Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система государственных органов Мордовской АССР.
Существенным моментом, определяющим правовое положение Мордовской автономной республики, служит наличие у нее высших органов государственной власти и государственного управления. Их структура, компетенция и порядок образования определялись Конституцией РСФСР. Высшим органом власти в пределах ее территории согласно статьям 45-46 являлся съезд Советов, а в период между съездами Центральный Исполнительный Комитет. Он был ответственен перед съездом Советов Мордовской АССР, которому и представлял отчет о своей деятельности. В период между сессиями ЦИК высшим законодательным, контролирующим и распорядительным органом являлся его президиум, избираемый ЦИК Мордовской АССР и подотчетный ему в своей деятельности. Исполнительный, распорядительный, а также законодательный орган Мордовской автономной республики – Совет Народных Комиссаров, который образовывался ЦИК МАССР в составе председателя, его заместителей и народных комиссаров. Народные комиссариаты Мордовской АССР были двух видов: объединенные и автономные. Первые в своей деятельности непосредственно подчинялись соответствующим народным комиссариатам РСФСР. Они были ответственны перед СНК и ЦИК Мордовской АССР. Автономные народные комиссариаты подчинялись непосредственно СНК и ЦИК МАССР и в своей деятельности были ответственны перед ними, а в период между сессиями ЦИК – перед его Президиумом. Важная черта, определявшая правовое положение Мордовской АССР как государства в составе РСФСР, – право осуществлять законодательную власть в пределах своей территории. Этим правом пользовались съезд Советов, ЦИК, его Президиум и СНК республики. Принятые ими акты касались вопросов хозяйственно-политического и культурного строительства, землеустройства и т.д. Все постановления и распоряжения, издаваемые Центральным Исполнительным Комитетом, Президиумом ЦИК, СНК Союза ССР и РСФСР по линии объединенных народных комиссариатов были обязательными к непосредственному исполнению на территории Мордовии. Что же касается актов, имевших отношение к автономным народным комиссариатам, то они вступали в силу с санкции Центрального Исполнительного Комитета Мордовской АССР. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК могли отменить декреты, постановления, распоряжения съезда Советов Мордовской АССР, ЦИК и СНК республики или приостановить их действие. ЦИК МАССР и его Президиуму принадлежало право вхождения во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и через Совет Национальностей – в Центральный Исполнительный Комитет СССР с представлением об отмене или изменении декретов и постановлений всех центральных органов, если они признавались не соответствующими местным условиям. Согласно принципу двойного подчинения, объединенные народные комиссариаты претворяли в жизнь директивы соответствующих народных комиссариатов РСФСР через Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров МАССР, но не вправе были приостанавливать действие или отменять постановления одноименного народного комиссариата МАССР, если они основывались на точном предписании СНК или ЦИК республики, хотя и противоречили директивам объединенного народного комиссариата или общефедеративного законодательства. В этих случаях они имели право внести протест в Совет Народных Комиссаров Российской Федерации. ЦИК МАССР и его Президиум имели право приостанавливать распоряжения объединенных народных комиссариатов РСФСР, если они не соответствовали законодательству Мордовской АССР, доводя это немедленно до сведения СНК РСФСР и соответствующего народного комиссариата. Постановления и распоряжения автономных народных комиссариатов РСФСР не были обязательны для одноименных наркоматов Мордовии. Мордовскую АССР имела свой верховный орган правосудия – Главный суд, имела свой бюджет. Территория республики не могла быть изменена без ее согласия. Мордовская автономная республика как государство имело свое гражданство, что означает принадлежность лица как к РСФСР и Советскому Союзу, так и к автономной республике. Некоторые категории граждан Мордовской АССР, как и РСФСР в целом, были ограничены в правах. Согласно статье 69 Конституции РСФСР лишались избирательных прав лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, жившие на нетрудовые доходы, частные торговцы, служители религиозных культов всех толков и исповеданий, служащие, агенты и руководители бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на установленный законом или судебным приговором срок, и некоторые другие. Однако по постановлению республиканской избирательной комиссии с утверждением ЦИК МАССР, лица, лишенные избирательных прав, могли быть восстановлены в них, если в течение не менее пяти лет занимались производительным и общественно полезным трудом и доказали свою лояльность к Советской власти. Государственным гербом и государственным флагом Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики является герб и флаг РСФСР.
Лекция 6. Конституционное оформление мордовской советской национальной государственности и ее развитие в 1938-1941 гг.
|