Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок проведения эксперимента






Инструкция

Перед вами куб, сложенный из маленьких кубиков1, наружные сто­роны которого красные. Внутри красного цвета нет (демонстрируется, вынимая несколько кубиков). На ваших глазах я разбираю куб (куб рас­сыпается на столе перед испытуемыми), и ваша задача — совместно как можно быстрее сложить его, чтобы он был точно такой же.

В ходе выполнения задания фиксируются:

1) общее время выполнения задания;

2) действия, производимые партнерами;

3) вербальные высказывания с интонациями голоса;

4) кому принадлежит инициатива (оценка каждого из партне­ров и экспериментатора);

5) оказание помощи (прямой и косвенной) и запрос о помо­щи;

6) оценка действий партнера;

7) кому принадлежит функция контроля (оценка каждого из партнеров и экспериментатора).

После выполнения задания родителю и ребенку задаются воД' росы. Вопросы могут задаваться как устно (предпочтительней/'

1 Куб Линка состоит из 27 маленьких кубиков, которые сложены 3 х 3 х -' большой куб. — Примеч. ред.


так и письменно. Родитель и ребенок получают возможность отве­чать по отдельности, хотя и в присутствии партнера.

Вопросы к испытуемым по окончании склады­вания куба.

1. Как вы считаете кому принадлежала инициатива?

2. Как вы считаете, если бы вы работали один (одна), результат 5ыл бы лучше?

По мнению авторов методики, при ее выполнении, т. е. в ходе совместного складывания куба Линка в экспериментальной ситу-г, ии, достаточно четко моделируются взаимоотношения подростка ■ и его матери. Полученные данные позволили выделить четыре типа взаимодействий:

1) сотрудничество понимается как равномерное оказание по­
мощи друг другу, переход инициативы от подростка к родителю и
наоборот тогда, когда это необходимо для успешного выполнения
задания, обоюдный контроль за процессом и коррекция ошибок;

2) несогласованность действий представляет собой не связан-
■ ные друг с другом действия матери и подростка. Каждый из них

собирает куб по своей программе, не обсуждая ее с партнером. ■ В итоге один из них может отказаться от участия в дальнейшем процессе и оставшийся собирает объект в одиночку;

3) для взаимодействия типа доминирование взрослого характер­
но сочетание гиперопеки и тотального контроля за поведением
|ребенка. Родитель берет инициативу на себя, а ребенок, подчи­
няясь взрослому, выполняет отдельные указания;

4) потакание ребенку свидетельствует о реализации симбиоти-
Йеской связи между матерью и ребенком с характерной гиперопе-
Кой без тотального контроля. Инициатива принадлежит ребенку,
и, даже если программа выполнения задания ошибочная, роди­
тель, умиляясь, поддерживает ребенка.

По мнению авторов методики, отличительной чертой нормаль­ной социальной адаптации подростка, хорошего контакта в семье, ^искаженного типа воспитания является наличие или отсутствие «Сотрудничества» в раннем подростковом возрасте и наличие типа несогласованность действий» у юношей и девушек после 18 лет. §ип взаимодействия «несогласованность действий» в раннем под­ростковом возрасте свидетельствует о нарушении контактов меж-д* Родителями и детьми и часто отражает взрыв подростковой Нансипации при тоталитарных родителях. Отрицательное влия-Ие на развитие подростка оказывают взаимодействия типа «по-«кание ребенку» и «доминирование взрослого», которые обус­ловлены тотальной гиперопекой, завышением или снижением Ребований, запретов и санкций.

^Эффективность методики убедительно проявилась в практике диалогического консультирования в клинике сердечно-сосу­щи хирургии. С помощью моделирования совместных действий


удается достаточно оперативно получить представление о детс-ко-родительских отношениях между матерью и подростком. Дан­ная методика особенно актуальна при выявлении причин соци­альной дезадаптации подростка и проведении дальнейшей пси-хокоррекционной работы с ним. В целом, по мнению авторов, методика является достаточно информативной моделью взаимо­отношений подростка (ребенка) и родителя, предоставляет воз­можность составить представление об особенностях воспитания в семье, выявить предположительные зоны конфликтов, степень зрелости и независимости подростка. Применение данной мето­дики возможно при других хронических соматических заболева­ниях у детей, а также в консультациях по проблемам семьи и брака.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал