Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория трудовых установок А. Гастева






Данная теория была разработана в 20-е годы XX века. Она является

отражением энтузиазма советских людей того времени (лозунги, досрочное выполнение плана, социалистические соревнования).

Для применения теории А. Гастева на практике должны быть созданы мотивы, апеллирующие к высшим человеческим характеристикам, таким как энтузиазм, долг, совесть, дух соревнования.

· Концепция кружков качества

· Концепция (теория мотивации бездефектного труда) была разработана в 1962 году в Токио. В ее основе лежат принципы деятельности кружков качества:

· активизация поведения человека и его интеллектуальной деятельности в условиях работы в группе людей, а не самостоятельно;

· количественное ограничение числа работников кружка (3-13 человек);

· добровольность вхождения в кружок;

· работа непосредственно на рабочем месте, в привычной рабочей обстановке и атмосфере;

· формулирование задач и проблем как составная часть деятельности производственной группы;

· принцип бездефектного труда («личное клеймо», личная ответственность участка и т. п.);

· соревновательный характер групп;

· наличие системы поощрений;

· политика взаимного обучения, обогащения знаниями.

· Система мотивации

· Система мотивации реализует три основные функции:

o Планирование мотивации:

· выявление актуальных потребностей;

· установление иерархии потребностей;

· анализ изменения потребностей;

· анализ взаимосвязи между потребностями и стимулами;

· планирование стратегии и целей мотивации;

· выбор конкретного способа мотивации.

o Осуществление мотивации:

· создание условий, отвечающих потребностям;

· обеспечение вознаграждением за требуемые результаты;

· создание у работника уверенности в достижении поставленных целей;

· создание впечатления у работника о высокой ценности вознаграждения.

o Управление мотивационными процессами:

· контроль мотивации;

· сравнение результатов деятельности с требуемыми;

· корректировка мотивационных стимулов.

· Общим для всех функций является подбор кадров с высоким уровнем внутренней мотивации.

 

31. Социальная эффективность – это соотношение затрат на проведение социальных мероприятий с полученными результатами. Поэтому обеспечение социальной сферы нельзя рассматривать с точки зрения размеров ее финансирования, необходимо оценивать эффективность распределения ресурсов. Это можно сделать с помощью системы статистических показателей, характеризующих количественные и качественные стороны социальных явлений и процессов. Вся система показателей социального развития может быть разбита на восемь разделов.

1. Социально-демографические (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, миграция, численность семей и т.п.)

2. Социально-трудовые (состояние трудовых ресурсов, динамика занятости и безработицы, условия и оценка труда и т.п.)

3. Уровень и качество жизни населения (динамика реальных денежных доходов, потребления товаров, денежных сбережений, социальных пособий и т.п.).

4. Жилищное обеспечение населения (характеристика жилищного фонда по метражу, благоустройству, принадлежности и потребности в улучшении).

5. Здоровье населения и здравоохранение (динамика заболеваемости, характеристика причин смертности, инвалидности, медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения).

6. Народное образование, культура, информационные услуги (динамика количества обучающихся, характеристика инфраструктуры и кадрового потенциала).

7. Экономическая и социальная безопасность (затраты на обеспечение экологической безопасности и борьбу с преступностью, пороговые значения экологических показателей и показателей криминогенности).

8. Социально-психологическое самочувствие населения (социальная удовлетворенность, ущемленность, тревожность, конфликтность).

Основными социальными индикаторами являются величина прожиточного минимума, доля населения, находящегося за порогом бедности, величина поляризации доходов, доля получающих профессиональное образование, перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению, доля безработных, средняя продолжительность жизни, детская смертность, рождаемость и др.

Специалистами ООН разработан Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он является интегральным показателем не только уровня жизни, но и экономики в целом. ИРЧП рассчитывается на основе показателей, характеризующих следующие аспекты жизни общества:

1. Физическое состояние людей, их долголетие (показатель – средняя ожидаемая продолжительность жизни).

2. Духовное и интеллектуальное развитие людей (показатель – уровень образования, то есть доля грамотных людей и удельный вес обучающейся молодежи).

3. Материальная обеспеченность людей, то есть реальные доходы на душу населения (показатель – ВВП на душу населения с поправкой на покупательную способность и равномерность распределения доходов в обществе).

В настоящее время ИРЧП исчисляется и измеряется практически для всех стран мира. В 2006 г. Беларусь занимала 67, Россия – 65 место, в 2007 г. – Беларусь – 64, Россия – 67.

В качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социальной политики, распределении направляемых в социальную сферу ресурсов используются государственные минимальные социальные стандарты. Это законодательно установленный на определенный период уровень социальных гарантий, выраженный через социальные нормативы и отражающие важнейшие потребности человека. Они регламентируют приоритетные направления СП.

Важнейшими государственными социальными стандартами являются:

1. В сфере доходов населения – прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам.

2. В сфере оплаты труда – минимальный размер оплаты труда.

3. В области пенсионного обеспечения – минимальные размеры государственных пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий.

4. В области социальной защиты – государственные пособия граждан по безработице, семьям с детьми, социальные пособия в рамках адресной поддержки малоимущих.

5. В области образования – бесплатные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений.

6. В здравоохранении – услуги медицинской помощи, а также услуги санитарного и профилактического характера, в государственных лечебно-профилактических учреждениях, перечень которых устанавливается законом.

7. В сфере культуры – перечень бесплатных и общедоступных услуг учреждений культуры и нормы обеспеченности ими населения.

8. В сфере жилищно-коммунального хозяйства набор и нормы услуг ЖКХ с использованием средств бюджетов всех уровней, социальная норма площади жилья и т.п.

Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его деятельности.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, он должен обеспечивать условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей на минимально допустимом уровне.

Уровень жизни – это показатель, характеризующий благосостояние людей, социальных групп и всего населения страны или региона. Он определяется текущими доходами, накопленным материальным имуществом, количеством социальных услуг, получаемых бесплатно, объемом и структурой расходов.

Качество жизни – комплексная характеристика уровня, а также объективных и субъективных условий жизни населения. Среди объективных факторов – экономическое, экологическое, географическое, политическое положение, уровень занятости, образования, социального обеспечения. Субъективные факторы – удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением семьи и семейными отношениями.

 

32. С 1993 г. в соответствии с действующим законодательством в нашей стране происходит внедрение механизма медицинского страхования.

Медицинское страхование является формой социальной защиты инте­ресов населения в охране здоровья и представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного за медицин­ские услуги, включенные в программу медицинского страхования (гарантированный перечень медицинских услуг, предоставленных всем категориям населения и финансируемых за счет средств ОМС).

Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финанси­ровать профилактические мероприятия.

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.91 №1499-1, предусматривает введение в России медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и добровольной.

Обязательное является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставленной за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Добровольное расширяет перечень обязательных программ дополнительными медицинскими услугам, действуя на коммер­ческих началах.

Основываясь на анализе практики финансирования и организации здравоохранения в зарубежных странах, условно можно выделить три модели хозяйственного механизма здравоохранения:

1. Преимущественно государственное бесплатное медицинское обслуживание (Англия, Дания, Ирландия)

2. Финансирование основного объема медицинской помощи частными страховыми компаниями (США)

3. Смешанный бюджетно-страховой характер (Франция, Германия, Италия) – за счет государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования.

В нашей стране с целью соединения положительных сторон государственной и частной медицины была выбрана бюджетно-страховая модель. Она одновременно сохраняет государственные гарантии населения в медицинском обслуживании и привлекает в здравоохранение дополнительные ресурсы.

Субъектами, которые выплачивают страховые взносы на обеспечение всех граждан медицинским страхованием (в системе ОМС), выступают работодатели (для работающих граждан) и местные органы исполнительной власти (для неработающих граждан).

Механизм обязательного медицинского страхования (ОМС) в России:

1. Плательщики перечисляют платежи на ОМС в фонды (федеральный-0, 2% и территориальные – 3, 4%) медицинского страхования.

2. Органы исполнительной власти перечисляют платежи на неработающих граждан

3. Территориальный фонд ежемесячно перечисляет на счета страховщиков ОМС средства для оплаты медицинских услуг с учетом среднедушевых нормативов и количества застрахованных. Страховщики производят оплату, проверяют обоснованность счетов за медицинскую помощь, контролируют объем, сроки и качество ее предоставления.

4. Оплата счетов-фактур медицинских учреждений производится ежемесячно в режиме «аванс-окончательный расчет». Окончательный расчет осуществляется в соответствии с фактически выполненными объемами медицинской помощи.

В дополнение к обязательной (государственной) системе ме­дицинского страхования действует дополнительная система доб­ровольного медицинского страхования, организованная, как пра­вило, на «смешанной», акционерной форме собственности. Функционирует она на коммерческих принципах, на которых построены страховые тарифы.

В соответствии с утвержденной номенклатурой учреждения здравоохранения подразделяются на:

· Лечебно-профилактические учреждения (больницы, диспансеры, поликлиники, санатории и т.д.)

· Учреждения профилактической медицины

· Аптечные учреждения

Затраты на содержание лечебно-профилактических учреждений занимают наибольшую долю в расходах на здравоохранение.

Медицинская помощь населению может осуществляться в стационарной и амбулаторно-поликлинической формах.

В основе расчета расходов на содержание стационара лежит показатель среднегодового количества коек.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях основные показатели при планировании расходов: среднегодовое число врачебных должностей и число врачебных посещений.

По данным за 2000 г. в России числилось 10704 больничных учреждений и 21254 амбулаторно-поликлинических единиц. На 10 000 человек населения приходилось 47, 2 врача.

Основные статьи расходов медицинских учреждений:

· Заработная плата - со­ставляет 60% затрат на содержание медицинского учреждения. В настоящее время она устанавливается в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы.

· Административно-хозяйственные расходы включают широкий перечень затрат по обслуживанию лечебного процесса.

· В стационарах большое внимание уделяется расходам на питание больных, определяемым умножением норм затрат на количество койко-дней, планируемых в каждом отделении.

· В таком же порядке осуществляется планирование расходов на приобретение медикаментов и перевязочных средств. С целью контроля за стоимостью медицинских услуг в расчет цен принимаются наиболее дешевые медикаменты.

· Расходы на приобретение медицинского оборудования и расходы на приобретение мягкого инвентаря планируются в пределах выделенных ассигнований и по диффе­ренцированным нормам в зависимости от профиля отделений.

· Затраты на капитальный ремонт зданий медицин­ских учреждений определяются на основе финансово-сметных расчетов в пределах выделяемых бюджетных ассигнований.

К бюджетным ассигнованиям медицинские учреждения вправе привлекать средства, полученные в ходе оказания плат­ных медицинских услуг, в том числе по договорам доброволь­ного медицинского страхования.

Таким образом, медицинское учреждение в условиях рыноч­ной экономики финансируется из нескольких источников:

1) бюджетные ассигнования на неработающее население;

2) финансирование целевых государственных программ;

3)средства обязательного медицинского страхования (платежей, хозяйствующих субъектов);

4) платные услуги по договорам добровольного медицин­ского страхования (ДМС);

5) другие средства.

Расходы на здравоохранение ежегодно предусматриваются в бюджетах всех трех уровней, но основную нагрузку по финансированию массовой сети лечебно-профилактических учреждений и проведению мероприятий в области здравоохранения несут субъекты РФ. Местным и региональным властям приходится сталкиваться с огромным количеством проблем и решать их. Например, удельный вес совокупных расходов на здравоохранение в бюджете Алтайского края за последние три года увеличился с 14, 8 до 17, 4%. На территории Алтая осуществляется 18 федеральных и краевых программ по улучшению системы здравоохранения. Однако в том субъекте РФ, в последние пять лет произошли значительные изменения в организации медицинского обслуживания. За пять лет число круглосуточных коек сократилось на 1677. Но за этот же период открыты дневные стационары на 618 мест, развернуто более 800 коек сестринского ухода.

Формирование расходов бюджета на здравоохранение каждым субъектом Федерации осуществляется самостоятельно.

Пенсионный фонд РФ крупнейший из внебюджетных социаль­ных фондов. Он введен в действие с 1 января 1992 г. постановле­нием Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Бюджет Пенсионного фонда сегодня в Рос­сии — второй по величине после федерального. На долю пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов.

Основной источ­ник доходов Пенсионного фонда РФ — страховые взносы работо­дателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в бан­ках и иных кредитных организациях средств на выплаты работни­кам за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начис­ляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсион­ный фонд РФ начисляются на все виды заработка (дохода) в де­нежной или натуральной форме независимо от источника их фи­нансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и вре­менных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные рабо­ты. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взно­сы в Пенсионный фонд РФ, утверждает Правительство РФ.

Основными задачами Пенсионного фонда РФ как самостоя­тельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуля­ция страховых взносов и расходование средств фонда в соответст­вии с действующим законодательством. Уплата страховых взно­сов в Пенсионный фонд РФ носит обязательный характер, они от­несены к числу первоочередных платежей и включаются в себе­стоимость продукции (работ, услуг).

Особую сложность представляет определение обоснованных та­рифов взносов во внебюджетные фонды, и в Пенсионный фонд РФ в частности. В целом ряде стран существует очень высокая норма пенсионного накопления. Особое место среди этих стран занимает Сингапур, который первым в мире ввел обязательную накопительную пенсионную систему. Все пенсионные накопле­ния в Сингапуре производятся за счет регулярных взносов работ­ников и их работодателей по весьма значительной ставке — 40% заработной платы (половину вносят работодатели и половину — сами работники).

В доходы бюджета Пенсионного фонда РФ, кроме обязательных взносов, поступают также:

• средства федерального бюджета, направляемые через Пенси­онный фонд РФ на целевое финансирование выплаты госу­дарственных пенсий и пособий;

• средства Фонда социального страхования РФ;

• доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ бан­ками;

• пени и финансовые санкции;

• добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

В 2002 году доходная часть бюджета ПФ составила 783477, 7, расходная - 739156, 6.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал