Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этап поиска авторского решения
После подбора и первичного изучения литературы можно приступать к написанию работы. Необходимо продумать стратегию, этапы которой раскрывают в развернутом плане работы. Рассматриваемый этап представляет собой сочетание различных информационных ситуаций, накопленных в ходе сбора и систематизации материала, соединение которых выводит в итоге на некоторое авторское решение. Процесс открытия принципа, основной интриги, идеи авторского решения (не обязательно нового) психологи описывают в терминах «инсайт», «озарение», «вдохновение», «гештальт–образ» и т. д. Процесс открытия всегда, по свидетельству философов, загадочен, являет тайну творчества, интимен по своей сути. И это действительно так, поскольку в ряде случаев процесс эвристики связан с подсознанием, безотчетен сознанию и является фактом для сознания. К тому же, на начальных этапах познания некоторого явления данных, как правило, недостаточно, что компенсируется догадками, инсайтами, озарениями. Вместе с тем, ежегодно сотни тысяч людей в мире открывают, изобретают оригинальные научные концепции и т.д., что дает надежду каждому участнику научного процесса сугубо рациональным путем выходить на новизну, на авторское решение. Универсального метода открытия авторского решения не существует. Совокупный инструментарий эвристики, по свидетельству Г.Я. Буша [3], составляет порядка 6000 единиц. Среди них широко известный в настоящее время метод мозговой атаки, метод метафор, алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ Г.С. Альтшуллера) и т.д. Наш опыт решения эвристических задач подсказывает путь начинающему ученому: 1. Выделение предмета исследования в максимально «чистом» виде. 2. Сбор максимально полной информации о выделенном предмете научного поиска. 3. Разделение точно установленного от вероятного, фактов от их интерпретаций, акцент на противоречиях, парадоксах, неточностях, несовместимости отдельных показаний относительно предмета исследования. 4. Систематизация отобранного материала по персоналиям, школам, течениям, направлениям с целью поиска различий, противоречий, неполноты в прочтениях этими направлениями отдельных фрагментов исследуемого предмета. 5. Обнаружение данных о предмете, неучтенных существующими исследователями. Если работа остановилась и Вы не можете продвинуться дальше, возможно, ответы на вопросы таблицы, помогут сдвинуть исследование с мертвой точки. Проверьте правильность определения основных характеристик работы.
После того, как Вы определились со стратегией или идеей работы, необходимо ее детализировать, а именно: приступать к написанию плана. План – это основа работы, и от того, как он составлен, будет зависеть ее качество. Целесообразно предварительно намеченный план согласовать на консультации с научным руководителем. План не следует излишне детализировать, в нем перечисляются основные, центральные вопросы темы в логической последовательности. Главы можно не разбивать на параграфы. План работы тесно связан с ее структурой. Но раз дана структура работы, состоящая из введения, основного раздела и заключения, то задача студента состоит не в чрезмерной детализации частей, а в заботе о логичности и последовательности текста. Теоретически правильно изложить материал в письменной форме – это новый важный этап в выполнении курсовой работы. Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме (которая реализуется в рамках всей работы), правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних положений, логически между собой не связанных, приводит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важнейших положений темы, иллюстрирует теоретические положения графиками, таблицами и на этой основе делает выводы.
|