Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психологии






Как все естественные науки, психология располагает двумя методами получения факторов, подлежащих дальнейшему анализу, – методами наблюдения и эксперимента, которые в свою очередь, имеют ряд модификаций, не изменяющих их сущности.

Наблюдение становится методом психического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психологической природы этих явлений. Сущность наблюдения не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении причин этих психологических факторов. Регистрацией фактов ограничиваются так называемые житейские наблюдения, в которых человек на ощупь отыскивает причины тех или иных поступков и действий. Эти наблюдения отличаются от научного, прежде всего своей случайностью, неорганизованностью и бесплановостью.

Научное психологическое наблюдение в отличие от житейского предполагает необходимый переход от описания наблюдаемого факта поведения деятельности к объяснению его внутренней психологической сущности. Формой этого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Важным требованием к психологическому наблюдению является наличие четкого плана, а также фиксирование полученных результатов в специальном дневнике.

Разновидностью наблюдения будет психологический анализ продуктов деятельности. Так, в детской психологии немалую роль играет изучение детских рисунков, Сюда же относится метод обобщения независимых характеристик, полученных при наблюдении личности в различных видах деятельности.

Основной инструмент получения новых психологических факторов объективного научного познания – это экспериментальный метод.

В отличие от наблюдения психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Различают два основных вида экспериментального метода: лабораторный и естественный эксперимент.

Характерный признак лабораторного эксперимента в том, что его проводят в специальных условиях с помощью психологической аппаратуры, а действия испытуемого определяется инструкцией. С помощью лабораторного эксперимента можно исследовать свойства внимания, особенности восприятия, памяти и т.д.

Естественный эксперимент по своему замыслу должен исключать то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют, и перенести исследование в обычные естественные условия (урок, беседа, игра и т.д.). Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом.

Психологические методы могут быть использованы не только для целей исследования, но и для целей испытания. Такими методами, с помощью которых психолог стремится установить определенные психологические качества личности, являются тесты.

Тест – это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. При помощи тестов стремятся выявить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений и т.д. Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал