![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура современной психологической науки
Внутри самой психологической науки как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология исоциальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся, «несовместимость», они все, тем не менее, относятся к единой области знания. В конце концов, их общая задача обстоит в изучении сущности одного и того же класса явлений – психических. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общие психологические проблемы. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это – человек, его психические процессы, состояния и свойства. Особенности развития психологического знания зависят не только от связей психологии с другими науками. Не в меньшей степени они определяются возрастающими потребностями общественной практики. Как известно, прежде психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной, теперь же, сохраняя свою познавательную роль, она все более становится и областью профессиональной практической деятельности в промышленности, государственном управлении, системе образования, в здравоохранении, культуре, спорте и т.д. Очевидно, что без учета «человеческого фактора» не обойдется ни одна сфера деятельности, но везде она имеет свою специфику: в подборе экипажа космического корабля используются несколько иные критерии, чем при комплектации спортивной команды. Поэтому современная психологическая наука представляет собой весьма разветвленную систему более 40 относительно самостоятельных научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики. Классифицировать отрасли психологии можно лишь достаточно условно, так как, скажем, военному психологу необходимо учитывать и техническую оснащенность армии, и отношения в воинском коллективе и патриотическое воспитание и проч. Поэтому для удобства в основу классификации отраслей психологии можно положить те же направления и отрасли знаний, которые рассматривались выше как истоки психологической науки. На этом основании можно выделить следующие, отрасли психологии. Прежде всего, необходимо, отметить, что особое место среди прочих отраслей психологии занимает общая психология. Она не является ветвью психологической науки, которую, можно поставить в один ряд с другими; это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией. В задачи общей психологии входит разработка проблем методологии и истории психологи, теории и методов исследования наиболее общих законов, возникновения, развития и бытия психических явлений. В курсе общей психологии дается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологического изучения человека, характеризуются основные научные понятие психологии. Она изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии – фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Системное представление о процессах, возникающих в ходе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных сообществах, дает социальная психология. Вее структуру входят отрасли, связанные с взаимодействием людей, такие как, психология малых групп, объясняющая явления, возникающие при непосредственном контакте людей в таких группах, как семья, ученический класс, воинский коллектив, трудовая бригада и проч., этнопсихология, анализирующая взаимоотношения различных наций и народностей. Кроме того, сюда входят отрасли, изучающие особенности воздействия на людей: психология управления, психология воспитания и проч. Отдельную ветвь отраслей психологии реализует направление, связанное с психологическими аспектами развития. В рамках психологии развития можно выделить следующий ряд отраслей психологии: Возрастная психология изучает, как происходит развитие различных психических процессов и психологических качеств личности. Она также имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и психология старения, или геронтопсихология. Психология аномального развития, или специальная психология, изучает отклонения в процессе развития психики и имеет такие отрасли, как олигофренопсихология (психология развития лиц с дефектами мозга), сурдопсихология (психология развития лиц с дефектами слуха), тифлопсихология (психология развития слабовидящих и незрячих). Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни, устанавливая сходство и различие в психике человека и животных. Психология духовной жизни занимается вопросами возникновения и развития различных форм общественного сознания. В ее рамках сформировались такие направления, как психология религии, психология образования, психология культуры, психология научного и художественного творчества, психология досуга, психология СМИ и проч. Так, например, психология образования занимается такими проблемами, как разработка учебных программ и реформ, тестирование и оценка способностей и склонностей, подготовка преподавателей и применение принципов обучения в классе. Психология труда изучает психологические особенности профессиональной деятельности, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с теми самостоятельными отраслями психологической науки и определяются отдельными отраслями человеческой практики от авиационной и космической до медицинской и юридической психологии. Так, педагогическая психология направлена на изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся психология обучения, психология воспитания, а также психология учителя и психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. Медицинская психология изучает психологические аспекты профессиональной деятельности врача и его взаимоотношения с пациентами. К разделам или узким отраслям медицинской психологии можно отнести нейропсихологию, изучающую взаимосвязь неврологических процессов и поведения; психофармакологию, изучающую психологические эффекты лекарственных средств; психотерапию, изучающую и использующую специальные методики и процедуры, оказывающие лечебное действие на любое психическое расстройство; психопрофилактику и психогигиену. Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей: судебную, криминальную, пенитенциарную (исправительную) психологию. Можно также выделить достаточно разработанные и успешно развивающиеся разделы психологии труда: психологию спорта, торговли, военную психологию и проч. Из всего сказанного можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Важно отметить, что эта панорама включает задачи разного масштаба – от исследования восприятия человеком показаний прибора до изучения массовидных психических явлений. Психологические аспекты можно выявить в глобальных проблемах современности (борьба за сохранение мира, охрана окружающей среды, освоение космоса и др.) и, в частности, в вопросах повседневной жизни людей (снятие эмоциональной напряженности, преодоление межличностных конфликтов и др.). И это естественно, поскольку, эти проблемы так или иначе касаются человека, а следовательно, в таком случае нас неизбежно в первую очередь интересует его психика. Всю совокупность основных психологических понятий, изучаемых различными разделами психологии, можно разделить на четыре основные категории: психические процессы, психические состояния, психические образования и психические свойства, или особенности личности. Разделение психологических явлений на процессы, свойства, образования и состояния достаточно условно, так как длительное течение процесса ведет к тому, что он становится образованием или состоянием данного организма, а (некоторые состояния не существуют иначе, как в форме процессов. Поэтому трудно определить, является состоянием или процессом, например, тревожность, рассеянность, собранность, активность и проч. Или, скажем, такой психологический факт, как стремление, т.е. осознанно влечение к цели, может быть охарактеризован и как психический процесс, имеющий последовательную смену фаз и стадий, и как психическое состояние, обладающее характеристикой психической деятельности за определенный период времени, и как проявление волевых особенностей (целеустремленность, настойчивость) человека.
|