Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метафора
Существует большой арсенал выразительных средств и стилистических Метафора — фигура речи (троп), использующая название объекта одного класса для описания объекта другого класса на основании сходства. В метафоре определенные слова принимают новое, или, как его иногда называют, “расширенное” значение. Это расширение должно быть тем, что философы называют расширением слова (extension of the word), то есть относиться к классу сущностей, которые это слово называет [Ширяева, 1999: 24]. Зависит или не зависит метафора от нового или расширенного значения — это еще вопрос, но то, что она зависит от буквального значения, — это, несомненно: адекватное представление концепта метафоры обязательно должно учитывать, что первичное или буквальное значение слов остается действенным и в их метафорическом употреблении [Лазуренко, 1979: 133-135]. Здесь в первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что тенденция к стандарту и экспрессии поддерживается путем преобладающего Языковая метафора и есть такое оптимальное решение. Кроме того, предпочтение языковых метафор объясняется скоростью составления В отличие от стиля языка художественной литературы, в языке газеты Поскольку в пособиях по газетному стилю и журналистике не В метафоре принято различать три компонента: тему (tenor – T) – то, что сравнивается, образное средство (vehicle – V) – то, с чем сравнивается, и основание для сравнения (ground – G) – общую черту, присущую как теме, так и образному средству [Ричардс, 1990: 54, Лазуренко, 1979: 14]. Метафоры репрезентируют концепты и концептуальную картину мира. Концептуальная метафора рассматривается как концептуальный механизм мышления, базирующийся на установлении ассоциативных связей, сходств и различий между явлениями мира и создающий на этой основе новые личностные смыслы, которые представляют субъективное отношение индивида к миру, его видение, его трактовку определенного фрагмента действительности. Большой интерес представляет теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Исходной точкой в изучении метафоры, положившей начало отдельному направлению в когнитивной лингвистике, стала книга Дж.Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живем» (“Metaphors We Live by” 1980). Американские исследователи полагают, что «метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь» и что «наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична». Система общепринятых концептуальных метафор неосознаваема: «в повседневной деятельности мы чаще всего думаем или действуем автоматически, в соответствии с определенными схемами» [Лакофф, Джонсон, 1990: 387]. Сущность концептуальной метафоры «состоит в осмыслении и переживании явлений одного рода в терминах явлений другого рода»[Лакофф, Джонсон, 1990: 389]. Основной тезис когнитивной теории метафоры, выведенный из работ Дж. Лакоффа, можно свести к следующей идее: метафоризация основана на взаимодействии двух структур знаний – когнитивной структуры «источника» (source domain) и когнитивной структуры «цели» (target domain). В процессе метафоризации некоторые области цели структурируются по образцу источника, иначе говоря, происходит «метафорическая проекция» (metaphorical mapping) [Там же]. Следовательно, в основе образности метафоры лежит соотнесенность с некоторым предметом через другой предмет на основании сходства между ними. Эта соотнесенность может осложняться постоянными ассоциациями. Метафора является одним из механизмов формирования вторичной номинации в заголовках англоязычных статей. Метафоричность заголовков является одной из возможностей создания экспрессии и образности, ибо она, как правило, связана с семантическими сдвигами, что приводит к дополнительной экспрессивной насыщенности текста в целом [Хахалова, 1997: 98]. Например, в заглавии « Magpie Teacher » - « Учитель – инноватор» слово magpie как средство первичной номинации обозначает сороку-учителя. При вторичном окказиональном переименовании актуализируются постоянные ассоциации, вызванные аллюзией на то, что учитель в своей профессиональной деятельности похож на сороку, которая «всегда открыта для чего-то нового», она постоянно в поиске неизведанного, она бросается на все необычное, на то, чего нет у других. Также и учитель всегда стремится применить новую технологию в своей профессии, пытается не останавливаться на привычном стандартном формате урока. Важную роль в создании экспрессивной образности играют структуры, в которых наблюдается нарушение семантической согласованности. Например, в заглавии « The Window of Opportunity » - « Время возможности » существительное window содержит сему конкретности и должно также соотноситься с конкретным существительным, в то время как в приведенном примере оно соотносится с абстрактным существительным opportunity, что повышает образный, а, следовательно, и экспрессивный потенциал заглавия. В статье речь, главным образом, идет о школьниках, которые входят в новую жизнь и для которых открыты все двери, а они уже должны сделать свой выбор по жизни. В статье под заголовком « The mountain man » - «Успешный человек» говорится о человеке, который самостоятельно достиг успехов в жизни и смог вырваться из бедного района, где он родился и вырос. Ему удалось получить высшее образование, а теперь он баллотируется на пост Премьера – министра. Согласно словарю «Англо-русскому словарю» слово «mountain» имеет значение «гора, гористая местность» [Мюллер, 2003: 506]. В этом случае вторичная номинация реализуется через изменение основного значение слова «mountain» и приобретения им нового смыслового значения «успешный». «1999: a Diamond Year for Weddings» – «1999: Особый год для свадеб». Этот заголовок является ярким примером игры слов: diamond (бриллиант) обычно ассоциируется со словом wedding (в Британии бриллиантовая свадьба празднуется после 60 лет после совместной жизни), однако в данном контексте автор заголовка использует необычное сочетание a diamond year, тем самым намекая на " особый год", в котором праздновалось много бриллиантовых свадеб. Так в заголовке « Flirting with suicide » - « Игра со смертью » речь идет о человеке, который играет со смертью, принимая наркотики. В этом случае вторичная номинация осуществляется по средствам изменения первичного значения глагола «to flirt» - флиртовать и приобретает новое значение «играть». «They are Off!» –«Марш!». Автор этого заголовка для статьи об открытии Олимпийских игр в Сиднее использует фразовый глагол to be off (уехать, отправиться), в значении — начаться, стартовать, что придает заголовку триумфальную, торжественную, и в то же время слегка юмористическую окраску, так как подобная фраза часто используется спортивными комментаторами при объявлении о начале гонок. Таким образом, в основе этого примера лежит явление вторичной номинации. В заглавии « A picture speaks a thousand words » - « Документы говорят о многом»нарушена семантическая согласованность, поскольку глагол to speak содержит сему одушевленности и узуально обозначает действия, свойственные только живым существам. Перенос семы одушевленности на неодушевленный предмет способствует созданию метафорического олицетворения и выдвижению экспрессивной стилистической функции в заглавии. Статья с таким заголовком рассказывает о том, что введена новая система проверки документов на европейских таможнях. Вторичная номинация реализуется в этом примере на основе изменения значения слова «a picture». «Kitchen cabinet» - «Группа неофициальных советников». В статье под этим заголовком идет речь о людях, которые непосредственно влияют на принятие политических решений, но в тоже время они не имеют никакого прямого отношения к политике. В этом заголовке встречается вторичная номинация в сочетании с метафорой, осуществляемая через изменение значения слова «kitchen», которое приобретает новое не свойственное ему значение как «неофициальный». «Girl in Search of a Great Catch» – «Девушки в поиске богатого улова». Так называлась заметка о девушках, которые стремились найти себе хороших мужей. Внимание читателя привлекается сразу же к выражению a great catch - «хороший, богатый улов» (т.е. жених, муж). Газетные аллюзии, таким образом, являются неотъемлемым и важным элементом газетного стиля, который способствует реализации его главной задачи - донести читателю информацию в сжатом виде и оказать на него определенное воздействие. В статье под заголовком «Reagan's Legions» - «Администрация Рейгана» формируется феномен вторичной номинации через подмену значения слова «Legion» с «легион» на «администрация» в сочетании со стилистическим приемом метафорой.
|