![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие воображения и абстрактного мышления учащихся на занятиях по дизайну и компьютерной графике.
Понятия «воображение», «абстрактное мышление», особенности развития воображения и абстрактного мышления обучающихся на занятиях по дизайну и компьютерной графики. Методы и приемы развития воображения и абстрактного мышления обучающихся на занятиях по дизайну и компьютерной графики на примере конкретных заданий и упражнений. Воображение – психическая функция, заключающаяся в преобразовании образов восприятия путем их перекомбинирования; это форма психической деятельности, обеспечивающая создание образов всевозможных ситуаций, в конечном счете образа такой ситуации, как весь мир в целом, включая его историю, – образов ситуаций, в которых действует субъект. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения – Фантазия. Воображение – одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л.Л. Кондратьева и др). Согласно М.В. Гамезо и И.А. Домашенко: «Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами воображение также рассматривается как способность (В.Т. Кудрявцев, Л.С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы. Абстрактное мышление – это умение переводить информацию о·реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, ·находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на·практике. Этот уровень довольно развит у современных людей, так как он·работает на науку, занимающую очень много места в нашей жизни.·Наиболее сильно он развит у физиков и математиков. У ребенка·абстрактное мышление начинает проявляться, когда он говорит, что·облако – это дракон. Деятельность на занятиях по дизайну и компьютерной графики неразрывно связано с творчеством. Для реализации творческого потенциала учащегося необходимо развитие у него абстрактного мышления и воображения. Разный возраст характеризуется различными особенностями развития воображения и абстрактного мышления. Творческие задания, которые активно применяются на занятиях по ДиКГ, помогают развивать абстрактное мышление и воображение, так как исчезает «шаблонность» и сводится к минимуму репродуктивный характер занятия. Как правило, на занятии даётся определённая тема, в реализации которой учащийся может проявить свои творческие способности в полной мере. Подобные задания носят поисково-творческий характер. На подобных занятиях происходит параллельное развитие абстрактного мышления и воображения. Прием воображения – это способ получения новых (воображаемых) объектов или систем на основе существующих. Метод воображения – последовательное применение приемов воображения с целью получения определенного результата. Каждый метод имеет конкретную цель. Кроме того, метод имеет свою специфику. Некоторые методы предпочтительно применять фантастам, другие – изобретателям и т.д. Метод развития воображения – метод, направленный на усвоение и применение приемов и методов воображения. Приемы воображения: · Прием уменьшения. · Прием увеличения. · Прием объединения. · Прием дробления. · Прием наоборот. Методы воображения: 1. Метод придумывания нового: цель: придумать что-то новое, чего еще не было метод: применение приема воображения до тех пор, пока в объекте или системе не появятся противоречия. специфика: фантазирование. 2. Метод разрешения противоречий: цель: выбрать противоречие в системе и избавиться от него. метод: имеет 2 варианта: · Разделить противоречивые свойства в пространстве. · Разделить противоречивые свойства во времени. специфика: общая. 3. Метод идеального конечного результата: цель: определить, какого рода решения применимы для определенной задачи и оценить эффективность того или иного метода. метод: выявить, какие параметры объекта наиболее важны в решении поставленной задачи. Сформулировать ИКР (идеальный конечный результат) – идеал, к которому нужно стремиться при решении. специфика: изобретательство. Метод ИКР часто предваряет использование метода разрешения противоречий. Представил идеал – и начал к нему приближаться. 4. Метод предсказания противоречий: цель: предвидеть проблемы в объекте или системе еще до их появления (это экономически целесообразно). метод: выявить противоречия в объекте или системе. Работать над их разрешением. Для выявления противоречий можно использовать приемы «этапы развития систем» или «система, подсистема, надсистема», «этажи воображения» специфика: общая. Предвидеть проблемы и предлагать пути их решения могут и фантасты, и изобретатели. 5. Метод универсализации: цель: экономия. метод: объединение технических систем, имеющих общую часть. Поскольку имеется общая часть, то получившаяся система более экономична, чем каждая из исходных систем по отдельности. специфика: изобретательская. Стандартные методы решения творческих задач 1. Морфологический метод: цель: упорядоченный перебор вариантов решения той или иной задачи. Или фантазирование. метод: берется несколько ключевых шкал, имеющих значение в заданной системе. Затем, последовательно рассматриваются все возможные комбинации решений с разными значениями в рамках выбранных шкал. Метод можно использовать для поиска необычных комбинаций, которые не придут в голову в силу инертности мышления. Но в науке и изобретательстве этот метод имеет серьезные недостатки, т.к. при переборе слишком много ложных вариантов. 2. Мозговой штурм: цель: быстрый коллективный поиск решения творческой задачи. Можно использовать и для поиска нового. метод: проводится в 2 этапа. · Энтузиасты предлагают любые даже самые фантастические варианты решения задачи. Критика запрещена. · Критики смотрят варианты и оценивают каждый их них с точки зрения здравого смысла. специфика: общая. Мозговой штурм плох тем, что совсем не обязательно будет найдет лучший вариант. 3. Синектика: цель: поиск решения творческой задачи. метод: представить себя на месте объекта. специфика: общая. Метод имеет недостаток – психологическую инертность, которую, как утверждает ТРИЗ, можно убрать, если использовать метод маленьких человечков. 4. Моделирование (научное): цель: ускорение поиска решения задач. метод: построить модель. Использовать модель для проведения мысленных экспериментов, вместо натурных. В науке смоделировать процесс – означает выделить его ключевые свойства, перевести его на язык математики и запрограммировать на компьютере. специфика: инженерно-научная. Методы развития воображения 1. Игра " Хорошо-плохо" или " Цепочка противоречий": цель: научиться находить противоречия в объектах или системах. метод: один человек говорит «А» хорошо потому что «Б». Следующий говорит: «Б» – плохо потому что «В» и т.д. 2. Придумать фантастическое растение, животное, явление: цель: научиться применять приемы фантазирования. метод: дать подобное задание. Позже, в процессе освоения курса РТВ проанализировать его выполнение. После изучения приемов и методов фантазирования – дать подобное задание еще раз. 3. Анализ анекдотов, пословиц и поговорок: цель: научиться видеть, где применяются приемы и методы фантазирования в творчестве. метод: практически каждая пословица и поговорка основана на том или ином приеме. Анализируя их, учишься обнаруживать приемы. В анекдотах полезно анализировать финальную часть (которая вызывает смех). Полезное задание на фантазирование – придумать анекдот самому. 3. Анализ сказок: отделение фантастичного от реального: цель: научиться видеть, где применяются приемы и методы фантазирования в творчестве. метод: берем сказку и отделяем в ней то, что может произойти реально от того, что является фантастическим. Получаются 2 истории. 4. Игра «что изменилось»: цель: развитие воображения, преодоление косности мышления. метод: человек загадывает какие-то невидимые изменения для объекта, а другие игроки должны задавая конкретные вопросы выяснить, что именно изменилось в объекте.
|