Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек в истории психологии






Как система жизненных явлений психология знакома каждому из вас. Вы имеете представления о собственных ощущениях, образах, которые возникают в вашей голове, знаете о явлениях вашей памяти, иногда жалуясь на нее, испытываете эмоции, чувства. Вы обнаруживаете у себя много психических явлений, косвенно наблюдаете их у других людей, не всегда умея их понять и объяснить. Нам предстоит всем вашим знаниям и обыденным представлениям о себе и своей психике дать систематическую характеристику. Для этого мы и обращаемся к психологии как науке.

Первые представления о психике возникли в древней Греции. Они связаны с изучением души, что получило название анимизма (анима – душа). Платон утверждал: «Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Разум помещается в голове, мужество в груди, вожделение в брюшной полости. Гармоничное единство придает целостность душевной жизни человека». Философствуя о душе, Платон дает перечень чувств, которые ее характеризуют. Это гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. Аристотель написал целый трактат «О душе». Душа – форма животного тела, цель жизненных функций. Движущая сила человека – это стремление, сопряженное с чувством удовольствия – неудовольствия.

Таким образом, уже в древности великие мыслители задумывались о «раздельном» существовании материального и идеального в человеческом теле. Не ведая о понятии мозга и его функциях, философы искали способы объяснения поведения и чувств человека.

В средние века появляется христианское трактовка сущности человека, в котором душе отводится место божественного, идеального начала (т.е. допускается существование человека без души). В это же время немецкие схоласты впервые вводят термин «психология» (1590 г.), предметом которой являются психические процессы, которые каждый может обнаружить в своем сознании с помощью самонаблюдения.

Семнадцатый век ознаменован расширением сферы исследований в области психологии. В нее стали включать неосознаваемые психические процессы и деятельность человека. Возникла умозрительная психология. К ученым этого периода относят:

1) Р. Декарта, основные положения учения которого заключаются в том, что тело делимо, а душа нет. Душа способна производить движение в теле. Следовательно, в закономерностях душевного «колебания» необходимо искать причины того или иного человеческого поведения, Декарт явился основателем интроспективной психологии и подарил миру лозунг – «я мыслю, значит, я существую».

2) Спинозу, утверждавшего, что душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами – протяженной субстанцией – материей.

3) Лейбница, который ввел понятие о бессознательной психике. Свою теорию он основывал на том, что в душе человека идет постоянная скрытая работа психических сил, из которых возникают желания и страсти.

В восемнадцатом веке начала зарождаться эмпирическая психология.Этот термин был введен немецким ученым X. Вольфом. Но родоначальником эмпирической психологии считается Дж. Локк, который ввел такой термин современной психологии, как ассоциации.

В девятнадцатом веке психология становится самостоятельной наукой и экспериментальной областью знаний. В 60-е годы 19 века создаются специальные научно-исследовательские учреждения, кафедры в институтах и университетах.

По мере развития в психологии уже в 20 веке сложились следующие научные школы, изучающие психические компоненты человеческого поведения. Среди ведущих школ в психологии можно выделить следующие:

1) Школа бихевиоризма: в основе объяснения человеческого поведения учеными этой школы была положена причинно-следственная связь – «стимул-реакция».

2) Гештальтпсихология: приверженцы этой школы разрабатывали психологию образа и основывались на системном подходе к изучению психических явлений.

3) Глубинная психология: подарила миру направление и закономерности психоанализа, изучение бессознательного, направленность на скрытые потребности человека. В русле этого направления работали Фрейд, Юнг, Адлер, и др.

4) Когнитивная психология: ее приверженцы утверждали, что знания играют решающую роль в поведении человека. Поэтому необходимо изучать содержание и организацию знания в отношении вербальных и образных компонентов.

5) Гуманистическая психология: предметом психологии считается творческая личность. Целью личности считается самоактуализация, самоорганизация, самоопределение. Базисные потребности: любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл жизни. В рамках этого направления разрабатывались рецепты благополучия личности: как стать счастливым, как добиться успеха, как каждый может выигрывать.

Отечественная психология возникает как наука в конце 19 века. Ее возникновение связано с именем М. Сеченова, который написал книгу «Рефлексы головного мозга» дал физиологическую трактовку психическим процессам. Г.И. Челпанов в начале 20 века создал первый в России психологический институт. В.М. Бехтерев явился основателем отечественной экспериментальной психологии и предпринял попытку использовать объективные методы в исследовании психики.

Продолжил экспериментальные исследования А.А. Леонтьев, предпринявший попытку раскрыть механизмы формирования высших психических функций. Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях, к которым относится мышление, осуществляющееся в понятиях и речевой деятельности и т.д. Он обратил внимание на социальную обусловленность психики и заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы как ориентированную деятельность. Он явился автором концепции поэтапного формирования умственных действий. Реализация этой концепции позволяет повысить уровень обучаемости человека.

Осуществив весьма краткий экскурс в историю возникновения психологии можно определить ее предмет, который сложился исторически. Сегодня можно сказать, что психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства человека. Но следует обратить внимание на то, что объяснить, осмыслить указанные элементы невозможно без учета условий жизни человека, без понимания того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом. Формами этого взаимодействия являются общение и деятельность, которые так же включаются в предмет психологии.

Таким образом, психические процессы, состояния, свойства человека, его деятельность и общение составляют предмет психологии. В совокупности они составляют некое целое, которое представляет собой жизнедеятельность человека в обществе.

Изучая психологию и поведение людей, исследователи обращаются с одной стороны к биологической природе человека, с другой – к индивидуальному опыту, который приобретается в той или иной социокультурной среде, с третьей – они не могут игнорировать законы общественного развития, которые как жесткая необходимость обуславливает человеческое поведение.

Подводя итог рассмотрению психологии как науки; обратим внимание на то, что она, как и любая наука при определении своего предмета пользуется понятиями, которые приводят наши знания в систему. Итак, современная психология изучает двенадцать классов явлений, обозначая их следующими понятиями:

1. Психические процессы, обозначаемые понятиями; воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.

2. Психические состояния, обозначаемые понятиями: адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.

3. Психические свойства: иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность,, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.

4. Поведенческие процессы: действие, деятельность, жест, игра, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.

5. Поведенческие состояния: готовность, интерес, установка.

6. Поведенческие свойства: авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм.

7. Групповые процессы: идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.

8. Групповые состояния: конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат.

9. Групповые свойства: совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.

10. Процессы внешние групповые: межгрупповые отношения.

11. Состояния групповые внешние: паника, открытость группы, закрытость группы.

12. Свойства групповые внешние: организованность.

Определив предмет психологии как науки, мы с вами начинаем процесс самопознания и познания других людей, в лица которых мы смотримся как в зеркало. Для того чтобы познать себя и других, необходимо обратиться к тем методам познания, которые накопила психологическая наука.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал