Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой статус Президента РФ.
История становления. В советском государстве в теоретической литературе (=> И. В. Сталин): Президиум Верховного Совета СССР => «коллегиальный президент», данное положение – неправомерная трактовка: Президиум – органическая часть единой системы Советов, наряду с которой не могло существовать никакого иного органа гос. власти. В соответствии с советскими Конституциями => все органы производны от Советов и им подотчетны.
В годы перестройки: вопрос о ликвидации монополии одной партии – КПСС, предложение об учреждении поста Президента СССР встречали сопротивление со стороны приверженцев советской власти. Процесс демократизации: обновление всей гос. системы, в 1990 г. – учреждение поста Президента => существенные изменение в Конституции. Учреждение поста президента – съезд народных депутатов РСФСР высказался против => по инициативе 1/3 депутатов – назначение реф-ма, по решению которого и был учрежден данный пост.
Первый Президент – 12 июня 1991 г. по Конституции 1978 г.:
-высшее должностное лицо и глава исполнительной власти; -не обладал полномочиями определять направления внутренней и внешней политики; -не участвовал в назначении членов КС, Высшего арбитражного Суда, Генерального Прокурора, Председателя Центробанка. + предусматривалась должность вице-президента.
} Конституция 1993 => существенные изменения в статусе Президента, его полномочиях.
Правовой статус: Стержнем характеристики правовой характеристики Президента РФ являются: 1. установленная дефиниция, обобщенно определяющая функциональное назначение гос. органа – президента. 2. место, отведенное в Конституции для норм, закрепляющим его (< = производный признак) } правовое доказательство невключения Президента непосредственно ни в одну из ветвей власти – выполнение возложенной задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие гос. власти РФ.
} отправные правовые установления для анализа статуса Президента – ст. 80 Конституции в частности, и гл. 4. Конституции в целом.
ст. 80 Конституции: 1. Президент РФ является главой государства (< = воплощение единства государства и и гос. власти в целом).
закрепление статуса главы государства: -повышение уровня персонифицированного представительства государства внутри страны и в международных отношениях; -обеспечение разделения властей (не входит ни в одну ветвь власти); -соблюдение международной традиции «президент – глава государства»; -полномочия Президент реализует на основе его закрепленных Конституцией обязанностей (система сдержек: ограниченность периода полномочий, всенародные прямые выборы, недопустимость занятия должности более 2 сроков подряд, возможность отрешения от должности, признание не соответствующими Конституции НПА Президента и т.п.).
2. Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и г-на. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос. целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти. (< =обеспечение должного исполнения конституционных обязанностей всеми органами государства).
В осуществлении данных полномочий Президент вправе использовать ТОЛЬКО закрепленные Конституцией полномочия.
На выборах каждый кандидат в Президенты – определенная программа => избрание кандидата обозначает одобрение программы. + ежегодные послания Федеральному Собранию – формулировка основных направлений внутренней/внешней политики. 3. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент РФ как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
|