Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Номенклатуры должностей и специальностей
Должность – это круг обязанностей, прав и ответственности, а также показатель и измеритель объема работ. Специальность характеризует род трудовой деятельности, требующей определенных знаний и навыков Не менее важно при решении кадровых вопросов и соблюдение номенклатуры должностей и специальностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, а также младшего медицинского персонала. Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11.03.08 № 112н. По сравнению с предыдущим аналогичным документом (приказ Минздрава России от 27.08.99 № 337) в номенклатуру внесены все последующие после выхода приказа изменения, название специальности «отоларингология» заменено на «оториноларингология», выделена рубрика, соответствующая специальности, полученной в вузе, проведена систематизация всех специальностей в алфавитном порядке. При проверке штатного расписания ЛПУ, внесении изменений и приведении наименования должностей и специальностей в соответствие с действующей номенклатурой работникам кадровой службы, чтобы не допускать ошибок, необходимо использовать исключительно данные приказа Минздравсоцразвития России от 11.03.08 № 112н. Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения утверждена приказом Минздрава России от 15.10.99 № 377. Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ Приказ Минздравсоцразвития России от 11.03.08 № 112н Номенклатура специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ определена приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.08 № 176н. Номенклатура должностей младшего медицинского персонала утверждена приказом Минздрава России от 20.02.95 № 35. В соответствии с этим документом выделяются две группы должностей: санитарка, няня, кормилица и другой младший медицинский персонал; младшая медицинская сестра по уходу за больными, сестра-хозяйка. Кроме указанных наименований, целесообразно использовать наименования, содержащиеся в действующих штатных нормативах соответствующих лечебно-профилактических учреждений, например санитарка-буфетчица, санитарка-уборщица, санитарка-ваннщица и т. д. Роль работников кадровой службы в соблюдении номенклатуры должностей и специальностей определяется тем, что штатное расписание в соответствии с его современной формой, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1, подписывается (и, как правило, разрабатывается) руководителем кадровой службы. При составлении штатного расписания, являющегося результатом совместной работы кадровой и экономической служб учреждений здравоохранения, следует учитывать следующие положения. Руководителям учреждений предоставлены широкие права в разработке местных норм и нормативов по труду, а отраслевые нормативные документы применяются в качестве методических рекомендаций. Штатные нормативы не определяют принципы, методы и формы организации медицинской помощи, а штатное расписание не предопределяет место расположения отдельных структурных подразделений или рабочего места отдельных работников.
39. Права пациента универсальны, то есть они действуют в любой ситуации оказания медицинской помощи. Они следующие: 9. На получение информации о своих правах и обязанностях. Закон РТ «Об охране здоровья граждан» от 18.06.98 года N1659, статья 29 — права пациента. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
С 1990 по 2011 годы существенно возросло число случаев заболеваний, приводящих к смерти.Число случаев заболеваний системы кровообращения возросло в 2 раза, онкологических — на 60, 0%. Число болезней костно–мышечной системы и соединительной ткани, приводящих к инвалидности, возросло в 2 раза. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (25, 1%) и болезни системы кровообращения (14, 0%). Здоровье граждан, как социально–экономическая категория, является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой важнейший элемент национального богатства страны. Ценность здоровья, как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и, таким образом, уменьшением численности населения. Важнейшей целевой установкой Программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения страны. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии. Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам Российской Федерации с учетом демографической ситуации является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 – 2006 годах были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения: § возрождение системы профилактики заболеваний; § формирование культуры здорового образа жизни; § создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей; § укрепление системы первичной медико–санитарной помощи; § обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно–курортного лечения; § повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг. В последние годы государством осуществлены значительные инвестиции, направленные на решение указанных проблем. Инициированы и реализуются крупномасштабные проекты: § приоритетный национальный проект «Здоровье»; § федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально–значимыми § заболеваниями»; § региональные программы модернизации здравоохранения. Итоги реализации указанных государственных инициатив к 2013 году (к началу реализации Программы) характеризуются следующими показателями: § перелом в тенденции снижения численности населения – в 2011 году был обеспечен рост численности населения на 165 тыс. человек (в период 2000 – 2005 годов численность населения уменьшалась на 700 тыс. человек ежегодно); § увеличение рождаемости – в 2011 году родилось 1793, 8 тыс. детей, что на 0, 2% больше, чем в 2010 году; § снижение показателей смертности – общий показатель смертности, т.е. число умерших от всех причин на 1000 человек, в 2011 году составил 13, 5 (в 2010 г. — 14, 2), что отражает положительную динамику; § снижение показателей младенческой смертности – младенческая смертность на 1000 родившихся живыми в 2011 году снизилась на 2, 3% по сравнению с 2010 годом и составила 7, 4 на 1000 родившихся живыми; § повышение эффективности скорой медицинской помощи – по сравнению с 2006 годом количество смертей в машинах скорой помощи снизилось практически в 10 раз; § увеличение ожидаемой продолжительность жизни – в период 2006 – 2011 годов ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 65, 3 лет до 70, 3 лет. Уровень государственного финансирования системы здравоохранения остается недостаточным и составляет 3, 2–3, 5% от ВВП, что в 2–3 раза ниже, чем в странах ЕС. В области правового регулирования сферы охраны здоровья проведен целый ряд структурных реформ. За период 2006 – 2011 годы приняты принципиальные решения и нормативные документы, основными из которых с точки зрения влияния на состояние и развитие здравоохранения являются: § Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; § Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; § Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»; § Федеральный закон «О ратификации рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»; § Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года; § Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года; § Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы; § Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года; § Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года; § Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»; § Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»; § Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»; § Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года; § План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года. Таким образом, к настоящему моменту удалось добиться ряда значительных сдвигов как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Преодолён демографический «провал», обусловленный последствиями 90–х годов. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения, их постепенного приближения к европейскому уровню. В России к настоящему моменту сформированы условия для активного развития медицинских организаций всех форм собственности. В современных условиях частный сектор будет гибко реагировать и использовать предоставляемые возможности. Со стороны государства наиболее эффективным механизмом стимулирования и регулирования развития медицинских организаций всех форм собственности будет реализация прагматичной тарифной политики. Существенные позитивные сдвиги в улучшении здоровья населения могут быть достигнуты при умеренном росте затрат за счет реализации комплексной стратегии, ориентированной на оптимальное сочетание медицинских и немедицинских факторов борьбы с заболеваниями. Наиболее значимые и недостаточно используемые резервы связаны с сокращением заболеваемости и смертности активной части населения, лиц в трудоспособном возрасте. В медицинской отрасли предстоит осуществить структурные сдвиги, нацеленные на оптимизацию соотношения стационарной и амбулаторно–поликлинической помощи на основе усиления координации и преемственности между ними, более целенаправленной и качественной подготовки медицинского персонала для амбулаторного звена и улучшения технической оснащенности медицинских организаций. 41.В современных условиях, когда началось реформирование здравоохранения нашей страны, неизмеримо возрастают задачи главных медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений по организации работы сестринского персонала в соответствии с новыми сложными проблемами, решаемыми в реформируемых учреждениях здравоохранения. Повышение качества и эффективности управленческой деятельности главных медицинских сестер возможно только на основе использования современной науки об управлении. Управление сестринским персоналом — это целенаправленная деятельность руководителей сестринских служб лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их подразделений, использующих различные механизмы управления и каналы связи для обеспечения слаженной, квалифицированной работы сестринского персонала по оказанию пациентам сестринской помощи соответствующего количества и качества. Так, вамбулаторно-поликлинических учреждениях следует обеспечить работу сестринского персонала во вновь организуемых дневных стационарах, стационарах на дому, центрах амбулаторной хирургии, службах врачей общей практики и др. Очень сложные задачи стоят перед сестринским персоналом стационаров после их структурной перестройки в больницы интенсивного наблюдения, восстановительного лечения, а также в больницы для лечения больных с хроническими заболеваниями и больныцы медико-социальной помощи. В ЛПУ организационная структура управления сестринским персоналом включает в себя: субъекты управления сестринским персоналом, т. е. тех, кто управляет сестринским персоналом; объекты управления, т. е. сестринский персонал, которым управляют субъекты управления; механизмы управления — различные виды управленческих воздействий, с помощью которых обеспечивается эффективное управление сестринским персоналом и выполнение поставленных перед ним задач; Способы и каналы передачи информации (прямой — управленческие решения и обратный — информация о ходе выполнения управленческих решений) между субъектами и объектами управления. Взаимоотношения элементов организационной структуры управления сестринским персоналом для решения проблем сестринского дела в ЛПУ можно представить в виде следующей схемы:
Между субъектами и объектами управления должна осуществляться постоянная двусторонняя связь: субъекты управления доводят до объектов управления управленческие решения, а объекты управления направляют субъектам управления информацию, отчетность и другие сведения о ходе выполнения этих решений. Важнейшим обязательным каналом обратной связи объектов управления с субъектами управления является контроль за ходом выполнения управленческих решений и эффективностью деятельности сестринского персонала. Механизмы управления, используемые руководителем сестринских служб, позволяют определить цели управления применительно к работе данного ЛПУ, уточнить основные направления (функции) управленческой деятельности главных медицинских сестер, осуществлять управленческую деятельность на основе важнейших принципов управления и широко использовать организационно-распорядительные, социально-психологические и экономические методы управления. Таким образом, организационная структура управления сестринским персоналом ЛПУ представляет собой сложную, взаимосвязанную управленческую систему, которая может успешно функционировать и обеспечивать высокое качество сестринского дела в ЛПУ только при условии эффективного использования всех потенциальных возможностей каждого ее элемента. Рассмотрим последовательно, что представляет из себя каждый из элементов организационной структуры управления сестринским персоналом ЛПУ.
Субъекты управления сестринским персоналом сестринский персонал управление Субъекты управления сестринским персоналом ЛПУ — это руководители сестринских служб медицинских учреждений: главные медицинские сестры или заместители главных врачей по работе с сестринским и младшим медицинским персоналом, директора больниц (домов) сестринского ухода и хосписов. В последние годы в ряде крупных ЛПУ были введены должности заместителей главных врачей по работе с сестринским и младшим медицинским персоналом, что способствовало повышению качества управления сестринским персоналом и поднятию авторитета руководителей сестринских служб ЛПУ. Что касается домов (больниц) сестринского ухода и хосписов, то они являются учреждениями, в которых работают главным образом медицинские сестры и младший медицинский персонал, и, следовательно, руководители этих учреждений также являются руководителями сестринских служб данных ЛПУ. К сожалению, этих очень нужных учреждений открыто пока недостаточно. Главные медицинские сестры, а также главные акушерки и главные фельдшера — это основная группа руководителей сестринских служб ЛПУ, которые осуществляют руководство работой, прежде всего старших медицинских сестер подразделений ЛПУ: старших медицинских сестер, старших операционных медицинских сестер, старших акушерок, старших фельдшеров и др. и обеспечивают стратегию совершенствования сестринского дела в ЛПУ. В некоторых учреждениях, расположенных в нескольких крупных корпусах, введены должности главных медицинских сестер лечебных корпусов при сохранении должностей главной медицинской сестры больницы и старших медицинских сестер лечебных отделений корпусов. В клиниках Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова введены должности главных медицинских сестер клиник при сохранении должности главной медицинской сестры при управлении всеми клиниками, а в каждой отдельной клинике предусмотрены также должности старших медицинских сестер. В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения к должностям руководителей учреждения относится главная медицинская сестра. Следовательно, главная медицинская сестра является должностным лицом учреждения со всеми вытекающими отсюда правами и ответственностью. Тарифно-квалификационной характеристикой на главную медицинскую сестру (приложение 2 к постановлению Минтруда России от 27.08.97 N° 43) предусмотрено, что для занятия этой должности необходимо высшее медицинское образование без предъявления требований к стажу работы или среднее медицинское образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет. Приказом Минздрава России от 19.06.97 № 249 " О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" установлено, что лица, занимающие должности главных медицинских сестер, должны иметь специальность " организация сестринского дела'. Данным приказом утверждены Положение о специалистах по организации сестринского дела (далее - Положение) и Квалификационная характеристика на указанных специалистов. В Положении конкретизированы требования к допуску на работу по специальности " организация сестринского дела". К профессиональной деятельности в качестве специалиста по организации сестринского дела допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование по специальности " Сестринское дело" или среднее медицинское образование по специальностям: " Сестринское дело", " Лечебное дело", " Акушерское дело" и сертификат по специальности " Организация сестринского дела". В Положении наряду с общими требованиями подробно изложены обязанности, права и ответственность указанных специалистов, что позволяет использовать его как основу для разработки должностных инструкций для главных медицинских сестер. Квалификационная характеристика на специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием по специальности " Организация сестринского дела" включает в себя подробный перечень общих и специальных знаний и общих умений, которыми должны обладать указанные специалисты. Эти же требования предусмотрены при аттестации и сертификации главных медицинских сестер. Главная медицинская сестра назначается и увольняется с работы приказом главного врача ЛПУ. Для повышения эффективности управленческой деятельности главных медицинских сестер в ряде крупных ЛПУ созданы службы главных медицинских сестер. Так, службы главных медицинских сестер включают т. н. главных специалистов по определенным направлениям деятельности — главных (старших) медицинских сестер больниц по хирургии, педиатрии и др.; по работе с палатными медицинскими сестрами, процедурными медицинскими сестрами, операционными медицинскими сестрами; по обучению медицинских сестер и контролю за их работой и др. В ряде ЛПУ созданы методические кабинеты по обучению и т. д.* К субъектам управления сестринским персоналом, т. е. в основном к главным медицинским сестрам, предъявляются следующие основные требования. 1. При назначении на должность главных медицинских сестер следует обязательно учитывать их желание заниматься управленческой деятельностью и не назначать на эту должность вопреки их желанию. 2. Кандидаты на должности главных медицинских сестер должны обладать определенным комплексом личностных общечеловеческих качеств, без которых невозможно осуществлять управление людьми. 3. Руководители должны иметь достаточную профессиональную подготовку в соответствии с требованиями Квалификационной характеристики на специалистов по организации сестринского дела и владеть подробной информацией о деятельности того ЛПУ, в котором они работают (или будут работать). 4. Главные медицинские сестры должны обладать знаниями о деятельности фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) и особенно о требованиях, предъявляемых ими к ЛПУ. 5. Эффективная работа руководителей возможна только при наличии четко очерченного круга должностных обязанностей, прав, ответственности и подчиненности. Особенно важно определить непосредственных начальников главной медицинской сестры, имеющих право давать ей приказы и указания. Как правило, их целесообразно ограничить главным врачом, а при его отсутствии — лицом, его замещающим. Что касается других руководителей ЛПУ, то главная медицинская сестра должна с ними сотрудничать на равных, т. е. на партнерских условиях. Круг лиц, подчиняющихся главной медицинской сестре, должен быть ограничен старшими медицинскими сестрами (акушерками, фельдшерами, фармацевтами). 6. Комплексная, системная, целенаправленная работа главных медицинских сестер, охват ими всех актуальных проблем деятельности сестринского персонала ЛПУ возможны только при наличии детально разработанных и утвержденных планов работы и регламента их деятельности на месяц. Значительно расширяют их возможности по осуществлению эффективной управленческой деятельности активизация работы Совета медицинских сестер и особенно создание аппарата управления в виде введения должностей главных специалистов ЛПУ по направлениям (по хирургии, педиатрии и др., старших медицинских сестер по обучению и контролю, старших палатных, процедурных, операционных, участковых медицинских сестер учреждения и др.), создание и организация работы учебно-методических кабинетов и т. д. Исключительно важным для главных медицинских сестер следует считать овладение правилами делегирования своих рутинных функций старшим медицинским сестрам и главным специалистам. В связи с начатой работой по реформированию здравоохранения — структурной перестройкой стационарной помощи, перераспределением стационарных объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический уровень, развитием сети дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии, консультативно-диагностических центров, созданием службы врача общей практики и другими направлениями развития и преобразования медицинских служб — крайне важно активизировать работу по организации и адаптации деятельности сестринского персонала к работе в реформируемых и преобразуемых ЛПУ. Важнейшим обязательным элементом управленческой деятельности главных медицинских сестер является систематический контроль за работой старших медицинских сестер, выполнением ими своих должностных обязанностей по организации сестринского ухода, внедрением стандартов деятельности сестринского персонала, обеспечением высокого качества сестринского ухода и т. д. К этой работе главная медицинская сестра должна шире привлекать членов Совета медицинских сестер. Эффективное управление работой сестринского персонала возможно только при условии постоянной заботы о них: об их здоровье, охране труда, создании благоприятного психологического микроклимата в трудовом коллективе, оптимизации нагрузки, удобном графике работы, предоставлении желающим возможности получения дополнительного заработка и т. д. Руководители сестринских служб должны постоянно повышать свою квалификацию, изучать новые нормативные материалы, литературу по развитию сестринского дела, опыт передовых руководителей сестринских служб и других ЛПУ, внедрять их позитивный опыт в свою работу. Руководители сестринских служб должны стремиться к лидерству в своих организациях и влиять на других таким образом, чтобы они эффективно работали на достижение целей эффективной сестринской помощи пациентам, при этом подчиненные должны твердо знать, что их усилия будут известны руководителю и он их должным образом оценит. При оценке эффективности руководства руководителей сестринских служб целесообразно использовать " управленческую решетку, модифицированную Блэйком и Мутоном. На этой решетке используются два основных критерия: степень учета интересов людей и степень учета интересов производства, при этом степень " заботы о человеке" и степень " заботы о производстве" ранжируются по шкале от 1 до 9. Объекты управления сестринским персоналом К объектам управления сестринским и младшим медицинским персоналом относятся должности среднего медицинского и фармацевтического персонала, младшего медицинского и фармацевтического персонала, перечисленные в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения*. В ряде ЛПУ наряду с перечисленными появились новые должности: медицинские сестры — консультанты по уходу за пациентами, медицинские сестры-координаторы, медицинские сестры дневных стационаров и др. В последние годы в ЛПУ созданы специальные службы по анализу и учету работы с застрахованными по ОМС, где большую и сложную работу ведут медицинские сестры, медицинские статистики и медицинские регистраторы. В ряде ЛПУ организованы оперативные отделы (диспетчерские службы), где успешно работают медицинские регистраторы и медицинские сестры. К объектам управления сестринским персоналом предъявляются определенные требования: Работники, занятые на должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала, должны иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом государственного образца, сертификат специалиста и, желательно, аттестационную категорию. Работники должны четко знать свои должностные обязанности, права и ответственность. Работники должны выполнять сестринские манипуляции в точном соответствии со стандартами деятельности, утвержденными в установленном порядке и доведенными до сведения работников. Нагрузка работников, устанавливаемая руководителем учреждения, должна соответствовать физиологическим возможностям работников качественно выполнять свои обязанности. Для работников необходимо создать благоприятные условия: составить оптимальные графики работы и отпусков; обеспечить их средствами малой механизации труда; создать диспетчерскую (оперативную) и транспортную (межотделенческую) службы; ввести должности курьеров по учреждению; организовать централизованную службу наркотиков (ЦСН); внедрить единую компьютерную сеть, объединяющую автоматизированные рабочие места (АРМ); эффективно организовать работу централизованного стерилизационного отделения (ЦСО) и других служб, оказывающих помощь в первую очередь средним медицинским работникам лечебных отделений. Особенно важно внедрять в учреждениях важнейший принцип организации работы: все службы ЛПУ работают на максимальное удовлетворение потребностей лечебных отделений". Необходимо обеспечить работникам безопасные условия труда, охрану их здоровья и т. д. Исключительно важно, чтобы руководители использовали все имеющиеся возможности действующего законодательства для достойной оплаты труда работников (повышения, надбавки, доплаты, премирование, использование средств ОМС и др.). Важнейший фактор обеспечения эффективной работы средних медицинских и фармацевтических работников — создание условий для постоянного повышения их квалификации, самоподготовки, прохождения аттестации и сертификации, а также включение лучших и перспективных работников в резерв кадров для замещения должностей руководителей и других наиболее важных для сестринского дела должностей в ЛПУ. 42. В настоящее время все сферы деятельности государства претерпевают определенные изменения. В значительной степени это касается и охраны здоровья населения. Цель проводимой реформы отечественного здравоохранения заключается в повышении медицинской, социальной и экономической эффективности системы охраны здоровья населения. Первоочередной задачей всех медицинских работников страны является консолидация всех слоев общества в охране здоровья, поскольку проблема улучшения здоровья – это проблема изменения ценности здоровья в системе ценностей общества и личности. Значительная роль в реализации поставленных задач принадлежит специалистам со средним медицинским образованием. Первоочередной задачей региональных органов здравоохранения является тщательная оценка (ревизия) состава сотрудников первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи с целью разработки плана подготовки и повышения квалификации, а также пересмотра дополнительных обязанностей с повышением статуса сестринского звена до современного уровня. Все перечисленные задачи достаточно актуальны в свете современного состояния здоровья нации. Особенно это касается сельского населения. Наиболее важным звеном здравоохранения является первичная медикосанитарная помощь, т. к. амбулаторная медицинская помощь – наиболее массовая и доступная. В поликлинике начинают и заканчивают лечение 80% всех пациентов, обратившихся за медицинской помощью. В настоящее время государство обратило самое серьезное внимание на здоровье населения, начав укрепление здравоохранения именно с амбулаторной помощи. В сентябре 2005 г. Президент Российской Федерации обозначил основные направления развития страны на ближайшую перспективу – приоритетные национальные проекты, в т. ч. в области здравоохранения. Национальный проект “Здоровье”, основные мероприятия и параметры которого утверждены Советом при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов 21.12.2005, предусматривает два основных блока мероприятий: 1) развитие и укрепление первичной медико-санитарной помощи населению; 2) обеспечение граждан Российской Федерации доступной высокотехнологичной медицинской помощью. Результаты первых этапов реализации Национального проекта “Здоровье” свидетельствуют, что эта область в числе национальных проектов России, объявленных приоритетными, является наиболее проработанной. Разработка нормативных правовых актов по реализации проекта практически завершена. Основная задача заключается в необходимости улучшения качества медицинской помощи, прежде всего за счет усиления стимулов деятельности медицинских коллективов, экономической и морально-психологической заинтересованности медицинских работников. Авторы изучили различные программы расчета доплат медперсоналу по ОМС в поликлиниках г. Москвы. По результатам проведенного исследования, зарплата врачей увеличилась в 1, 7 раз, среднего медперсонала – в 1, 6 раз. Программа иммунизации населения в рамках Национального календаря прививок, а также против гриппа предусматривает ряд мер. Так, в течение 2006 г. дополнительной иммунизации в РФ подлежат: · против вирусного гепатита В – 10 млн детей от 1 года до 17 лет, ранее не привитых; · против краснухи – 5 млн детей 5–7 лет, а также в возрасте 14–17 лет, не болевших и не привитых ранее; · против полиомиелита инактивированной вакциной – 150 тыс. детей раннего возраста; · против гриппа – 22 млн чел. (дети, посещающие дошкольные учреждения, учащиеся 1–4 классов, медицинские работники, работники образовательных учреждений и лица старше 60 лет). По состоянию на 01.09.2006 в Российской Федерации охват двукратной иммунизацией против гепатита В составил 90, 0%, прививками против краснухи – 40, 0% лиц, подлежащих вакцинации. Вакцина против гриппа “Гриппол” отечественного производства приобретена в количестве 22 млн доз. С 14.08.2006 осуществляются поставки вакцины в субъекты Федерации. В России в отличие от стран Запада средние медицинские работники, занятые в городских амбулаторно-поликлинических учреждениях, не ведут самостоятельный прием пациентов. Работая совместно с врачами-специалистами в поликлинических кабинетах различного профиля, медсестры оказывают помощь врачам в обслуживании больных и здоровых посетителей, проведении профилактических мероприятий среди населения, оформлении медицинской учетно-оперативной документации, а также в анализе деятельности и составлении отчетов о проделанной работе. По характеру выполняемых функций медсестры специализированных кабинетов амбулаторно-поликлинических учреждений разделены на две большие группы: · медицинские сестры, работающие в кабинетах терапевтического профиля (терапевтическом, педиатрическом, неврологическом), которым на приеме с врачом не приходится или почти не приходится выполнять процедуры и манипуляции; · медицинские сестры, работающие в кабинетах хирургического профиля (хирургическом, отоларингологическом и др.), которые выполняют различные лечебно-диагностические манипуляции и процедуры. Содержание труда медицинских сестер всех перечисленных категорий складывается из следующих основных разделов: подготовительная работа; лечебно-диагностическая работа; оформление медицинской документации. Вопросы совершенствования организации труда медицинских сестер на поликлиническом приеме нельзя рассматривать изолированно, вне связи с вопросами рациональной организации труда поликлинических врачей соответствующих профилей, организационных форм работы других подразделений и служб поликлиники. При этом внедрение элементов НОТ в работу врачей на поликлиническом приеме в ряде случаев делает излишним постоянное присутствие медицинской сестры в кабинетах врачей терапевтического профиля (участкового терапевта, кардиоревматолога, эндокринолога, невропатолога). Организация кабинетов и отделений доврачебного приема, отделений профилактических осмотров, централизованное оформление больничных листков специально выделенным работником регистратуры также способствуют освобождению специалистов от выполнения функций, не требующих врачебной квалификации, без привлечения к этой работе медицинских сестер врачебных кабинетов. По мнению многих авторов, объем лечебно-диагностических мероприятий, выполняемых в настоящее время медицинскими сестрами при обслуживании пациентов на дому, может быть значительно расширен, особенно в условиях неполной укомплектованности врачебных должностей. В настоящее время работа участковых медицинских сестер у постели больного в подавляющем большинстве случаев ограничивается выполнением инъекций (77%), простейшим обследованием, например измерением температуры, пульса, осмотром (12%), выполнением таких процедур, как банки, клизмы, физиотерапевтические процедуры (8%). Уровень профессиональной подготовки медицинских сестер позволяет поручить им, кроме перечисленных мероприятий, выполнение на дому таких обязанностей, как взятие материалов для лабораторных анализов, снятие электрокардиограмм, проведение различных физиотерапевтических процедур, массажа, лечебной физкультуры. Эти функции соответствуют их квалификации и нуждам больных. По усмотрению врача и под его контролем медицинские сестры могли бы самостоятельно посещать некоторых больных, особенно с хроническими заболеваниями, а также с временной утратой трудоспособности. Эта мера способствовала бы, с одной стороны, регулированию активных врачебных посещений, а с другой – усилению контроля за соблюдением больными режима лечения, что уменьшает вероятность осложнений и перехода заболеваний в хронические формы. Увеличение времени, отводимого для работы медицинских сестер на участке, за счет сокращения времени пребывания их во врачебных кабинетах на приемах, а также расширение диапазона проводимых ими лечебно-диагностических мероприятий, несомненно, положительно отразится на качестве оказываемой населению амбулаторно-поликлинической помощи. 43. Современные научные факты, приводимые в работах зарубежными и отечественными исследователями, позволяют утверждать, что ВБИ возникают по меньшей мере у 5-12% больных, поступающих в лечебные учреждения. Так, в США ежегодно регистрируется до 2000 000 заболеваний в стационарах, в ФРГ 500000-700000, что составляет примерно 1% населения этих стран. В США из 120000 и более больных, зараженных ВБИ, погибают около 25% заболевших и, по оценкам экспертов, ВБИ представляют собой основную причину летальных исходов. Полученные в последние годы данные свидетельствуют о том, что ВБИ значительно удлиняют срок пребывания больных в стационарах, а наносимый ими ущерб ежегодно составляет от 5 до 10 млрд долларов в США, в ФРГ - около 500 млн марок. Условно можно выделить три вида ВБИ: · у пациентов, инфицированных в стационарах; · у пациентов, инфицированных при получении поликлинической помощи; · у медицинских работников, заразившихся при оказании медицинской помощи больным в стационарах и поликлиниках. Объединяет все три вида инфекций место инфицирования - лечебное учреждение. Профилактика внутрибольничных инфекций предполагает микробиологический мониторинг с использованием современной медицинской аппаратуры и новейших лекарств. Для выявления ВБИ нужна государственная национальная программа по контролю за антибиотикорезистентностью. Основные направления профилактики ВБИ: · применение современных антибиотиков, в основном зарубежного производства; · грамотное применение антибиотиков; беспорядочное назначение и прием антибиотиков лишь ухудшают ситуацию, стимулируя отбор новых резистентных штаммов; · комплекс дезинфекционно-стерилизационных мероприятий с применением современных дезинфицирующих средств; · применение тканевых и полимерных стерильных повязок, тотально имплантируемых катетеров и помп для снижения частоты катетерассоциированных инфекций; · медперсонал во избежание переноса ВБИ не должен забывать о значении мытья рук; · специальные меры защиты больного – гнобиологические камеры, асептические палаты, контроль состояния внутривенных катетеров, проверка наличия сосудистой инфекции; · повышение качества реактивов для микробиологических исследований; · свободный режим посещения; при свободном доступе посетителей пришедшие с «воли» микроорганизмы конкурируют с «хозяевами» стационаров активнее любого дезсредства, а в родовспомогательных учреждениях рекомендуется совместное пребывание матери и ребенка, раннее прикладывание к груди со свободным вскармливанием, ранняя выписка из стационара (на 2–4-й день); · сокращение сроков госпитализации; · программы охраны здоровья больничного персонала. В последние годы из-за нехватки персонала сложилась практика совмещения обязанностей медсестры, акушерки и санитарки. Недопустимо осуществлять мытье палат и других помещений в часы, предназначенные для проведения тех или иных манипуляций, предусмотренных функциональными обязанностями медсестры или акушерки. Для лечебно-профилактических учреждений России Минздравом РФ утверждена технология стерилизации «Чистый инструмент». Такие системы предусматривают организацию потоков «грязных» и стерильных изделий, что полностью исключает возможность использования нестерильных изделий и обеспечивают полный контроль каждой единицы в пределах больницы. Главное место в организации и работе этих потоков занимают централизованные отделения стерилизации (ЦСО). ЦСО позволяют значительно улучшить качество обеззараживания и стерилизации медицинского инструмента, а именно: · Зонирование технологического процесса и наличие разграничительных стен исключает пересечение транспортных потоков и риск повторной контаминации стерильных медицинских изделий. · Появляется возможность механизировать и автоматизировать ручной труд на операциях предстерилизационной очистки и стерилизации, т.е. минимизировать влияние человеческого фактора. Предстерилизационная очистка должна производиться с применением современного моечного и дезинфекционного об
|