Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники и историография






Внутренняя политика древнерусских князей сер.IX -сер.X вв.

 

Курсовая работа

 

Исполнитель:

студент гр.И-11 Тихоненко Антон

Сергеевич

 

Научный руководитель:

д.и.н., профессор Макушников Олег

Анатольевич

 

 

Гомель 2015

 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Источники и историография. 4

Глава 2.Изучение внутренней политики Киевской Руси. 7

Глава 3. Исследование источников по внутренней политике Киевской Руси………………………………………………………………………………15

Заключение. 21

Список литературы.. 22

 

Введение

 

Данная работа посвящена становлению и истории Киевской Руси. Изучение данной темы является актуальным и интересным, поскольку вопрос относительно того, какое происхождение имеет славянская государственность в историографии является дискуссионным. Кроме того, необходимо рассмотреть основные этапы формирования государственности и социально-экономического развития Киевской Руси, поскольку это позволит более глубоко осмыслить дальнейшую историю России.

Главная цель данной работы – подробно рассмотреть основные предпосылки образования Древнерусского государства и проследить этапы социального-экономического и политического развития Киевской Руси с IX до начала XII в. В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить особенности социально-экономической и политической жизни древних славян.

2. Рассмотреть теории происхождения государственности у восточных славян.

3. Проследить основные этапы становления государственности у восточных славян.

Предмет исследования – история Киевской Руси.

Объект исследования – особенности социально-экономического, политического и культурного развития Киевской Руси с период с 9 по 12 вв.

Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Во введении дается краткая характеристика исследования, формулируется его актуальность. В заключении представлены основные выводы по исследованию.

 

Источники и историография

Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, и т. д. — одним словом, все остатки прошлой исторической жизни.

Курс источниковедения истории ставит своей задачей обзор и критику источников по истории. Без изучения исторических источников и без критического к ним отношения ни один исследователь не может начать своей работы. Слабое место многих исследований заключается в некритическом, неумелом или пристрастном использовании источников. От критического анализа источников, от уменья их правильно оценить и использовать зависит успех исследования. Только ознакомившись с источниками, выяснив себе их значение, зная их объем и содержание, мы можем составить себе точное представление о том, на основании каких материалов пишется история, в данном случае — история.

От исторического источника следует отличать историческое пособие, основанное на том или другом историческом источнике. Так, сказание Авраамия Палицына и другие повести, относящиеся к эпохе крестьянской войны и интервенции начала XVII в., являются историческими источниками; труд же, основанный на изучении этих и других источников (например, «Очерки смуты» Платонова), является не историческим источником, а историческим пособием. Разграничение это, однако, несколько условно. Так, при утере подлинных документов первоначальное историческое пособие может сделаться историческим источником. «История Российская» В. Н. Татищева, например, написана на основе ряда погибших памятников (источников). Она является для нас единственным историческим источником в тех частях, где Татищев сохранил нам записи, сделанные на основании исчезнувших документов. Там же, где Татищев пользуется летописями или актами, которые известны нам в подлинниках, мы обращаемся за непосредственным свидетельством об исторических фактах не к труду Татищева, а к этим документам. Сама же «История» Татищева в целом представляет для нас историографический интерес, давая понятие об исторических воззрениях первой половины XVIII в. Таким образом, один и тот же исторический памятник может являться и пособием и источником.

 

 

В науке давно уже существует представление о двух типах исторических источников. К первому относятся так называемые исторические остатки, ко второму — историческая традиция. Под историческими остатками понимаются остатки непосредственной деятельности людей, прямые свидетели исторических фактов (например, подлинные акты, монеты, архитектурные памятники, предметы быта и т. д.). Под исторической традицией понимается отражение какого - либо исторического факта в источнике. Историческая традиция является результатом того впечатления, какое этот факт произвел на современников или потомков. Она передает историческое событие так, как оно преломилось в сознании людей (авторов летописей или мемуаров, певцов и сказителей былин и т. п.). Иноземные путешественники, например, оставили описание кремлевских зданий XVI в. Но у нас сохранились и самые здания. Описания древнего Кремля являются исторической традицией, а подлинные здания — историческими остатками.

Исторические остатки являются более правдивым материалом, чем историческая традиция. Но количество их невелико; кроме того, они охватывают обычно лишь небольшой круг исторических явлений. При всей ценности исторических остатков, без помощи исторической традиции невозможно было бы написать связную историю многих народов.

Историк должен пользоваться как историческими остатками, так и исторической традицией.

Исторические источники могут быть разделены на пять основных видов: 1) вещественные, 2) этнографические, 3) лингвистические, 4) устные и 5) письменные источники.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал