Действия работодателей и спрос на труд
Лекция 5
ЧЕЛОВЕК В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
ДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И СПРОС НА ТРУД
От проблем контроля над трудовым процессом мы переходим к анализу отношений занятости и рынков труда. По традиции начнем с общих определений, затем рассмотрим наиболее интересные экономические и социологические подходы к данному предмету. При этом сначала про- анализируем проблему со стороны спроса на труд, т.е. с позиции нани- мателей, а затем - состороны предложения труда, встав на позиции наемных работников.
Общие понятия занятости и рынка труда. Вотличие от отношений трудового контроля, связанных с условиями распределения рабочих функций между группами занятых и воспроизводства трудового поряд- ка в структуре заполненных рабочих мест, отношения занятости выра- жают те условия, на которых происходит создание рабочих мест и распреде- ление работников по рабочим местам. Эти отношения включают в себя следующий набор основных элементов:
■ поиск работы и рабочей силы;
■ порядок найма и высвобождения работников;
■ определение условий и содержания труда;
■ установление уровня и форм оплаты труда;
■ обучение и подготовку кадров с отрывом от производства и на рабочих местах;
■ горизонтальную и вертикальную профессиональную мобильность кадров (перемещение и продвижение рабочей силы).
В свою очередь, понятие рынка труда означает сферу оплачиваемой занятости. Он охватывает всех работающих и претендующих на оплачи- ваемые рабочие места в рамках определенной территории, отрасли или группы профессий. Рынок труда, таким образом, образует часть более общей сферы занятости, в которую входят, помимо занятых на рынке труда, следующие категории:
■ занятые в домашнем натуральном хозяйстве;
■ занятые благотворительной работой без оплаты труда;
■ занятые в государственных мобилизационных структурах (солда- ты срочной службы, заключенные исправительно-трудовых уч- реждений);
■ учащиеся дневных отделений вузов.
Важно подчеркнуть, что занятость не просто выражает состояние соответствия предложения труда и спроса на труд. Это совокупность действий, связанных с формированием способов вовлечения трудоспо- собных групп населения в хозяйственную деятельность.
Неоднородность рынка труда. Для экономиста неоклассического направления рынок труда подобен рынку любого другого ресурса. Он характеризуется тем, что продавец и покупатель принимают рациональ- ные решения, стремясь к минимизации издержек и максимизации денежного вознаграждения (пусть даже они не всегда приводят к опти- мальному результату). В условиях конкуренции и отсутствия неэконо- мических барьеров заработная плата как цена труда устанавливается в результате свободного перелива рабочей силы под воздействием изме- няющихся параметров спроса и предложения. Масштабы же привлечен- ного труда определяются его предельной производительностью1. От достигаемой производительности зависит в конечном счете и карьера работников. При этом сам труд рассматривается как обычный фактор производства, обладающий признаками однородности (гомогенности) и делимости2. Правда, позднее в экономические модели включаются раз- личия в условиях труда, и его оплата распадается на две принципиально разнородные части: собственно оплату трудовых усилий и компенсации за особые условия труда. Но исходные предпосылки этим не затрагива- ются, и достижению равновесного состояния это не противоречит.
Со временем предпосылка об однородности и открытости рынка тру- да попадает под огонь критики. Она ставится под сомнение еще в 1940-х гг. " социальными экономистами" в рамках более " мягкого" по сравнению с неоклассикой институционального направления3. Так, Дж. Данлоп раз-вивает предположения о существовании на внутри- и межфирменном уровнях параллельных структур, или кластеров, объединяющих одно- родные рабочие места (job clusters), в каждом из которых складывается свой уровень оплаты4. Появляются концепции " балканизации рынка труда" и " нового феодализма", прямо противоречащие идеям свобод- ного саморегулирующегося рынка3. Исходные позиции ревизионистов сводятся к следующим положениям.
■ Единого рынка труда со свободным переливом рабочей силы и равновесным уровнем оплаты труда не существует.
■ Воспроизводятся устойчивые различия в оплате труда между про- фессиями, предприятиями, отраслями и регионами.
■ Трудовая мотивация работников не исчерпывается материаль- ным вознаграждением, а включает также заинтересованность в улучшении условий и обогащении содержания труда.
■ Серьезное влияние на условия занятости оказывают действия профсоюзов и вмешательство государства6.
Итак, если приверженцы неоклассической экономической теории объясняют отклонения от рационального выбора в сфере занятости психологическими предпочтениями отдельных индивидов, то институ- ционалисты делают попытку включить в объяснение этих устойчивых отклонений действие социальных структур и институтов, показав их функциональность и эффективность. Особое внимание они привлекают к деятельности государства, которое прямо и косвенно стимулирует создание рабочих мест и регулирует формы занятости — путем прямого администрирования или через размещение выгодных заказов, совер- шенствуя трудовое законодательство или изменяя масштабы социаль- ной поддержки низших слоев, не говоря уже о расширении самого государственного сектора. Все это ограничивает свободу саморегулиру- ющегося рынка, снижает эластичность спроса на труд по его оплате7.
Более того, институциональные ограничения являются непременным условием стабильного функционирования рынка труда — этого особо- го " фиктивного товара" (К. Поланьи).
Гибкая занятость. Как формируется спрос на рабочую силу на уров- не фирмы? Фирма стремится относительно гибко приспосабливаться к изменениям рыночной конъюнктуры. И с точки зрения традиционной экономической модели конкурентного рынка при снижении спроса на продукцию менеджеры будут сокращать производство и соответственно уменьшать количество занятых на предприятии. При росте же спроса на продукцию и соответствующем расширении производства они будут привлекать новую рабочую силу, тем более, что в безработных, стремя- щихся занять вакантные места, как предполагается, недостатка нет. Это наиболее простая форма экономической адаптации фирмы реализуется в стратегии численной гибкости (numerical flexibility).
Однако к стратегии численной гибкости действия нанимателей не сводятся. С учетом принципиальной неоднородности труда и необхо- димости приспособления исполнителей к рабочим местам (matching) эта форма адаптации зачастую обнаруживает свою неэффективность даже с чисто экономической точки зрения, не говоря уже о соображениях социальной ответственности перед работниками и их семьями. Трансак- ционные издержки выталкивания и притяжения рабочей силы могут быть весьма значительными. Ведь нужно проводить поиск работников и их тестирование, осуществлять процедуры найма, может потребоваться специальное профессиональное обучение, стоимость которого из года в год возрастает. Причем на этом список издержек не заканчивается. При- ходится ждать, пока работники приобретут навыки, специфические для данной организации (specific skills) — войдут в дело, освоят техно- логический процесс, наладят связи в коллективе. Только тогда они на- конец выйдут на необходимый уровень производительности. И после всех подобных затрат времени и средств не исключено, что весьма ско- ро изменившаяся конъюнктура рынка вновь вынудит избавляться от этих работников, умножая потери. При таких краткосрочных контрак- тных отношениях и постоянной готовности расстаться трудно рассчи- тывать и на лояльность работников по отношению к данной фирме.
Указанные обстоятельства заставляют менеджеров обращаться к другому способу адаптации, связанному со стратегией функциональной гибкости (functional flexibility). Смысл ее заключается в том, что фирма старается не увольнять занятых работников. Если происходит падение производства, то либо уменьшается количество рабочих часов (времен- ное сокращение рабочего дня, введение вынужденных отпусков), либо за счет фирмы работников переквалифицируют, обучают смежным профессиям, перебрасывают на другие рабочие места. В иных случаях устанавливается более универсальное оборудование, позволяющее бы- стро переключаться на выпуск других видов продукции.
Наконец, третью форму гибкой занятости представляет стратегия финансовой гибкости (financial flexibility), выражающаяся в манипулиро- вании уровнем оплаты занятых или в переходе к иным способам воз- награждения (замена сдельных форм оплаты на повременные, введение или отмена премиальных систем и т.п.). Финансовая гибкость, в свою очередь, способна порождать численную гибкость (например, сниже- ние уровня заработной платы может привести к оттоку предельной группы занятых, не удовлетворенных этим снижением) или сопровож- дать мероприятия по обеспечению функциональной гибкости8. Однако функциональная и финансовая гибкость обеспечивают более мягкие способы " выталкивания" и перемещения рабочей силы, не оставляя их один на один с механизмами конкурентного рынка9.
Осуществление политики гибкой занятости вынуждает руководи- телей " гибкой фирмы" (" flexible firm")10 также применять дифференци- рованные формы найма по отношению к разным группам занятых. Од- них удерживают даже при самых неблагоприятных обстоятельствах, а с другими расстаются без особых раздумий. Это явление тесно связано с сегментацией рынка труда, о которой пойдет речь далее.
Сегментация рынка труда. В начале 1970-х гг. институционалистские идеи закрепляются в концепции П. Дёрингера и М. Пиоре. Они выдви- гают положение о том, что наряду с внешним по отношению к пред- приятию рынком труда, подобным рассматриваемому экономической теорией свободному рынку, на крупных предприятиях возникают свои внутренние рынки труда (internal labor markets) (рис. 15.1а). Последние отгорожены от внешнего конкурентного рынка и в значительной степе- ни защищены от его спонтанных колебаний. В рамках этих внутренних рынков условия труда и оплаты регулируются достаточно устойчивыми формальными административными правилами. Здесь устанавливаются свои стандарты найма и увольнения, оплаты труда и должностного про-движения работников". Часть этих правил вовсе не связана с уровнем производительности работников (например, продвижение может ориен- тироваться на стаж работы на данном предприятии). Появление относительно обособленных внутренних рынков труда во многом вызыва- ется, по мнению П. Дёрингера и М. Пиоре, спецификой квалификации, требуемой для данного производства, и необходимостью профессиональ- ной подготовки непосредственно на рабочих местах. Оно связано также с существованием неформальных внутрифирменных связей. В результате в пределах каждого внутреннего рынка утверждаются свои обычаи и неписаные неформальные нормы, свои представления о справедливос- ти. И хотя последние не фиксируются никакими документами, всякие попытки отхода от подобных норм и обычаев немедленно ведут к весь- ма болезненным последствиям12.
Фиксация различий внутреннего и внешнего рынков труда была первым шагом на пути к анализу сегментов занятости. Делая второй шаг, П. Дёрингер и М. Пиоре вводят концепцию двойственного рынка труда (dual labor market), выделяя его " первичный" и " вторичный" сегменты (primary and secondary markets), которые описываются следую- щим образом: " Рабочие места на первичном рынке обладают по край- ней мере несколькими из перечисленных характеристик: высокая зар- плата, хорошие условия труда, стабильная занятость, наличие шансов на продвижение, соблюдение справедливости и должный процесс в установлении трудовых правил. Рабочие места на вторичном рынке, как правило, приносят низкий уровень заработной платы и сопутствующих льгот, плохие условия труда, высокую текучесть кадров, слабые шансы на продвижение и зачастую своевольное и переменчивое отношение начальства. Наблюдаемые различия между занятыми в двух секторах во многом соответствуют различиям между рабочими местами: для за- нятых во вторичном секторе по сравнению с работниками первичного сектора характерны повышенная текучесть, частые опоздания и прогу- лы, неподчинение администрации и мелкое воровство" 13 (рис. 15.16).
Итак, группы, занятые в первичных секторах рынка труда, имеют немало привилегий. Среди них, помимо приведенных выше, следует от- метить:
|