Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие малой группы и коллектива






 

Общение и взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Психология подходит к изучению группы с точки зрения того, как в ней функционирует личность. Она рассматривает группу, выделяя в ней различные уровни «зрелости», которая зависит от характера взаимоотношения людей ее составляющих. Это группы-ассоциации, группы-кооперации, группы-корпорации и коллективы.

Ассоциация – это группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями. Это может быть группа друзей, приятелей.

Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, в которой межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Например, учебный коллектив имеет двойную структуру: во-первых, он является объектом и результатом целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности – виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру. Во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельно развивающаяся общность, которое подчиняется особым социально-психологическим законам собственного развития.

Мы уже говорили о том, что психика и поведение человека зависят от социальной среды, в которой осуществляется процесс социализации. Такой непосредственной средой и являются самые разнообразные малые группы, которые опосредуют связь человека с обществом. Малая группа – элементарная ячейка общества, в которой человек проводит большую часть своей жизни.

Поэтому в данной лекции мы должны, по сути дела, рассматривать групповую психологию, которая представляет собой меру психологической общности, имеющей два противоположных полюса: групповую сплоченность и групповую разобщенность, при которой группа перестает быть группой, распадается, а человек всегда будет искать другую группу, в которой будет продолжаться его социализация и в которой он будет находить определенную защиту своей индивидуальности.

Выделяют несколько разновидностей групп: условные и реальные, постоянные и временные, большие и малые. Условные группы объединяются по определенному признаку – пол, возраст, профессия и т.д. Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Они различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа – это немногочисленная группа людей – от 3 до 15, которые находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. Но как показывает практика, наиболее оптимальный количественный состав группы для достижения совместных целей – семь плюс-минус два человека.

Отличительными признаками малой группы являются пространственное и временное соприсутствие людей, которое включает интерактивные, перцептивные и информационные аспекты взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют каждому члену группы воспринимать индивидуальность других людей в группе, интерактивные – личностные характеристики, связанные с социальной зрелостью, информационные – видеть в каждом человеке деятельностные качества.

 

Группа имеет следующие психологические характеристики:

 

 

 

Рис. Психологические характеристики малой группы.

 

 

Групповые интересы, потребности, ценности, нормы, цели и мнения складываются в процессе функционирования группы, которая оказывает корректирующее влияние на людей, включенных в нее. С этой точки зрения в психологии различаются группы членства и референтные группы.

В группах членства влияние группы на каждого человека слабое, в референтной – сильное. В референтной группе нормы, ценности, мнения служат для личности положительным или отрицательным образцом для подражания. Референтные группы могут быть реальными или воображаемыми, могут совпадать с членством в ней или не совпадать. Они выполняют для своих членов функции социального сравнения, нормативную, эмотивную. Таким образом, малые группы различаются не только по количеству людей, но и по характеру и структуре отношений, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, которые объединяют людей, нормам, правилам.

Социальная группа характеризуется, прежде всего, статусно-ролевыми отношениями, профессионально-квалификационными характеристиками и половозрастным составом людей. С психологических позиций особый интерес представляет динамика развития группы по вертикали (руководитель-подчиненный) и по горизонтали (сотрудничество-противоборство). Это отражается на статусе каждого человека в группе. Статус – это набор ролей, которые каждый играет в группе.

Социально-психологическая роль связана не только с выполнением социальных функций, но и со специфическими способами вхождения личности в контакты с другими людьми. Последнее определяется специфическими психическими качествами человека как личности, характером, темпераментом, способностями, в том числе способностями к коммуникации. Социально–психологическая роль является связующим звеном между социальными явлениями и психологическими особенностями человека. Например, какие социально–психологические роли выполняете Вы в самых различных малых группах? Это могут быть роли генератора идей, оптимизатора, психолога, эстета, исполнителя, руководителя, нытика, скептика, оптимиста, пессимиста и т.д.

Люди никогда не взаимодействуют друг с другом «просто так», потому что общество объективно представляет собой целеустремленную систему, которая развивается в направлении к организации. Но, как только организация некоторого человеческого сообщества достигает своего оптимума, начинается процесс дезорганизации, который заканчивается разрушением некоторой целостности. Такова одна из общих закономерностей функционирования различных больших и малых общностей людей, куда каждый из нас оказывается включенным с момента своего рождения.

Функционирование группы определяется характером межличностного общения, в котором происходит обмен деловой и личностной информацией, осуществляющейся по определенным каналам, которые определяются способами передачи этой информации от человека к человеку.

К ним относятся вербальные и невербальные способы передачи информации, о которых мы уже говорили на прошлой лекции. Здесь обратим внимание на то, что в психологии выделяются каналы, соответствующие разным органам чувств – зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. Человек – самая сложная система для восприятия. Поэтому в психологии выделяют специальную область, называемую социальной перцепцией. В одном из направлений современной психологии – нейролингвистическое программирование (НЛП) – эти различия положены в основу классификации людей: визуалы, аудиалы, кинестетики, о чем мы уже говорили.

По логическому основанию выделяют три типа каналов общения в группе: прямой, непрямой и управляемый косвенный. Критерием здесь является намеренное или ненамеренное сообщение. Прямой канал – это то, что источник сообщает в явном виде. Косвенный канал – это та информация, которую вы добываете сами активным наблюдением, вчувствованием во все проявления источника. Психологическим основанием для этой классификации является доверие или недоверие источнику информации. Управляемый косвенный канал связан с ситуацией, когда сообщение, воспринимаемое как ненамеренное, сделано вполне намеренно.

Включение в процесс коммуникативного взаимодействия чувств, эмоций общающихся индивидов, придает межличностным отношениям определенную нравственно-эмоциональную тональность, которая в психологии получила название психологического климата группы. Но об этом в третьем вопросе лекции.

§ 2. Динамические процессы в группе, коллективе.

Говоря о групповой динамике, следует обратить внимание на особенность первичных и вторичных групп. Первые основаны на эмоциональных отношениях ее членов, вторые – на стремлении к достижению определенных целей. В первичных группах предпочтение отдается личностным качествам ее членов, во вторичных – способностям выполнять определенные функции. Для каждого своего члена группа выполняет следующие функции: инструментальную, экспрессивную (удовлетворяет стремление к социальному одобрению, доверию) и поддерживающую, которая служит для ослабления неприятных чувств, способствует самореализации личности и, вместе с тем, определяет динамичность группы.

Впервые групповую социодинамику стал исследовать К. Роджерс, который выделил в групповом процессе следующие этапы:

а) знакомство и спонтанное самоопределение, сопротивление и разочарование, социальные пробы так называемых «приватных Я»;

б) обмены ожиданиями, переход от негатива к позитиву, риски самораскрытия;

в) позитивную и негативную конфронтацию, нетерпение к защитам, формирование новых «Я-образов».

В результате взаимодействия членов группы друг с другом, сама группа проходит в своем развитии ряд стадий, в процессе прохождения которых группа становится группой, т.е. структурируется или институализируется. Во вновь создаваемой группе выделяют:

а) стадию структурации – знакомство, контроль, ритуал, включениие, борьба за лидерство;

б) стадию ролевого распределения – обмены негативностями, агрессиями, кристаллизации лидерства;

в) работа – фазис решения проблем, обмена деятельностными позициями, привязанностями, доверием;

г) переструктурация – обновление группы, смена деятельности, обновление членства.

Каждый член группы приспосабливается, адаптируется к групповой жизни, под влиянием группового процесса осуществляется социализация включенных в группу людей.

На первой стадии осуществляется коммуникативное ориентирование, в котором каждый пытается группу как бы приспособить, адаптировать к себе. Происходит так называемый обмен экспектациями. Группа на этой стадии очень неустойчива. Она получила образное определение «песчаная россыпь».

На второй стадии происходит репертуарно–ролевое самоутверждение членов группы. Эта стадии связана с психологической дифференциацией, на которой группа представляет собой так называемую «мягкую глину», которая может развиваться в каком угодно направлении под влиянием внешних факторов и внутреннего самоопределения ее членов.

На третьей стадии возникает сотрудничество, происходит стабилизация конфликтности, формируются групповые ценности и целевые стратегии. Осознается значимость групповой сплоченности. На основе симпатий возникает солидарность. Но здесь же появляется и манипуляция солидарностью, возникают проблемы индивидуальной защищенности в группе, осознаются границы открытости, искренности в отношениях, определяются функциональные роли.

На четвертой стадии группа становится социокультурной ценностью. Она может осуществлять наиболее оптимальным способом совместную деятельность. В ней развиты прямые и обратные связи между членами. Образное название группы – «горящий факел». Но удержаться на этом уровнем оптимального взаимодействия достаточно трудно, ибо группа – это живой организм, в котором постоянно происходит переструктурация связей и отношений.

Формирование человека как личности, а также протекание психических процессов, способствующих этому, зависят от организационных и коммуникативных действий, которые каждый из нас осуществляет в группах, выбираемых нами. Эта социальная детерминанта определяет наши действия и поведение. Рассмотрим сказанное на примере двух социальных групп, которые являются базовыми малыми группами в обществе. Это семья и первичный трудовой (учебный) коллективы

Изначальной социальной группой для каждого из нас является семья –наименьшая ячейка общества. В ней как в зеркале отражаются все противоречия общественного развития. Она имеет формальную и неформальную организационную структуру. Это означает, что семьи могут быть полными и неполными. Полная семья – это семь «Я», которая, по всей вероятности, ушла в прошлое, когда совместно проживали родители, трое детей и дедушка с бабушкой. Это классическая, патриархальная семья, в которой лидером, как правило, был мужчина. В такой семье определенным образом строились ее организационные основы, включая экономические, гедонистические, демографические и воспитательные. В настоящее время эти функции семья выполняет плохо, что является одной из причин разрушения патриархальной семьи и организационных отношений в ней. Отношения сотрудничества и противоборства определяют во многом организационные и коммуникативные связи в семье, что влияет на процессы социализации подрастающего поколения.

Второй организационной группой, оказывающей влияние на человека, является производственная группа, первичный трудовой коллектив (учебная студенческая группа), в котором человек осуществляет социальную деятельность. Эта первичная группа тоже имеет формальную и неформальную структуру, она организует, контролирует и оценивает деятельность каждого своего члена.

Для коллектива, так же как и для семьи, характерны отношения сотрудничества или противоборства, выполняющие организационные функции. Но, прежде, чем человек сможет осуществить организационные действия, направленные на других людей или группу, он должен научиться осуществлять четыре вида основных действий, из которых складываются виды социальной активности человека: общение, игра, обучение и труд. Эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии самого человека происходит его интеллектуализация и личностное развитие. Дадим их краткую характеристику.

Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека. Оно преследует цели взаимопонимания, оказания взаимопомощи и является основой любой организации и любых организационных технологий, и способов самоорганизации. На прошлой лекции мы достаточно подробно остановились на характеристике общения.

Игра – это такой вид деятельности, в котором каждый из нас учится выполнять различные социальные роли, усваивать общественный опыт, который фиксируется в социально закрепленных способах осуществления действий. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Игры обладают особой функцией, которую каждый должен развить в себе – ориентировочной. В игре человек учится управлять своим поведением. В ее структуру входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия, как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов; реальные отношения, складывающиеся между играющими. В игре есть два плана: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, связанную с решением конкретных задач, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и необратимыми последствиями.

Различают игры деловые, ролевые, психологические, индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные. Практически все они направлены на приобретение организационных умений и действий. Игры осуществляются по определенным правилам, составляющим их организационную основу. Они имеют большое значение в деятельности людей: для детей – развивающее, для взрослых – средство общения, позволяющее раскрывать психологию человеческих взаимоотношений.

Обучение выступает видом деятельности, целью которого является приобретение знаний, умений и навыков. Оно может быть организованным и неорганизованным, у взрослых он приобретает характер самообразования. Эта деятельность прямо служит средством психологического развития.

Труд занимает особое место в системе человеческих действий. Его специфика состоит в том, что он преобразует условия жизни человека, организует саму жизнь.

Общение, игра, обучение и труд лишь в интегрированном виде служат основой организационной технологии, возникающей и развивающейся в семье и первичном трудовом коллективе, группе, в которые включен каждый человек. В обозначенных видах деятельности складываются определенные психологические закономерности, благодаря которым обеспечивается организация межличностных отношений на основе сознательно поставленной людьми цели деятельности.

Назовем некоторые из них. Во-первых, это восприятиелюдьми внешних воздействий зависит от их психологических особенностей. Поэтому необходимо дифференцировать форму воздействий на других людей в соответствии с их ожиданиями. Так, при управленческом воздействии необходимо соблюдать правило неопределенности самооценок людей, которые подвержены частым изменениям в зависимости от различных внутренних и внешних факторов; правило расщепления, изменения, потери смысла управленческой информации в процессе движения по иерархической лестнице управления; правило самосохранения, ибо человек стремится избегать ситуаций, угрожающих его уважению и безопасности, которые возникают в процессе управленческого воздействия.

Во-вторых, организационные умения и навыки, как сознательно контролируемые части деятельности, направлены на достижение поставленной цели. Люди различным образом овладевают организационными умениями и навыками. Они во многом определяют выживание человека в сообществе и человеческого сообщества в целом. В качестве примера можно привести ситуацию из одного научно-фантастического фильма. Сюжет его состоит в следующем: в море потерпел крушение и затонул корабль. Люди, оставшиеся в одном из его отсеков, благодаря достаточно жесткой организационной системе, смогли выжить. Среди них были: капитан, организационные навыки и умения которого оказались достаточно развитыми; ученый, разработавший способы выживания в этих экстремальных условиях; врач, заботящийся о здоровье людей. Но чтобы выжить, все должны были подчиняться определенным организационным законам, принципам и правилам.

Законы надо знать, чтобы не испытывать страха и недоумения по поводу того, почему происходит не то, чего хотели; на принципы надо ориентироваться в своих действиях, так как они обобщают опыт людей; правила – выполнять, а методы – применять, выбирая из известных те, которые кажутся оптимальными в данных ситуациях.

Выжившая на корабле группа людей получила возможность не просто жить, но и размножаться. В процессе количественного и качественного изменения она превратилась в достаточно большое сообщество, организованное на основе тоталитаризма. В фильме в чистом виде показаны законы организации: – закон гармонии, включающий в себя механизмы субординации, координации и интеграции; закон самоорганизации; закон усложнения организационных структур; закон иерархии; закон инверсии (перестановка, перегруппировка в зависимости от ситуации); закон бюрократизации, являющейся последней стадией жизни организованного сообщества, после которой начинается процесс дезорганизации.

Довольно хорошо показаны в фильме и организационные принципы, на которые люди были вынуждены ориентироваться: зависимость функций организации от ее цели; обусловленность структуры организации ее функциями; оптимальное соотношение организационных, ценностных ориентации людей, на коллективные нормы, признанные всеми; естественный ритм организации. В нашем примере – целью является выживание. Этому были посвящены все действия людей и исполнение ими своих функций, направленных на общее выживание.

Или другой пример: сейчас для обеспечения своей жизни многие люди организуют малые предприятия, при этом их деятельность и деятельность привлеченных людей будет подчиняться одной цели.

Но в разных группах эти закономерности проявляются специфическим образом. На затонувшем корабле – единоначалие и жесткое подчинение; в студенческой группе (она является единицей функционирования высшего образования) групповая деятельность лишь обеспечивает освоение знаний, приобретение умений и навыков.

Группа может действовать как один человек, или распадаться при ослаблении организационных связей. Зная указанные законы и принципы, или интуитивно догадываясь об их существовании, люди вырабатывают определенные алгоритмы социального действия в организации. Адаптируясь к существующему положению вещей, каждый человек пытается упорядочить, наладить, устроить, подготовить, осуществить, создать, сформулировать, объединить свои усилия с усилиями других людей. Из этих действий, обозначенных глаголами, складывается алгоритм индивидуального поведения и самоорганизации в группе.

Но в разных группах организационная структура может быть различной. Примером жесткой организационной структуры является армия с ее принципом единоначалия и иерархической подчиненности, которые нивелируют индивидуальные и личностные особенности людей.

Примером свободной организации является вуз, где от участвующих в учебном процессе людей требуется координация усилий, которая зависит от того, как каждый из участников выполняет свои функции.

В каждом из приведенных типов организационных систем роль человека различна. В тоталитарных организационных системах от человека требуется лишь усилия по адаптации к системе, против которой он бессилен. Очень хорошо это показано в романе Оруэлла «1984 год», в повести «Аквариум», в кинофильме «Телохранитель». Человеку, добровольно избравшему этот путь, или попавшему на него под влиянием обстоятельств, для того, чтобы выжить, требуется знание и умение использовать методы и способы действий, определяемых системой.

Теперь перед нами стоит задача определения организационных действий, основанных на определенных механизмах адаптации к системе. Для этого дадим характеристику субъекту деятельности, способам его взаимодействия в группе, определяющим его социальную идентификацию, и способам самоорганизации, обеспечивающим личностную идентификацию человека.

Субъектом организационного действия является каждый член группы, направляющий свои усилия на другого субъекта, на группу, на себя самого.

Способами взаимодействия в группе являются, как мы уже отмечали в предшествующей лекции, стихийные, избирательные и организационные формы общения.

Способы самоорганизации человека связаны с саморефлексией, самооценкой, аутокоммуникацией, осознанием собственного «Я». Обозначенные элементы обеспечивают процесс развития и группы и личности.

Обратим внимание на организационное действие человека, которое представляет собой личностную активность, обусловленную жизненно важными потребностями, интересом и смыслом деятельности, имеющим для человека ценностное значение. Совокупность организационных действий складывается в организационное поведение, которое образует субъектную составляющую любого группового процесса.

Психологические механизмы самоорганизации личности связаны со следующими элементами:

во-первых, это механизм самооценки, имеющей своим результатом знание своего реального «Я» («Какой я сейчас?»);

во-вторых, знание своего идеального «Я» («Каким я хочу быть?»);

в-третьих, представление о себе как исполнителе социальной роли – функциональное «Я» («Каким я должен быть в группе?»);

в-четвертых, прожективная способность к саморазвитию («Что я сделаю для повышения самоорганизации?»).

Указанные ступени процесса самоорганизации осуществляются во внутреннем мире личности, но под влиянием общения с другими людьми в группе. Но внутренние и внешние действия человек может осуществлять не всегда адекватным ситуации способом. Поэтому они могут быть нетехнологичными, неграмотными. Причина – незнание законов аутокоммуникации в психическом мире личности и психологии межличностных взаимоотношений в группе, т.е. законов субъектной и объектной формы организации. Это делает необходимым обращение к характеристике коммуникативного действия. Но здесь надо сделать некоторое уточнение.

Общение и коммуникация – понятия очень близкие, но не идентичные, хотя некоторые исследователи считают их таковыми. Не вдаваясь в споры теоретиков, обратимся к анализу практических взаимоотношений между людьми. Коммуникативное действие – это действие субъекта прежде всего в группе; субъекта, передающего информацию другому субъекту. Элементами коммуникативного действия являются, во-первых, само сообщение, информация, которая определенным образом закодирована для того, чтобы другой человек мог понять ее. Во-вторых – средства передачи информации. В-третьих – отправитель и получатель информации.

Коммуникативное действие обладает организационным эффектом при соблюдении всех правил передачи информации. Существует два принципиальных подхода к организации коммуникационных действий в малых группах: «германский» и «английский». При первом подходе субъект, инициирующий коммуникацию, планирует весь процесс до мелочей и строго следует своему плану. При втором – коммуникация складывается спонтанно под влиянием прямого и обратного взаимодействия членов коммуникационного процесса. Но в этих двух подходах общее состоит в следующем: организационная схема коммуникации должна быть понятна всем; элементы организации унифицированы; организационная схема должна быть устойчивой и в то же время гибкой; она должна иметь временные и пространственные границы; коммуникация должна обеспечивать получение результата быстро, точно и экономично.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал