Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Я-позиция
«Ты-позиция»
Подсчитайте количество баллов, которое Вы поставили себе и другим. Подумайте о том, какова же Ваша жизненная позиция, как Вы оцениваете себя и других. Поразмышляйте об этом. Задание № 3. С помощью адаптивной методики «Стиль поведения в конфликтной ситуации» Томаса – Гришиной определите свою склонность к тому или иному типу поведения в ситуации конфликта. Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности. Вам предлагается 30 парных суждений. Вы должны выбрать в каждой паре то суждение, которое соответствует Вашему представлению о себе. В каждой паре отметьте тот вариант суждения, который подходит Вам больше. Работайте внимательно и отвечайте максимально искренне.
Ключ:
Количество балов, полученных по каждой шкале, дает представление о выраженности у Вас тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации. Выделяют следующие способы регулирования конфликтов: 1. Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. 2. Приспособление, означающее, напротив, принесение в жертву собственных интересов. 3. Компромисс, когда каждый участник получает выигрыш, частично поступившись своими интересами. 4. Уход, для которого характерно отсутствие стремления как к кооперации, так и к достижению собственных целей. 5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ось А
Ось Б ось А – направленность на собственные интересы ось Б – направленность на интересы другого Предполагается, что при уходе от конфликта ни одна из сторон не достигает успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает либо проигрывают оба, так как идут на уступки. И только при сотрудничестве обе стороны оказываются в выигрыше. Задание № 4. Существует 12 правил поведения в конфликте. Подумайте и отметьте те из правил, которым Вы: ü чаще всего следуете, ü иногда следуете ü никогда не следуете.
1. Фиксировать эмоции и выпускать пар, хранить чувство юмора и доброжелательности. 2. Различать оценки, зацепки и логику фактов. 3. Манипулировать несговорчивостью другого. 4. Демонстрировать свои чувства и переживания. 5. Требовать итогов, результатов и позитивных достижения. 6. Не обвинять, не ссылаться на обстоятельства, а искать пользу. 7. Сохранять достоинство и лицо другого. 8. Задавать вежливые вопросы, уточняя позицию оппонента. 9. Удерживать репертуарное и ролевое равенство. 10. Извиняться за эмоции, но не оправдываться. 11. Искать повод для обмена обязательствами. 12. В любом случае сохранять отношения как жизненную ценность.
Вам предлагаются для разрешения следующие жизненные ситуации:
1. Всем известно, что принятие группового решения – это трудный процесс поиска взаимоприемлемого суждения, где часто сталкиваются характеры, амбиции и рождаются конфликты. Каково значение группового обсуждения? Попробуйте составить собственное мнение, проанализировав следующую ситуацию. В годы второй мировой войны в США был налажен выпуск консерви-рованных продуктов. Однако потребители встретили новшество без особого энтузиазма, предпочитая свежие продукты консервированным. Тогда был проведен следующий эксперимент. В одной из аудиторий колледжа собралась группа домохозяек – основных потребителей продуктового рынка, которые прослушали добротную, тщательно подготовленную лекцию, в ходе которой были приведены убедительные аргументы в пользу консервированных продуктов. В другой аудитории, где собрался такой же контингент слушателей, была проведена групповая дискуссия о пользе и экономичности консервов. В результате после лекции группа слушателей разошлась по домам, а в той группе, где прошло обсуждение проблемы, часть женщин отправилась в магазин за покупками обсуждаемого продукта, чтобы составить свое мнение по высказанным суждениям.
2. Прокомментируйте ситуацию. Какие, по Вашему мнению, факторы влияют на групповое взаимодействие и поведение человека в группе? В 1954 г. американский психолог М. Шериф провел свой первый эксперимент по групповому взаимодействию. Эксперимент проводился в летнем лагере для подростков в штате Калифорния с участием 11-летних мальчиков, нормальных, хорошо приспособленных к жизни выходцев из протестантских семей среднего класса. Сначала их объединили в одну большую группу, а затем, когда они привыкли друг к другу и многие подружились, их разделили на два отряда (" орлы" и " гремучие змеи"). Причем друзья оказывались в разных отрядах. Первый эксперимент состоял в том, что отряды состязались в соревнованиях, где мог быть только один победитель. В результате дружеские чувства улетучились весьма быстро. Мальчики проявляли враждебность по отношению к приятелям, которых еще недавно считали " лучшими друзьями". Большая часть ребят негативно оценивала всех представителей другой группы. Потасовки и взаимные оскорбления стали в лагере обычным явлением. По прошествии некоторого времени отрядам был предложен второй эксперимент: ремонт водопровода, починить который силами одного отряда было невозможно, а вода нужна была всем. После второй «экспери-ментальной обработки» члены обеих групп стали более дружелюбно от-носиться друг к другу. Они прекратили взаимные оскорбления и охотно садились вместе за один стол. Вновь начали завязываться дружеские кон-такты. При отьезде члены обеих групп выразили желание возвращаться домой в одном автобусе, отказавшись от двух отдельных автобусов, в ко-торых они приехали в лагерь. Примечание: В конце 60-х годов XX в. Л. Дьяб попытался повторить опыт Шерифа с 11-летними ливанцами, учениками бейрутских школ. Аг-рессивность конфликтующих сторон оказалась столь велика, что эксперимент пришлось прекратить.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое психологическая общность? 2. Каковы критерии классификации и основные параметры малых групп? 3. Назовите две базовые малые группы. 4. Какие социально-психологические роли может выполнять личность в малой группе? 5. Какова структура внутригруппового взаимодействия? 6. Что такое групповое согласие? 7. Что представляет собой психологический климат группы? 8. Назовите способы организации группы. 9. Какие качества личности будут способствовать успеху коммуникации? 10. В чем особенность психологических ролей? 11. Назовите коммуникативные приемы преодоления межличностных конфликтов. 12. В чем заключаются последствия манипулирования другим человеком в межличностном общении?
Темы рефератов: 1. Общение как коммуникативная деятельность. 2. Общение как социально–психологический механизм управления. 3. Диалог как организационный принцип коммуникативной деятельности при управлении группой. 4. Психологическая техника убеждающего воздействия. 5. Основы сотрудничества и противоборства в малых группах. 6. Групповая сплоченность и групповое согласие как коммуникативные достижения и ценности. 7. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. 8. Групповое давление и принуждение. Выполните следующие практические задания: 1. После всех тренировочных упражнений попробуйте дать характеристику своих коммуникативных способностей, которые проявляются у Вас в межличностном общении в группе. 2. Напишите реферат по одной из избранной Вами темы. Литература: a. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1990. b. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994. c. Данакин Н.С., Шеденков В.А. Социальное поведение. – Белгород, ЦСТ, 1996. d. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: 1984. e. Ильяева И.А. Культура общения. Философско–методологический подход. – Воронеж, 1989. f. Коллектив, личность, общение. – Л., Фонтанка, 1987. g. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. – М.: 1991. h. Мы живем среди людей. Нормы поведения. – М.: 1989. – С. 41-128. i. Основы психологии и педагогики. Методические указания /Сост. Котельников Г.А., Маторина О.П., Недыгало Л.М. – Белгород, БелГТАСМ, 1999. – С. 47. j. Психологическая теория коллектива. – М.: 1979. k. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.: Наука, 1990. – С. 110. l. Фурмановская Н.И. Вы сказали «здравствуйте». Речевой этикет в нашем общении. – М.: 1982. m. Фурмановская Н.И., Акишина А.А., Акишина Т.Я. Спросите – попросите. – М.: 1989. 14. Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2003. 15. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Академия, 2001. 16. Рабочая книга практического психолога. – М.: 2001. 17. Шамаева О.П., Цибриенко Р.Я. Практические занятия по психологии и педагогике в техническом вузе /Учебно-методическое пособие. – Белгород: БелГТАСМ, 2002.
|