тем более над квалификационной работой, нецелесообразно использовать сайты (диски) коллекции рефератов. Во-первых, они, как правило, имеют крайне низкую степень качества, зачастую это плагиат, при этом установить авторство практически невозможно. Зато преподаватели, как правило, легко узнают такие тексты. Во-вторых, их использование - это признак неспособности к самостоятельному анализу материала. Одним из важнейших требований, предъявляемых к научным работам студентов, является самостоятельное, творческое их выполнение. Механическое списывание текстов, заимствованных из Интернета, компиляция различных частей и объединение заимствованных положений из учебников и любых других источников является недопустимым, приравнивается к плагиату и оценивается неудовлетворительной оценкой.

5. При работе с электронными источниками информации необходимо тщательно вычитать текст, а при цитировании, желательно, свериться с его типографским аналогом.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал