![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. 1. Философское учение о познании
Знание, отражение, информация. Знание как осмысленная субъектом информация. Проблема познаваемости мира и различные подходы к ее решению: оптимизм, агностицизм, скептицизм, иррационализм. Рациональное и иррациональное знание. Основные черты иррационального знания и формы его выражения. Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта. Познавательная активность субъекта. Созерцательные и деятельностные концепции познания. Развитие представлений о субъекте и объекте познания в истории философии. Учение Платона об идеальных объектах познания. Идея Г.Гегеля о тождестве мышления и бытия. Учение Д.Беркли и Д.Юма о познании данных чувственного опыта. Имманентная гносеология И.Канта как учение о мысленном конструировании познавательного объекта. Гносеологическая концепция в феноменологической философии Э.Гуссерля. Материалистическая теория познания как теория отражения. Социокультурная и коммуникативная природа знания. Роль неотражательных процедур в возникновении знания: репрезентация, интерпретация, конвенция. Критика теории познания Д.Локка и ленинской теории отражения. Два пути познания: репродуктивный и продуктивный (творческий). Истоки и природа творчества. Познавательная деятельность человека. Чувственное познание как процесс возникновения наглядных образов и оперирования ими. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание как процесс формирования и развития абстрактных мыслей. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Качественное отличие рационального познания от чувственного. Сенсуализм и рационализм. Интуиция как проявление взаимодействия чувственного и рационального (наглядных образов и абстрактных понятий). Виды интуиции: концептуальная и эйдетическая. Роль интуиции в познании. Познание и практика. Развитие представлений о практике в истории философии. Ее основные черты и формы. Гносеологические функции практики. Соотношение теории и общественно-политической практики. Практика как критерий истины. Познание и истина. Истинное и ложное знание. Диалектика объективного и субъективного в истине; «презумпция объективности». Относительная и абсолютная истина. Единство абстрактного и конкретного в знании. Понятия релятивизма и догматизма. Проблема критериев истины и различные подходы к ее решению в истории философии. Практический, логический критерии истины и критерий простоты. Соотношение истины с интересами и ценностями. Границы истинностной оценки. Социальная детерминизация познания. Культура и система социальных форм познания. Донаучное, вненаучное и научное знание. Первоначальные формы познания: обыденно-практическая, игровая, мифологическая; их основные черты. Миф как источник художественно-образной, религиозной, философской и научной форм знания. Концепция личностного знания М.Полани. Типологизация знания. Вера и знание. Проблема соотношения веры и знания в истории философии и современные подходы к ее решению. Трансперсональная психология и эзотеризм как способы освоения мира человеком. План семинара 1. Познание как предмет анализа различных философских школ. Проблема познаваемости мира и различные варианты ее решения. 2. Развитие представлений о субъекте и объекте познания и их взаимодействии в истории философии. Созерцательные и деятельностные концепции познания. Природа творчества. 3. Социальная детерминизация познания. Виды знания: донаучное, вненаучное и научное знание. Концепция личностного знания М.Полани. Рациональное и иррациональное знание. Интуиция и ее роль в познании. 4. Диалектика чувственного и рационального познания. Сенсуализм и рационализм. 5. Философское понимание практики. Виды практики и ее гносеологические функции. Взаимосвязь общественной практики и теории. 6. Истина и ее критерии. Соотношение истины с интересом и ценностями. 7. Проблема соотношения веры и знания: история и современность. 8. особенности функционирования знания в современном информационном обществе. Литература
|