Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системный подход в изучении человека в психологии
Концепция системного подхода является одной из ведущих в современном научном познании. Она отражает системность мироустройства, и человека в том числе, который, как говорили древние, является микрокосмом. Современный смысл понятия системности связано со следующими именами: А.А. Богданова, который в начале двадцатого века создал всеобщую организационную теорию или тектологию; Х. Смэтса, с именем которого связан термин холлизм, обозначающий теорию целостности и творческой эволюции во всеобщей системе природы; Л. Берталанфи, сформулировавшего общую теорию систем; Н. Винера, создавшего общую теорию управления – кибернетику. В изучении человека системный подход имеет огромное значение, а с возникновением синергетики, как новой области знания, он приобретает особое значение. На плоскости психологического знания пересекаются разные науки, открывая новые перспективы развития и осмысления психического. Человек разумный понимается как некая целостность, обусловленная единством биологического и социального. Биологическая составляющая индивида представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развивающихся в онтогенезе (в процессе развития индивидуального организма) В филогенезе (историческое формирование человека разумного) биологическая составляющая человека связана с законами эволюции. Социальная составляющая человека связана с формированием личности, которая является носителем свойств, определяющих социальную природу человека. В ней находит отражение история общества, конкретные социально-экономические и духовные отношения, складывающиеся в ту или иную эпоху. Личность проходит свой жизненный путь, на котором осуществляются процессы социализации и адаптации, что приобщает каждого к человечеству в целом и конкретному обществу, к конкретному времени и месту, где живет человек. Совокупность индивидных и личностных свойств у каждого отдельного человека неповторима, что составляет суть его индивидуальности, посредством которой он включается в человеческую культуру, становясь культурным существом. Это можно изобразить на следующей схеме. На схеме можно увидеть, что психология как наука решает четыре основные группы проблем. Первая – проблемы генотипической и социальной обусловленности психики и поведения. Вторая – социальной и средовой обусловленности психики и поведения. Третья – генотипической и биологической обусловленности психики и поведения. Четвертая – проблемы средовой и биологической обусловленности психики и поведения.
Схема 1
Итак, человек представляет собой продукт природы, общества и окультуренного человечества и включен в названные системы, что и делает его системным и целостным объектом, носителем нового качества, как единства проявления природных, социальных и исторических свойств. Именно эта целостность и системность позволяет говорить о том, что человек является системообразующим фактором природы, оказавшейся под громадным влиянием Homo Sapiens (человека разумного). С человеком как носителем качества целостности, единства проявлений природы, общества и человечества связано формирование системы, в которой наиболее представлено взаимодействие природы и человечества. Это, по словам Л.Н. Гумилева, этносфера (совокупность этносов с их геобиоценозами). Ни один человек на Земле не живет вне определенного этноса, который, по сути дела, является биологической системой и проходит свой жизненный путь – этногенез. Человек выступает в качестве системообразующего фактора ноосферы. Исследователь ноосферы Вернадский говорил, что ноосфера возникла в биосфере в связи с включением в нее человека и реализацией той биохимической энергии научного творчества, которая характерна для личности. В этносфере доминирующую роль играют бессознательные отношения между людьми. Колебательные движения в этносфере вызывают приблизительно одинаковые по своему характеру для всех этносов типы человеческих отношений – политические, военные, культурные, религиозные. Коллективное бессознательное возникает в личном опыте (К. Юнг). Эти проблемы связаны с проблемами бессмертия души и смыслом жизни. Это главная проблема психологии будущего. Признание духовной основы мира и системности мироздания расширяет возможности познания человека и создает предпосылки к новому пониманию того, что деятельностью мозговой коры мышление человека, как один из психических процессов, не ограничивается и не заканчивается. Существует так называемое коллективное бессознательное (К. Юнг), которое содержит психический материал, не возникающий в личном опыте, что судьбой народа, как и отдельного человека, руководят в большей мере умершие поколения людей, чем живущие сегодня. В настоящее время выдвигается положение о том, что не только космос, этносфера, биосфера, ноосфера оказывают влияние на человека, но и психосфера. Стремление к системному знанию характерно не только для психологии как науки, но и для обыденного сознания. У каждого из нас в результате жизненного опыта формируется своя картина мира, которая может быть расцвечена различными цветами. Она может быть целостной или частичной, уникальной или стремится к универсализму. Именно это и делает необходимым изучение психологии и ее практической прикладной направленности.
Подводя итоги нашего рассуждения, мы приходим к следующим в ы в о д а м: 1. Психология в своем развитии прошла четыре этапа: на первом – она представляла собой науку о душе; на втором – науку о сознании; на третьем – о поведении; на четвертом – науку, изучающую объективные закономерности, проявления и механизмы психики. 2. Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли психологии и интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками) 3. В психологии выделяются три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства, которые находят свое проявление во внутреннем мире человека и во внешнем поведении. 4. Разнообразие методов исследования психики определяется сложностью и индивидуальным своеобразием человека, представляющего собой самонастраивающуюся, открытую, сложную систему, которая определяется связью с внешней и внутренней природой.
Выполните следующие тренировочные задания: Задание № 1. Выделите те понятия, обозначенные в первом вопросе лекции, которые Вы можете использовать для того, чтобы описать себя. Для этого обратитесь к предложенному в данном пособии глоссарию. Задание № 2. Дайте себе характеристику с помощью методики «Кто Я?» и «Какой Я?». Для этого напишите 10 разных ответов сначала на вопрос «Кто Я?», затем «Какой Я?». Каждый ответ должен представлять собой определение, которое бы Вы дали себе лично, а не кому-то другому. Пишите ответы в том порядке, как Вам приходит в голову. Не заботьтесь о логике ответов. Прочтите написанное и проранжируйте ответы по убыванию значимости для себя. После этого выпишите те определения, которые получили первые три места. Это Ваши самые главные социальные роли и качества, которые Вы более всего цените в себе.
Задание № 3. Вам предложена ситуация, для разрешения которой необходимо знание материала, предъявленного в данной лекции. Попробуйте ее разрешить (письменно). Ситуация: Вы встретили знакомого, который пожаловался на сложность жизненной ситуации, когда необходимость дополнительного заработка вызывает психические и физические перегрузки, депрессию, повышает раздражительность, утомляемость, создает дискомфорт в семье. Что бы вы посоветовали сделать?
Вопросы для самопроверки: 1. Что включается в предмет психологического знания? 2. Что является объектом психологии? 3. На какие группы можно разделить методы психологического исследования? 4. Что такое методология к метод? 5. Область каких явлений изучает психология? 6. Психика человека и душа – это одно и то же? 7. Какими психологическим знаниями Вам уже приходилось пользоваться?
Выполните практические задания: Задание № 1. Напишите реферат по одной из предложенных тем. Задание № 2. Составьте блок-схему по логике прочитанной лекции. Задание № 3. Какие качества, из перечисленных в каждой паре, характеризуют особенности Вашего психологического знания, а какие – присущи научному знанию?
Тематика рефератов: 1. Психология в средние века. 2. Умозрительная психология 17 века. 3. Эмпирическая психология 18 века. 4. В. Вундт, как основатель научной психологии. 5. Психоанализ и бихевиоризм. 6. Гуманистическая психология. 7. Учение о потребностях А. Маслоу. 8. Основные направления отечественной психологии. 9. Прикладное значение психологии. 10. Психология и ее роль в деятельности профессионала высшей квалификации. 11. Готовность и включенность как показатели социально– технологической культуры профессионала. 12. Психодиагностика как особый раздел психологического знания. Литература: 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: 1968. 2. История зарубежной психологии. 30–60 годы XX века. Тексты. – М.: 1986. – С. 293 – 311. 3. Немов Р.С. Психология. Ч.1. – М.: Просвещение – Владос, 1994. – С. 5 – 23. 4. Основы психологии и педагогики. Методические указания. – Белгород, БелГТАСМ, 1999. – 47 с. 5. Психология в социологии. Т. 4. – С. 410 – 431. 6. Психология и педагогика. Учебное пособие /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – С. 8 – 28. 7. Общая психология. Курс лекций. – М.: Владос, 19998. 8. Дружинин В.Н. Психология. – СПб.: Питер, 2002. 9. Психология /ред. Крылова А.А. – М.: Проспект, 2000. 10. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М.: Флинта, 1998.
|