Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы исследования личности в психологии
Психология в процессе своего становления как науки не только все точнее подходила к определению своего предмета, но и вырабатывала специфические методы исследования такой сложной «материи» как человеческая психика. Вместе с тем, она интегрировала методы точных и естественных наук. Философия, математика, физика, информатика, кибернетика, медицина, биология, история и ряд других наук послужили основанием для создания собственно психологических методов. В целом, все методы психологии можно классифицировать следующим образом:
Перечислив основные методы, применяемые в современной психологии, обратим внимание на то, что в процессе практических занятий мы будем обращаться ко многим из них. В своей практической деятельности Вы эти методы, безусловно, используете. Но очень часто вы с горечью понимаете, что где-то совершили ошибку. Научная психология обращает внимание на то, насколько применяемые ею методы при решении той или иной задачи являются надежными и валидными (пригодными, имеющими силу в измерении тех или иных качеств). Например, тот или иной метод может быть пригодным для измерения интеллекта, но он не будет применим для исследования темперамента. Явления психики настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи зависели от совершенства применяемых ею методов. Умозрительное обобщение жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории становления психологии. Но субъективизм умозрительности того или иного исследователя не давал возможности вскрывать причинно-следственные связи между психическими явлениями и поведением человека. Поэтому психология, стремясь к фактической направленности, все время занималась поиском адекватных методов исследования внутренних психических процессов, состояний и внешнего поведения людей. Смысл применения методов в нашем курсе состоит в том, чтобы дать каждому из Вас возможность самопознания и саморазвития. Типологические свойства личности весьма консервативны и очень важно с самого начала подсказать Вам наиболее оптимальные именно для каждого из Вас способы поведения и деятельности. Именно поэтому психодиагностике мы будем уделять большое внимание, предлагая Вам различные методики. Каждый возьмет из полученной информации то, что захочет и сможет взять для себя, чтобы использовать ее для прогнозирования своей деятельности, своих личных и профессиональных успехов. Психологические исследования могут быть индивидуальными и групповыми, аппаратурными и бланковыми. Использование аппаратурных и бланковых тестов не исключает, а, напротив, предполагает проведение наблюдений. Более объективную информацию можно получить в результате неоднократного выполнения тех или иных заданий. Повторное применение тех или иных психологических тестов позволит судить о динамике психических процессов, состояний и свойств личности, об эффективности его профессионального и личностного развития. Перед каждым таким испытанием Вам будет предъявлена инструкция. Основными составляющими инструкция тестирования являются следующие: отвечать на предложенные суждения и вопросы необходимо быстро, не задумываясь; проводить тестовые методики необходимо в одной и той же тетради; обязательно надо фиксировать название теста и с какой целью он проводится. В конце нашего курса каждому из Вас необходимо будет проанализировать полученную информацию о себе. Это будет Ваша лабораторная работа, которую Вы сдаете перед экзаменационной сессией. Значимость применения различных методов психологии в современном обществе достаточно высока. Это связано с тем, что различные виды деятельности требуют от человека различных свойств и качеств, которыми не все обладают в равной степени. Еще великий врач древности Гиппократ пытался классифицировать людей по конституционально-морфологическим признакам, чтобы определить их предрасположенность к какой-либо деятельности. Философ Платон считал, что в идеальном рабовладельческом обществе граждане должны знать, кто из них к какой деятельности предрасположен и предназначен. Сегодня всем известно, что различные виды труда предъявляют разные требования к людям его осуществляющим. В наши дни даже в провинциальной России все меньше остается фирм и предприятий, в которых прием на работу осуществлялся бы без психодиагностических методик. В этой связи можно вспомнить слова Н.Г. Чернышевского, который на страницах журнала «Современник» писал: «Вы хромого сделали кровельщиком, глухого музыкантом, бессильного труса кучером: что ж чудного, если и кровельщик ваш, и музыкант, и кучер – все одинаково плохо исполняют свое дело? А если бы поступили разумно, подождав пока можно будет различать качество этих людей и пока они не поймут, к чему они годны, тогда и результаты были бы не те: тому глухота не помешала бы сделаться хорошим кровельщиком, другому трусость – хорошим скрипачом, третьему хромота – хорошим кучером. Произвол ваш не дал развиться людям и перепутал специальности – в результате получилось: необоснованность, невежество и отсутствие твердой честности…»[1]. Психодиагностика в процессе развития психологии превратилась в особую отрасль психологического знания, направленного на психологическое изучение индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности и социальной грамотности, которую можно обозначить как социально–технологическая культура личности, означающей социальную развитость и компетентность. Основным составляющими социально-технологической культуры являются состояния готовности и включенности в социальные процессы и отношения. Изучению этих составляющих мы будем уделять особое внимание. Таким образом, разнообразие методов познания человека связано, прежде всего, с тем, что человек представляет собой сложное, самоорганизующееся, целостное явление, не всегда открывающееся исследователю. Но потребность в знании людей, в знании себя самого оказывается настолько актуальной, что выдвигает психологию в авангард научного знания, которое сегодня характеризуется системностью.
|