Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие воображения и абстрактного мышления учащихся на занятиях по дизайну и компьютерной графики.
Одним из наиболее важных компонентов структуры способностей личности к дизайнерской деятельности является творческое воображение. Для исследования проблемы его развития представляет интерес классификация, в которой выделены следующие виды воображения: сенсорно-перцептивное (образное), словесно-логическое (концептуальное), эмоциональное, оперативное (воспроизводящее стратегию деятельности посредством активного функционирования образов воображения). В зависимости от временных характеристик виды воображения классифицируют следующим образом. Воображение может воссоздавать образы памяти (ретроспективные), актуализировать образы, необходимые для практической деятельности, а также отражать образы будущего. Актуализирующееся в дизайнерской деятельности воображение может быть абстрактным (оперирующим условными графическими изображениями, схемами, символами и др.) и конкретным (воссоздающим образы конкретных объектов). Например, в процессе компьютерного моделирования дизайн-проектов образы конкретного и абстрактного воображения соотносятся между собой при формировании стратегии дизайнерской деятельности. По степени активности и сознательности различают пассивное (преднамеренное или непроизвольное) и активное воображение. Активное воображение, в свою очередь, разделяют на репродуктивное (воссоздающее образы памяти) и продуктивное (творческое), проявляющееся в создании новых, не существовавших ранее объектов. В этой связи психологи выделяют следующие показатели продуктивности воображения, лежащие в основе индивидуальных различий: · тип оперирования образами, характеризующийся изменением формы, конструкции или пространственного положения воображаемого объекта; · широту оперирования образами; · осмысленность переработки информации; · новизну, оригинальность. Следует, однако, отметить, что результаты исследований отечественных психологов указывают на нецелесообразность деления воображения на воссоздающее и творческое. Это связано с тем, что в процессе осуществления различных видов деятельности, в том числе дизайнерской, особенностью творческого воображения является активность и сознательность мышления, его прямое или косвенное подчинение поставленной цели. Так, например, И.С. Якиманская отмечает, что воображение, участвующее в деятельности по созданию и оперированию пространственными образами, по механизмам его осуществления является продуктивным, так как способствует выявлению в объекте таких свойств и отношений, которые еще не нашли отражения в его прошлом опыте. Поэтому следует оценивать лишь степень продуктивности результатов воображения. В этой связи будем считать творческим воображение, создающее новые оригинальные образы и идеи в наглядном виде. По нашему мнению, развитое творческое воображение является одним из наиболее важных компонентов структуры способностей к дизайнерской деятельности, так как новые образы создаются воображением путем разноплановых трансформаций проектируемых объектов, сочетания имеющихся в прошлом опыте образов в новых структурных комбинациях и отражают результат профессиональной деятельности дизайнера, указывая на степень ее эффективности. Продукты творческого воображения дизайнера - образы проектируемых объектов, дизайнерские идеи, концепции, как правило, характеризующиеся новизной и оригинальностью. Итак, функционирование творческого воображения в проектной деятельности графического дизайнера заключается в создании общей концепции, идеи проекта, продуцировании новых графических образов, их трансформации и оперировании ими в процессе поиска различных вариантов решения. Активное мысленное оперирование образами происходит на различных этапах дизайнерской деятельности: в процессе зарождения общей идеи проекта, на этапе изучения аналогов, в процессе конкретизации замысла, уточнения формы, детальной проработки объектов графического дизайна. Специфика творческого воображения графического дизайнера состоит в продуцировании и преобразовании образов, в основном, двухмерных объектов. Создавая проектный образ и мысленно оперируя им, дизайнер должен учитывать стилевое единство графического языка создаваемых изображений, сочетание графических элементов и средовых объектов. Результаты функционирования творческого воображения дизайнера зависят и от технологических особенностей изготовления графической продукции, т.к. профессиональный дизайнер часто мыслит «в материале», учитывая при разработке проекта, например, количество типографских прокатов, особенности изготовления высечки, припрессовки и др. Создание проектного образа в графическом дизайне и рекламе в современных условиях невозможно без учета маркетинговых факторов, потребительских предпочтений. Например, создавая проект оформления упаковки товара или журнальной обложки, дизайнер должен учитывать их расположение среди ряда аналогичной, конкурирующей продукции. Функционирование творческого воображения дизайнера должно быть направлено на создание эффектного и оригинального образа графического объекта, отличающегося по своим характеристикам от уже представленных. Высокая степень развития творческого воображения необходима тогда, когда дизайнеру должен представить себя на месте потребителей различных категорий и посмотреть на предлагаемый товар или рекламный продукт с их позиций. Создание новых идей и концепций не может опираться только на осознаваемые результаты мышления. Творческое воображение дизайнера тесно связано с интуицией, способностью к произвольному переключению внешненаправленного внимания во «внутренний план». Образное представление дизайн-проекта опирается на воображение и служит основой возникновения интуитивных догадок и гипотез решения творческих задач, неосознаваемых до определенного момента решения Способность улавливать интуитивные решения позволяет дизайнеру осознавать и перерабатывать информацию в условиях ее неопределенности, формулировать гипотезы решения творческих задач, представлять большее количество вариантов, извлекать из глубин подсознания следы прошлого опыта и комбинировать их в новые неожиданные комбинации. В процессе выполнения дизайн-проекта необходимо не только выявить и проанализировать прошлые преобразования, эволюцию формы проектируемых объектов, но и представить все возможные преобразования объектов дизайн-проектирования для достижения оптимального результата дизайнерской деятельности. Индивидуальные особенности образов представлений, возникающих в воображении дизайнера, заключаются в различиях по степени яркости, точности, полноты, устойчивости и др. Для удачного поиска решения художественно-проектной задачи дизайнеру необходимо расширить множество исходных представлений. В тоже время представление заданных условий проектной задачи в образной форме может заведомо ограничивать область поиска возможных вариантов. Поэтому особое значение для развития творческого воображения дизайнера имеет способность как конкретизировать, так и обобщать образные представления, отбрасывать незначительные и неустойчивые их характеристики. В этой связи развитие творческого воображения будущих дизайнеров возможно в условиях разноплановой по характеру, целям и задачам, способам осуществления, уровню сложности художественно-проектной деятельности. При этом на всех этапах обучения предпочтительно ставить перед будущими дизайнерами задачи, решение которых требует наличие высокой степени вариативности. Например, при разработке формальных шрифтовых композиций можно предложить обучающимся выполнить ряд графических работ, общих по содержанию, но различающихся по стилю, графическому языку, компоновке, пропорциям, соразмерности элементов, создающих каждый раз новый по эмоциональному напряжению образ. Преподаватель не должен останавливать студента, нашедшего небольшое количество пусть даже удачных проектных решений. На этом этапе обучения важно сформировать стремление не останавливаться на достигнутом, использовать в работе неожиданные сочетания графических приемов, искать новые оригинальные образы. В дальнейшем на этапе обучения студентов проектированию фирменного стиля акценты смещаются на уровень разработки концептуальных основ графической подачи дизайн-проекта. Так, например, в процессе обучения проектированию логотипа целесообразно предложить студентам выполнить следующее задание: взяв за основу нейтральное по смыслу слово графическими средствами отразить различные этнические, культурные, социальные аспекты. В этом случае решение творческой задачи заранее предполагает создание множества вариантов, значительно различающихся по пластическим характеристикам, эмоциональному воздействию и др. Заданные условия проектных задач предполагают неопределенность и недостаточность исходной информации, что в свою очередь, служит дополнительным стимулом к поиску возможных ассоциаций. В проблемной ситуации актуализируется и развивается творческое воображение дизайнера, направленное на разработку оригинальной концепции проектирования. В процессе осуществления художественно-проектной деятельности продуктивное (творческое) воображение дизайнера способствует преобразованию отдельных объектов или окружающей предметной среды в целом, предвосхищает будущее, выходя за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Следует отметить, что возможность развития творческого воображения в процессе дизайнерской деятельности зависит от мотивационной, эмоционально-волевой и познавательной сферы личности дизайнера.
|