![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи современной психологии
Научно-технический прогресс общества вызвал бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно являются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф.Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «…резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории» (с. 4). Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности, – от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до специфики взаимодействия наций и народностей или отношений; человека с окружающей природой. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений и накоплению фактов. Вряд ли можно считать, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это и есть задача психологии. Гораздо важнее раскрыть сущность изучаемых явлений и, опережая устоявшуюся практику, наметить новые пути, обеспечить широкий поиск нового. Благодаря этому появляется возможность решения педагогических задач. Например, формирования у населения таких качеств мышления и таких способностей, которые обеспечивали бы возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса и даже опережать его. В познании сущности психических явлений важнейшей задачей является отработка и уточнение категориального аппарата психологии. Б.Ф.Ломов, отмечая основные базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и в то же время несводимость их друг к другу. Им были проанализированы, следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, – это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и, социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки. Если первоначально психология была преимущественно теоретической наукой, то в настоящее время ее роль в общественной жизни существенно, изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе государственного управления, образования, промышленности, медицины, культуры, спорта и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого «человеческого фактора». В данном случае под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности. Не будем перечислять здесь все задачи, поставленные в настоящее время перед психологией общественной практикой, – их число огромно, ибо везде, где есть люди, есть и задачи, решение которых связано с учетом «человеческого фактора»; остановимся только кратко на значении психологии в понимании развития психики ребенка. Во всех звеньях системы образования (дошкольное образование, младшая, средняя, старшая общеобразовательная школа, среднее специальное образование, высшая школа) возникают проблемы, адресованные психологии. Педагоги ставят перед психологией следующие задачи: определить основные закономерности развития психики, и личности- человека на каждом возрастном этапе, выяснить механизмы социализации и профессионализации развивающейся личности; исследовать психологические причины отклонений в психическом развитии личности; разработать новые методы точной диагностики развития личности и проч. Исследование практически всей системы психических явлений – от элементарных ощущений и до психических свойств личности, направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания. Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленной системы психологической службы в учреждениях образования. В настоящее время представители данной службы есть в любом учреждении образования, на любом уровне их функционирования. Именно психологическая служба выступает проводником теоретических разработок и идей, связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.
|