![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Предлагаемый подход к классификации методов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в современной школе. К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают. Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых. (изучали: И.П. Павлов – О первой и второй сигнальных системах, Л.В. Занков) Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков. К практическим методам относятся письменные упражнения, где в ходе упражнения обучаемый применяет на практике полученные им знания. Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов – способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных и дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы - от частного к общему и от общего к частному. Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения вычленяются, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности обучаемых в познании новых понятий, явлений и законов. Репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у обучаемых навыки поисковой деятельности (изучали: М.И. Махмутов бинарные методы). Специфика применения общедидактических методов обучения на занятиях по дизайну и компьютерной графике: · Словесные методы нужны для ознакомительных лекций (знакомство с программой, понятием, стилем, направлением); · Наглядные методы наиболее важные – позволяют развивать абстрактное мышление (примеры работ в этом направлении, возможности программы); · Практические методы должны занимать наибольшее количество времени занятий (апробация полученных знаний, выработка умений); · Репродуктивные методы не желательны для уроков по дизайну, только в начале изучения сложной темы – они не развивают фантазию и образное мышление; · Проблемно-поисковые методы наиболее важные, так как с помощью них обучающийся развивает образное мышление, дедукцию. Специальные методы обучения дизайну и компьютерной графике и особенности их применения: · Метод самостоятельного изучения и ознакомления с программой (преподаватель дает некоторое время, чтобы обучающийся сам посмотрел интерфейс программы, попробовал различные средства, самостоятельно проанализировал стилевое направление и выразил свою точку зрения – позже педагог объясняет. · Метод формообразования – в основе любой композиции должна быть форма; · Композиционный метод – в любой композиции должен быть центр; · Метод от простого сложного (прежде чем изучать 3D графику следует изучить векторную графику) 13. Компьютерная графика – средство развития художественно-композиционного мышления Понятия «мышление», «художественно-композиционное мышление». Компоненты художественно-композиционного мышления. Особенности различных видов художественного мышления. Методики (методы) развития художественно-композиционного мышления школьников на занятиях по компьютерной графике. Развитие художественно направленного музыкального мышления на уроках MKT в школе (лицее). Восприятие и осмысление художественных образов в контексте компьютерной графики. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление – это, прежде всего, техническое, конструктивное мышление. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы. Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль. Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и абстрактное мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает, то один, то другой, то третий вид мышления. Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое. Три стадии развития творческого мышления: Наглядное мышление позволяет учащемуся понимать пространственные и временные отношения. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления, на развитие фантазии. · Четкое и ясное представление образов предметов; · Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление; · Способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей; · Способность комбинировать части объектов и создавать объекты с новыми свойствами. Одним из направлений развития творчества на этапе наглядного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов. Причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа и изучение его в более широком теоретическом контексте. Способность управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственные зависимости, рассматривать факты с позиций выдвинутых гипотез – это является основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Оценка своей и чужой деятельности с точки зрения законов природы и правил общества является критичностью мышления. Эвристическое - мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации. Проанализируем компоненты, составляющие художественное мышление, это: · Аналитические составляющие: логичность, подвижность, избирательность, сообразительность, ассоциативность, способность дифференцировать и т.д.; · Эмоциональные компоненты: эмоциональная оценка событий, фактов, явлений, произведений искусства, яркость образов; · Созидательные компоненты: поиск нетрадиционных решений, рациональный подход, проявление индивидуальности, оригинальности, умение предвидеть результат, стремление соединить в работе лучше характеристики и удачные находки подобных творческих заданий, выбор правильного и наиболее рационального пути для достижения поставленной цели, умение аналитически и доказательно оправдать свое решение. Развивая в процессе занятий компьютерной графикой творческое мышление, мы задействуем весь аппарат мыслительной деятельности человека. Развитие художественно-творческого мышления способствует формированию нового, более высоко уровня эстетического воспитания и творческого развития личности в целом. Методические приемы, стимулирующие активизацию мышления на занятиях компьютерной графики. · Система наводящих вопросов, помогающих анализировать процесс деятельности; · Сравнительный анализ аналогичных профессиональных работ в контексте основной темы; · Разнообразные по типу и характеру задания; · Самостоятельная работа учащихся, предоставление каждому из них свободы для художественно-творческого решения общей учебной задачи; · Деловые игры на занятиях; · Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся.
|