![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок проведения эксперимента
Инструкция Перед вами куб, сложенный из маленьких кубиков1, наружные стороны которого красные. Внутри красного цвета нет (демонстрируется, вынимая несколько кубиков). На ваших глазах я разбираю куб (куб рассыпается на столе перед испытуемыми), и ваша задача — совместно как можно быстрее сложить его, чтобы он был точно такой же. В ходе выполнения задания фиксируются: 1) общее время выполнения задания; 2) действия, производимые партнерами; 3) вербальные высказывания с интонациями голоса; 4) кому принадлежит инициатива (оценка каждого из партнеров и экспериментатора); 5) оказание помощи (прямой и косвенной) и запрос о помощи; 6) оценка действий партнера; 7) кому принадлежит функция контроля (оценка каждого из партнеров и экспериментатора). После выполнения задания родителю и ребенку задаются воД' росы. Вопросы могут задаваться как устно (предпочтительней/' 1 Куб Линка состоит из 27 маленьких кубиков, которые сложены 3 х 3 х -' большой куб. — Примеч. ред. так и письменно. Родитель и ребенок получают возможность отвечать по отдельности, хотя и в присутствии партнера. Вопросы к испытуемым по окончании складывания куба. 1. Как вы считаете кому принадлежала инициатива? 2. Как вы считаете, если бы вы работали один (одна), результат 5ыл бы лучше? По мнению авторов методики, при ее выполнении, т. е. в ходе совместного складывания куба Линка в экспериментальной ситу-г, ии, достаточно четко моделируются взаимоотношения подростка ■ и его матери. Полученные данные позволили выделить четыре типа взаимодействий: 1) сотрудничество понимается как равномерное оказание по 2) несогласованность действий представляет собой не связан- собирает куб по своей программе, не обсуждая ее с партнером. ■ В итоге один из них может отказаться от участия в дальнейшем процессе и оставшийся собирает объект в одиночку; 3) для взаимодействия типа доминирование взрослого характер 4) потакание ребенку свидетельствует о реализации симбиоти- По мнению авторов методики, отличительной чертой нормальной социальной адаптации подростка, хорошего контакта в семье, ^искаженного типа воспитания является наличие или отсутствие «Сотрудничества» в раннем подростковом возрасте и наличие типа несогласованность действий» у юношей и девушек после 18 лет. §ип взаимодействия «несогласованность действий» в раннем подростковом возрасте свидетельствует о нарушении контактов меж-д* Родителями и детьми и часто отражает взрыв подростковой Нансипации при тоталитарных родителях. Отрицательное влия-Ие на развитие подростка оказывают взаимодействия типа «по-«кание ребенку» и «доминирование взрослого», которые обусловлены тотальной гиперопекой, завышением или снижением Ребований, запретов и санкций. ^Эффективность методики убедительно проявилась в практике диалогического консультирования в клинике сердечно-сосущи хирургии. С помощью моделирования совместных действий удается достаточно оперативно получить представление о детс-ко-родительских отношениях между матерью и подростком. Данная методика особенно актуальна при выявлении причин социальной дезадаптации подростка и проведении дальнейшей пси-хокоррекционной работы с ним. В целом, по мнению авторов, методика является достаточно информативной моделью взаимоотношений подростка (ребенка) и родителя, предоставляет возможность составить представление об особенностях воспитания в семье, выявить предположительные зоны конфликтов, степень зрелости и независимости подростка. Применение данной методики возможно при других хронических соматических заболеваниях у детей, а также в консультациях по проблемам семьи и брака.
|