Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое положение Мордовской АССР в составе Куйбышевского края рсфср.






Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика была образована как национальное советское государство. Ее правовое положение было аналогично правовому положению других автономных республик, входивших в состав РСФСР.

Первые автономные республики, в составе РСФСР возникли в 1918 году, но их правовое положение в то время не получило четкого оформления. Конституция РСФСР 1918 года, принятая в период, когда еще не было достаточного опыта национально-государственного строительства, содержала лишь общие принципиальные положения, провозглашавшие необходимость советской автономии и раскрывавшие ее классовую природу. В ней отсутствовали конкретные указания о государственно-правовом положении автономных образований, структуре их государственного аппарата и полномочиях, не были определены конкретные формы федеративных связей автономных республик с РСФСР.

Важным шагом на пути конституционного закрепления правового положения АССР как государства явилось принятие Конституции СССР 1924 года, в которой об автономии говорилось в связи с вопросом о структуре Центрального Исполнительного Комитета (две палаты) и порядке его образования. Она устанавливала непосредственное представительство автономных республик и областей в Совете Национальностей.

Во второй Конституции РСФСР определение правового положения автономных республик получило дальнейшее развитие.

Она включала специальную (четвертую) главу «Об автономных советских социалистических республиках и областях». В статьях 45-47 определялся порядок образования органов государственной власти и государственного управления АССР; статья 48 устанавливала правомочия органов государственной власти автономных республик. В частности, правом издавать законодательные акты, имеющие обязательную силу на территории соответствующей автономной советской социалистической республики, наделялись съезды Советов АССР, а также президиумы ЦИК и СНК этих республик. Конституция РСФСР 1925 года устанавливала порядок принятия конституций автономных республик. Так, в статье 44 говорилось: «Основные законы (конституции) автономных советских социалистических республик принимаются их съездами Советов, представляются на утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, вносятся на окончательное утверждение Всероссийского съезда Советов».

Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика, как и другие автономные республики, обладала рядом черт, которые характеризуют ее как государство, входящее в состав РСФСР. Она обладала правом принять свою собственную Конституцию, учитывающую национальные особенности мордовского народа, имела свои высшие органы государственной, власти и государственного управления, правосудия, законодательство, территорию, изменяемую только при ее согласии, свое гражданство, флаг, столицу.

Членами СССР как федерации являются только союзные республики. Автономные же республики входят в его состав не непосредственно, а через союзные республики. В ЦИК СССР Совета Национальностей Мордовия, как и другие автономные республики, согласно статье 15 Основного Закона посылала пять представителей, которые отстаивали специфические интересы мордовского народа. Через Совет Национальностей Мордовская АССР принимала участие в осуществлении государственной власти в масштабах всей страны.

В отличие от Союзного Совета на обсуждение Совета Национальностей помимо ЦИК союзных республик могли вносить вопросы ЦИК автономных республик, а также исполнительные комитеты автономных областей. Представители союзных, автономных республик и автономных областей в обязательном порядке вводились в состав его временных комиссий, которые должны были рассматривать вопросы, касающиеся той или иной республики или области. Представители союзных республик во всех случаях, а представители АССР и автономных областей, когда вопрос касался их автономии, могли участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Президиума ЦИК СССР.

Мордовская АССР как субъект Российской Федерации принимала участие в разрешении задач ее хозяйственного и культурного строительства через своих представителей в высшем органе государственной власти РСФСР – съезде Советов республики. Участвуя в работе постоянных комиссий ВЦИК, делегаты МАССР в порядке законодательной инициативы вносили на обсуждение съезда и ВЦИК законопроекты или свои поправки и дополнения к ним.

Большое значение в установлении правильных взаимоотношений Мордовской АССР с федеральными органами РСФСР в области управления имело ее постоянное представительство при Президиуме ВЦИК, которое назначалось ЦИК МАССР и утверждалось ВЦИК по предложению отдела национальностей. Оно действовало под их общим руководством в соответствии с директивами ЦИК автономной республики. Постоянный представитель Мордовии пользовался правом совещательного голоса во всех центральных органах по вопросам, касающимся республики.

Для характеристики правового статуса Мордовской АССР важно отметить и те права, которые закреплялись за органами Федерации. Согласно статьям 16 и 17 Конституции РСФСР Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали конституции автономных республик, осуществляли общее руководство всей политикой и народным хозяйством на территории РСФСР, устанавливали общее административное деление территории РСФСР и автономных республик, утверждали краевые и областные объединения, разрабатывали планы развития всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории РСФСР, устанавливали общегосударственные и местные налоги, сборы и неналоговые доходы, осуществляли контроль над государственными доходами и расходами, отменяли постановления нижестоящих съездов Советов, нарушавшие Конституцию РСФСР или постановления верховных органов Российской Федерации.

Взаимоотношения органов государственного управления автономной республики с соответствующими органами РСФСР и Союза ССР строились на основе принципа демократического централизма и на началах советской автономии, т.е. Мордовская АССР обладала определенной самостоятельностью во внутренней жизни, но не пользовалась государственным суверенитетом.

Взаимоотношения органов власти Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики с органами власти Куйбышевского края, в состав которого она входила до принятия Конституции СССР 1936 года, регулировались постановлением Президиума ВЦИК и СНК РСФСР от 28 мая 1928 года «Об условиях вхождения автономных советских социалистических республик в состав районированных краевых (областных) объединений».

Она сохраняла право выхода из его состава по решению съезда Советов Мордовской АССР (пункт 2); согласно пункту 4 за ней сохранялись все права, предоставленные Конституцией РСФСР, постановлением об ее образовании и другими узаконениями.

Мордовская АССР участвовала в работе высших органов власти края путем представительства на краевых съездах Советов, в их исполнительных комитетах (пункт 5). Делегаты на краевой съезд, представители в состав исполнительного краевого комитета избирались на съезде Советов МАССР. Они защищали интересы и права Мордовской автономной республики.

В области бюджетного права устанавливалась независимость автономной республики от краевых органов, однако программы и планы ее работ должны были быть увязаны с общекраевым хозяйственным планом и утверждались краевыми органами власти (пункты 12, 13).

Постановления краевых органов в отношении Мордовской АССР имели неодинаковую силу. Так, все постановления краевого съезда Советов и исполнительного краевого комитета по вопросам ведения общесоюзных наркоматов были обязательны для Мордовской АССР и вступали в силу на ее территории немедленно после их опубликования. Постановления же, относящиеся к ведению объединенных наркоматов, проводились в жизнь на территории Мордовской АССР только через Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров МАССР. В случае, несогласия с этими постановлениями ЦИК МАССР мог приостанавливать их действие на территории своей республики с немедленным обжалованием в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (пункт 9). Постановления краевых органов власти по вопросам, относящимся к ведению необъединенных наркоматов, проводились на территории Мордовской АССР непосредственно от имени правительства республики, если не было никаких расхождений их с законами вышестоящих органов. В случае если оно считало такое постановление нецелесообразным, то не проводило его и переносило вопрос на разрешение Президиума ВЦИК.

За ЦИК МАССР (пункт 11) сохранялось право осуществлять свою законодательную деятельность. Всякого рода разногласия, возникающие между краевыми органами власти и правительством Мордовской АССР, разрешались по принадлежности – Президиумом ВЦИК и СНК РСФСР (пункт 14).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал