Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение внутренней политики Киевской Руси






 

Вопрос относительно этногенеза наших предков в исторической науке является в целом дискуссионным. Согласно мнению В.Н. Татищева, Русь ведет свое происхождение из Финляндии, Н.И. Костомаров – что из Литвы, Юревич – из угро-хазар, Л.Н. Гумилев – из междуречья Волги и Камы и т.д. Современные ученые полагают, что сложение древнерусской народности осуществлялось в результате смешения трех субэтнических компонентов: речь идет о земледельческих славянском и балтском, охотничье-промысловом финно-угорском при участии германского и кочевого тюркского[1].

К IX в. началось формирование союзов племен (поляне, древляне, словены, дреговичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, вятичи и др.). Всего В Начальной летописи говорится о 14 восточнославянских союзах, из которых позднее было сформировано Русское государство. Название союзов связано уже с районом расселения, тогда уже наблюдалось преобладание территориальных связей над родовыми. В IX в. у восточных славян появилось государство.

Среди занятий восточных славян следует выделить экстенсивное земледелие (залежная, подсечная, подсечноогневая система, они сеяли пшеницу, просо, гречиху, ячмень), скотоводство (занимались разведением крупного рогатого скота, свиней), охоту, бортничество, рыболовство. Большую роль в экономике принадлежала военной добыче.

Произошло объединение славянских поселков в общину – вервь. Древние славяне исповедовали язычество, природные силы ими обожествлялись, они также приносили жертвы богам. Языческий культ отправлялся в помещениях – они назывались капищами, где помещался идол. Также следует сказать о существовании особых жрецов - волхвов и кудесников.

В IX в. у восточных славян появляется государство.

Образование древнерусского государства – Киевской Руси – было подготовлено всем ходом предшествующего развития и мало отличалось от аналогичных раннефеодальных государств Западной Европы.

К концу IX в. согласно «Повести временных лет» существовало противостояние между двумя центрами формирующейся русской государственности – речь идет о Новгороде и Киеве. Начальной точкой объединения стал север, когда в 882 г. (условно) князем Олегом был начат процесс подчинения восточнославянских племен за пределами Новгорода, захвачен Киев, Киев также получил статус столицы, объединены северные и южные славяне. С этого времени и начинают отсчет начала существования Древнерусского государства, династии Рюриковичей. При последующих князьях также шел процесс объединения земель (Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав и т.д.), этот процесс сопровождался междоусобными войнами, в ходе которых устранялись соперники, тем не менее, это не препятствовало процессу объединения Древнерусского государства.

Развитие российской государственности происходило от установления даннической зависимости до утверждения киевской власти на местах посредством того, что туда назначались наместники, формировалась новая общность, которая была основана на территориально-общинных принципах.

Основой относительного единства земель являлась сила киевского князя, этническое родство, общность геополитических интересов, единство княжеского рода, сходство общественного устройства, церковной организации[2].

Процесс образования государства связан со становлением системы взаимоотношений между государством и населением, в частности, речь идет о производстве продукции, сборе налогов, несении военной службы. Самая первая форма господства и подчинения - сбор дани в пользу государства, которую называли полюдье [3].

Важную роль в создании и укреплении, объединении Древнерусского государства сыграло христианство. До середины Х в. Русь была языческой, хотя христианство приняла княгиня Ольга, но крещение всего населения произошло при князе Владимире.

К Х в. в основных странах Европы произошло утверждение монотеистических религий. Киевским князем Владимиром Святославовичем было принято христианство, хотя среди славян к этому времени осуществлялся процесс распространения и других религий. Причины принятия христианства в первую очередь носили прагматический характер: было необходимо укреплять государственность, власть великого князя, устанавливать связи с христианскими государствами Европы, в том числе, здеь подразумевается Восточная Римская империя – Византия.

Усложнение общественной жизни, социальной структуры общества, образование этнически неоднородного государства способствовало тому, что язычество в качестве религиозной системы было неспособно к идеологическому обоснованию происходивших перемен, объединению общества. Можно говорить о раннефеодальном характере власти и общества, о том, что выстраивание духовных и нравственных отношений осуществлялось в соответствии с родоплеменными. В 980 г. Владимиром была проведена церковная реформа, которая была направлена на утверждение общерусского культа бога Перуна, который являлся первым среди богов, это было сделано с целью упрочения идеи единодержавия, целостности государства.

На развитие древнерусской цивилизации и становление государственности также сильнейшее влияние было оказано соседями славян.

Находясь на стыке европейского и азиатского типов цивилизации, они подвергались нападениям прежде всего кочевников, которые стали постоянным внешнеполитическим фактором (в VI в. – тюрки-булгары, в VII в. – авары, в VIII– IX вв. – хазары, в X–XI вв. – печенеги, в XI–XII вв. – половцы и т.д.). Например, в 90-е годы Х в. Русь воевала с печенегами 16 раз, и целью набегов были не только захват ценностей, грабежи, но в этом видна реакция мусульманского мира на христианизацию Руси.

Противостояние Руси и Хазарии является одной из дискуссионных проблем в отечественной историографии. В частности, споры возникают по поводу того, было ли противостояние Руси и Хазарии обычным противостоянием земледельцев славян и кочевников тюрок на востоке Европы или сущность конфликта заключалась в иудейском вероисповеданием хазар. Ставится вопрос о степени воздействия хазар на Русь, высказывается мнение о «хазарском иге» на Руси, якобы несравненно более тяжком, нежели монгольское, сама сущность коего как «ига» вообще берется под сомнение, а то и отвергается[4].

Согласно древнерусской летописи первое появление хазар на Руси относится к IX веку. Что касается существования хазарского ига, то такой вывод делается на основании некоторых исторических документов: письма кагана Хазарии Иосифа визирю Кордовского халифата Хасдай ибн-Шафруту 961 г.; опубликованной Шехтером в 1912 г. рукописи Кембриджской университетской библиотеки, относящейся к концу ХI—началу XII в., но описывающей события X в. в Восточной Европе; также обнаруженной в Кембридже в 1962 г. и опубликованной в 1982 г. учеными Голбом и Прицаком рукописи, датируемой не позже, чем 930 г., и связывающей воедино три темы—Киев, евреев и хазар[5]. Однако все вышеперечисленные источники не дают исчерпывающих доказательств существования ига, только в Кембриджском документе есть любопытный исторический факт: в столице Руси Киеве, в правление князя Игоря, около 930 г. существовал иудейский кагал, находившийся в связи с иными, рассеянными иудейскими кагалами этой части Восточной Европы. Но важно отметить, что нет сведений о связи кагала с Хазарским каганатом, а наличие кагала также не подтверждает гипотезы о возможной зависимости Руси от Хазарии. Прямое столкновение Руси и Хазарии произошло только в середине 60-х гг. X в., когда начинал свою воинскую деятельность сын княгини Ольги Святослав. В 965 году Русь и вовсе уничтожила Хазарский каганат, который прекратил своё существование.

Печенеги, жившие в 9-10 вв. в степях Приаралья, оказали куда более существенное воздействие на Русь, чем хазары. Неоднократно Русь страдала от грозных набегов печенегов, впервые крупное столкновение произошло в 915 году во время правления князя Игоря. Тогда удалось избежать разорения русских земель благодаря богатому выкупу, предложенную русским князем. Более того, русский князь подписал мирный договор с печенегами, после чего те двинулись на Болгарию. В 920 году данная ситуация опять повторилась. Уже в 943 году печенеги становятся союзниками князя Игоря в его сухопутном походе на Византию, когда соединенная русско-печенежская рать достигла низовий Дуная[6]. Впоследствии между русскими князьями и печенежскими ханами сложились союзнические отношения, однако не означало, что столкновений не было. В 969 году, воспользовавшись отсутствием в Киеве князя Святослава, находившегося со своим войском в походе на Дунайскую Болгарию, печенеги совершили первый большой поход на Русь и осадили ее столицу. Киев удалось спасти, а Святослав вновь установил мирные отношения с печенегами. Однако неудачный для печенегов поход на Византию в 970 году (совместно с русским князем) существенно осложнил отношения Руси с печенегами. Для Святослава противостояние это закончилось гибелью в 972 году.

Пик борьбы Руси с печенегами пришёлся на период царствования Владимира Святого (980-1015). Князь Владимир отражал печенежские нашествия и в 993, и в 995, и в 997 гг. Попытался Владимир и восполнить отсутствие естественных преград на южных рубежах Руси, соответственно, было построено множество укреплений, защитных валов. При Ярославе Мудром, в 1036 году состоялось последнее столкновение печенегов с русским войском, однако для печенегов этот поход закончился полным поражением.

Существует несколько свидетельств того, что отношения Руси с печенегами были преимущественно союзническими. К примеру, в одном из фрагментов о народе ар-рус Ибн-Хаукаль называет печенегов шипом Руси, т.е. в его представлении в середине Х в. печенеги находились не просто в мирных отношениях с Русью, но и были их традиционным и надежным военным союзником[7].

Половцы сыграли важную роль в истории народов юго-восточной Европы[8]. Через несколько лет, а именно, в 1061 году последовал второй приход половцев на Русь. Взаимоотношения половцев с Русью взаимообуславливались процессами, протекавшими внутри половецкого общества. В истории русско-половецких отношений можно выделить четыре периода, исходя из периодизации внутренней истории половцев после захвата ими восточноевропейской степи. Такая периодизация проведена советским археологом С.А. Плетневой. Первый период середина XI начало XII вв.; второй период 20е -60е гг. XII века; третий – вторая половина XII в.; четвертый – конец XII – первые десятилетия XIII вв. (до монгольского нашествия)[9]. Первый период характеризовался активной наступательной политикой половцев. Второй период ознаменовался окончанием процесса освоения половцами южнорусских степей. В этот период половцы становятся участниками междоусобных войн русских князей. Третий период русско-половецких отношений ознаменовался сближением русских и половцев. Половцы играют постоянную активную роль в политике русских княжеств, русские и половцы предпринимают совместные грабительские набеги, союзнические походы. С конца XII в. начинается последний, четвертый период русскополовецких взаимоотношений. Его отличительной особенностью является почти полное отсутствие военных действий между русскими и половцами[10].

Как полагает А.А. Горский, складывание государства Русь завершилось только к концу X в., с ликвидацией местных княжений и переходом всех восточнославянских земель под непосредственную власть киевской династии, когда на территориях всех бывших союзов племенных княжеств (кроме вятичей) были посажены наместники киевского князя[11].

Таким образом, к IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.

· Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, соседской общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

· Политические - появление больших племенных союзов;

· Внешнеполитические - наличие внешней опасности[12].

Также не стоит забывать о значимости принятия христианства в деле формирования и укрепления древнерусской государственности.

Существуют разные теории происхождения государственности у восточных славян.

Норманнская теория (XVIII в.) приписывает создание русского государства норманнам (скандинавским викингам, варягам). Основанием для этого послужил летописный рассказ о призвании на княжение в Новгороде в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора.

Её создателями стали немецкие учёные Г. - Ф. Миллер, Г.- З. Байер, в ХVIII в. приглашённые работать в Россию императрицей Елизаветой Петровной.

Антинорманисты (М. Ломоносов) считали, что восточные славяне к IX в. созрели для создания государства, и факт призвания варягов не играл существенной роли. Современные историки вообще связывают слово «варяг» со славянским племенем, проживавшим в Приильменье и варившим соль[13].

И норманисты, и антинорманисты, ссылаются на Лаврентьевский список летописи. Байер и его последователи норманисты события из Лаврентьевской летописи толкуют таким образом, что славянские и финно-угорские племена Приильменья, не сумев сами у себя порядка добиться, призвали из-за Балтийского (Варяжского!) моря наемных скандинавских (варяжских!) князей с дружиной[14].

Однако Г.И. Анохин утверждает, что варяги вели торговлю солью среди единоплеменников словен, в том числе и с новгородцами, а также с финно-уграми далее на северо-восток, северо-запад и юг. И они, как и все прочие славяне, не отказывались от дополнительных доходов за счет наложения дани на захваченных врасплох едино- или иноплеменников. Летопись отражает такое рядовое явление социально-экономического быта восточных славян раннего средневековья.

Новгород же был слишком свободным, что мешало его экономическому и социальному развитию. И новгородцы просто призвали тех, кого они знали. Конечно же, образец порядка являли им соседи, бывавшие у них ежегодно по многу раз - и как торговцы солью, и как дружинники со своим предводителем, жаждущим получить дань в дополнение к своим богатству и дородности. Чтобы удержаться у власти в Новгороде, Рюрик вынужден был привести с собой из солеваренной, варяжской Русы дружину со солеваров-русов, то есть варягов[15].

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал