Внутренний рынок труда
г) Три способа сегментации рынка труда
Примечание. Треугольниками обозначается иерархия рабочих мест внутри орга- низации, стрелками — мобильность рабочей силы.
Рис. 15.1. Сегментация рынков труда
■ разнообразные премии, доплаты и формы участия в прибыли;
■ установленные предприятием внепроизводственные льготы (пре- доставление жилья, продуктов и услуг);
■ удобные часы и дни работы;
■ стопроцентную оплату больничных листов и отпусков;
■ гарантированное пенсионное обеспечение;
■ обучение и переквалификацию за счет предприятия (в том числе в рабочее время);
■ профессиональное и карьерное продвижение внутри предприя- тия, занятие более высокооплачиваемых и престижных постов;
■ членство в профессиональных союзах, в подведомственных пред- приятию ассоциациях и клубах.
В совершенно ином положении находятся депривилегированные группы, попадающие во вторичные сегменты рынка труда. Часто они лишены многих (а иногда и всех) перечисленных выше прав. Эти груп- пы ожидает простая и кратковременная подготовка, чаще всего непос- редственно на рабочих местах. На них стараются всячески экономить, при случае ущемляют в правах, они же в первую очередь пополняют ряды безработных. Таким образом, мы имеем дело со стратификацией занятых, при которой одни группы оказываются в лучшей позиции, чем другие, по целому набору показателей. Причем дело не сводится к простому разделению работников умственного и физического труда; разграничительные линии могут протягиваться через все социально- профессиональные группы.
Вскоре теория сегментации рынка труда начинает активно заим- ствоваться социологами. Появляется также другое стратификационное членение рынка труда — на " ядро" (core) и " периферию" (periphery), при котором главным критерием выступают уже не условия труда и оплаты, а стабильность занятости. К " ядру" относятся постоянные (штат- ные) работники, занятые на условиях длительного или даже пожиз- ненного найма, имеющие полный рабочий день и полную рабочую неделю. " Периферию" же составляют занятые по краткосрочным дого- ворам и без договоров, работающие неполное время, без гарантий со- хранения места в периоды экономического спада (рис. 15.1 в).
Приведем для примера краткое описание двух моделей сегментиро- ванного рынка труда. Первая принадлежит Ч. Лидбитеру. Ее схема вклю- чает четыре концентрических круга.
1. Ядро — занятые полное рабочее время.
2. Периферия — занятые неполное рабочее время, самостоятельные работники и занятые в домашнем хозяйстве.
3. Краткосрочные безработные (в пределах одного года).
4. Долгосрочные безработные (более одного года)14.
Упомянутая схема, стоит заметить, страдает логической неполно- той: безработных тоже следовало бы сегментировать в соответствии со структурой спроса на труд и выстроить в несколько " очередей" в зави- симости от того, к какому сегменту рынка труда они тяготеют.
Несколько более сложную схему представил Дж. Аткинсон, автор одной из основных моделей " гибкой фирмы". Его схема включает три концентрических круга.
1. Ядро.
2. Первая и вторая периферийные группы.
3. Внешняя периферия.
В ядре концентрируются постоянные работники, занятые полный рабочий день и полную неделю. Внутри него происходит только функ- циональная адаптация: увольнения и дискриминация этих групп фак- тически не касаются. Здесь, по мнению Дж. Аткинсона, сосредоточены во многом группы первичного рынка труда.
Второй (средний) круг разделен на два сегмента, в одном из кото- рых находится первая периферийная группа, где тоже располагаются постоянные работники, трудящиеся в режиме полной занятости, но уже, в отличие от попавших в ядро, подверженные численной адапта- ции. Их при неблагоприятных конъюнктурных колебаниях могут уво- лить, а затем снова привлечь на работу. Они представляют скорее вто- ричный рынок труда. В другом же сегменте второго круга мы видим вторую периферийную группу, включающую в себя веер относительно менее обустроенных групп, а именно:
■ работающих по краткосрочным контрактам;
■ занятых неполное рабочее время;
■ обучающихся за счет общественных субсидий, учеников, стажеров;
■ делящих с кем-то свое рабочее место (job sharing).
В третьем круге мы обнаруживаем своего рода " внешнюю перифе- рию" Ее образуют группы работников, большинство которых вовсе не числятся в списках занятых данной фирмы и используются как допол- нительно привлекаемая рабочая сила. К таковой относятся:
■ работающие по субподряду (субконтракту);
■ нанятые через трудовые агентства временные работники;
■ самостоятельные работники;
■ работники других фирм, которым передана часть функций дан- ной компании (outsourcing).
Многие из этих лиц привлекаются на сдельно-подрядную работу (на определенное количество дней или даже часов) и не могут претен- довать на более продолжительную занятость. Таким образом, первая и вторая периферийные группы образуют два сегмента вокруг ядра. Вне- шняя периферия еще более удалена от привилегированных групп и примыкает к ним с боков в виде разорванных сегментов15. С помощью периферийных групп наниматели и балансируют общее количество за- нятых. Переливы же рабочей силы между сегментами ограничены.
Масштабы периферийного рынка труда в современный период довольно велики. Так, например, по данным Международной органи-зации труда (МОТ), в режиме неполного рабочего дня в развитых запад- ных странах в начале 1990-х гг. работал в среднем каждый четвертый. При- мечательно и то, что размеры этого сегмента рынка труда в последние десятилетия не только не сокращаются, но даже возрастают. Это относит- ся в первую очередь к частично занятым, а также к другим периферий- ным группам — временно занятым и самостоятельным работникам.
Таким образом, в нашем распоряжении оказываются минимум три разных членения рынка труда.
1. Внутренний и внешний рынки труда, различающиеся по спосо- бам заполнения рабочих мест (изнутри предприятия по администра- тивным стандартам или извне — по рыночным ставкам).
2. Первичный и вторичный рынки труда, различающиеся по степе- ни привилегированности условий труда, уровню его оплаты, престиж- ности выполняемых работ.
3. " Ядро" и " периферия" рынка труда, различающиеся по характе- ру занятости (в первую очередь ее полноте, продолжительности и ста- бильности) (рис. 15.1 г).
Три указанных типологии сложным образом переплетаются между собой. Так, в пределах внутренних рынков труда можно обнаружить как первичные, так и вторичные сегменты. За счет внешнего рынка труда, например, могут заполняться как " ядерные", так и " периферийные" зоны занятости любого предприятия. А периферийные группы работ- ников подчас способны выторговать себе лучшие условия найма по сравнению с постоянно занятыми. Хотя чаше занятые на непостоянной основе все же находятся в депривилегированных условиях и относятся ко вторичному рынку труда.
Факторы сегментации рынка труда. Каковы основные факторы, объяс- няющие распределение занятых по сегментам рынка труда? Первую груп- пу таких факторов составляют образовательные и профессиональные раз- личия: у представителей более квалифицированных слоев больше шан- сов попасть в ядро. Спрос на услуги разных профессиональных групп также качественно неоднороден.
Вторая группа факторов связана с гендерной дискриминацией. Ее примеры широко известны. По данным МОТ, основную часть работаю- щих на условиях неполного рабочего дня составляют женщины. Хотя формально ни в одной западной конституции не записано, что женщи- на должна получать за свой труд меньше мужчины и нет явных доказа- тельств меньшей производительности женщин, среди занятых полный рабочий день в ведущих западных странах часовая заработная плата жен- щин в течение десятилетий отстает от заработной платы мужчин16.
Проблемы гендерной дискриминации, впрочем, проявляются даже не столько в разнице ставок, сколько в характере рабочих мест. Извес- тно, что на руководящие и более квалифицированные должности бе- рутся в первую очередь мужчины, а женщины привлекаются для менее престижных и квалифицированных работ, с более низкой оплатой. Так, женщины составляют основную часть клерков (служащих без высшего образования), работников, занятых в сфере общественного питания, торговли, образования и здравоохранения17. В результате формируются " женские" профессии и даже " женские" отрасли, по степени привлека- тельности явно уступающие " мужским"
Конечно, надо учитывать, что в значительной мере дискримина- ция женщин вызвана их временным выпадением из трудового процес- са, связанным с рождением детей и уходом за ними. Такое отвлечение не просто ведет к потере " карьерного темпа", но и грозит частичной деквалификацией. В результате многим женщинам, вернувшимся на ра- боту после перерыва, нелегко наверстать упущенное. И все же данные обстоятельства — отнюдь не единственная причина их неравноправного положения. В обществе сложились трудно преодолеваемые стереотипы, согласно которым женщины более пригодны к одним и менее пригод- ны к другим видам трудовой деятельности.
Третья группа рассматриваемых факторов связана с этнической и религиозной дискриминацией. Коренное население и группы, принадле- жащие к официальной конфессии, как правило, находятся в более привилегированном положении. А на менее удобных и престижных ра- бочих местах чаще оказываются представители этнических и религиоз- ных меньшинств.
В США, например, расовая дискриминация в сфере занятости проводилась до середины 1960-х гг. совершенно открыто. Затем был при- нят ряд антидискриминационных законов. Параллельно набирало силу и феминистское движение. И впоследствии появились даже элементы " обратной дискриминации", когда, делая выбор, например, между белым и черным работниками, при прочих равных условиях, американский наниматель оказывался вынужденным принимать чернокожего работ- ника, чтобы не столкнуться с обвинениями в расизме.
Отдельным дискриминирующим фактором является возраст. Осо- бенно это касается молодежных групп, которые занимают более низкие профессионально-должностные ступени и чаще оказываются в рядах безработных, даже если они опережают старших по уровню формаль- ной квалификации. Наконец, распределение по сегментам рынка труда во многом обусловливается способами территориальной сегрегации. Жи-
тели сельской местности, малых и моноотраслевых городов, бедных кварталов мегаполисов и других замкнутых территорий зачастую обре- чены на худшие условия найма и негарантированную занятость.
Социальные механизмы трудового найма. Сегментация, происходя- щая в сфере спроса на труд, в рамках разных теоретических направле- ний трактуется неодинаково. Для приверженцев функционалистских аргументов, к которым тяготеет, по сути, традиционная экономичес- кая теория, такая сегментация выражает способ распределения трудо- вых ресурсов, способствующий их более эффективному использова- нию. С точки зрения марксистской политической экономии она означа- ет установление искусственных барьеров на пути объединения рабочего класса и других трудящихся групп. И при том, и при другом подходе спрос на труд определяется структурой существующих рабочих мест и стремлением заполнить эти рабочие места наиболее производительны- ми работниками. Существует, например, концепция " трудовой очереди" (labor queue), основывающаяся на предположении о том, что работода- тели ранжируют нанимаемых в соответствии с уровнем их профессио- нальной подготовки. Сравнительные же шансы тех, кто стоит рядом в этой очереди, определяются еще и вмешательством случайных обстоя- тельств (т.е. действует своего рода лотерея)18.
Для экономсоциолога указанный подход оказывается слишком узким19. И дело даже не в том, что многие рабочие места вообще не заполняются, а создаются под привлекаемых работников. Под сомнение ставится само объяснение выбора нанимателя критерием наивысшей производительности. Прежде всего, наниматель просто не знает произ- водительных потенций вновь нанимаемых работников (многие фирмы тестируют кандидатов, но это помогает лишь отчасти). Да и производи- тельность тех, кто уже давно работает, оценить не так просто. Особенно это относится к работникам нефизического труда, вклад которых в принципе трудно поддается измерению. Вследствие этого при найме на работу работодатели вынуждены полагаться на образовательные и квали- фикационные сигналы, в качестве которых выступают университетские дипломы, профессиональные лицензии, опыт работы в других органи- зациях, что само по себе, как известно, еще не гарантирует более высо- кой производительности работника в данной фирме.
Зачастую нелегко вычленить и индивидуальный вклад работника физического труда, поскольку производство — процесс коллективный, и индивидуальная производительность труда является продуктом сов- местных усилий, в том числе взаимного обучения, желания или неже- лания передавать опыт новичкам, готовности сотрудничать с предста- вителями другой этнической группы или конфессии, неформальных договоренностей по поводу " нормальной" выработки и " справедли- вой" оплаты, социально-психологического климата в коллективе. Про- изводительность существенно зависит от характера сетевых связей между работниками внутри и вне предприятия, возможностей распростране- ния информации о хозяйственных процессах, а также от эффективно- сти сложившихся правил поведения и правил трудового контроля.
На подбор кандидатов на рабочие места влияют и другие соци- альные факторы. Наниматели часто учитывают такие параметры, как пол и возраст кандидата, этническую принадлежность и " бэкграунд" (место получения образования и прошлый опыт). Земляка, единоверца или выпускника своего университета возьмут с намного большей веро- ятностью. На одни позиции более охотно берут мужчин, на другие — женщин20 И вряд ли стоит сводить дело к индивидуальным " вкусам" нанимателей, каждый из которых находится под скрытым воздействи- ем или даже явным давлением регулирующих норм данного сообщества. Их эволюция и определяет во многом вкусы отдельного нанимателя. Ведь отношение к расовой и тендерной дискриминации менялось не в результате трансформации личных симпатий, а вследствие изменения социальных норм, подкрепляемых к тому же силой закона.
Принципиальную роль в формировании спроса на труд выполня- ют и сетевые связи. Всем известно, насколько важен при найме новых работников механизм личных рекомендаций. Некоторые места без такой рекомендации вообще занять невозможно. Причем использование ре- комендаций не следует рассматривать как проявление " блата" в отноше- нии работника. Это важный сигнал для нанимателя. Ведь рекомендую- щий не только характеризует кандидата, сообщая важную (в том числе неформальную) информацию. Он также берет на себя определенную ответственность за кандидата. В этом смысле личные рекомендации — один из ключевых инструментов накопления и конвертации социаль- ного капитала.
В сфере найма и должностного продвижения, помимо расчетов на прирост выработки, наниматель принимает во внимание также совсем не экономические, но не менее важные вещи: дружеские симпатии, степень личной лояльности кандидатов, расчет на их поддержку своей позиции внутри фирмы21. Так что отбор " своих" — это процесс тоже в большей степени социальный, нежели индивидуально-психологичес- кий, опирающийся на сетевые структуры и институциональные обра- зования, статусные и властные соображения.
Механизмы " избирательного сродства" касаются не только найма работников, но и их продвижения по службе. Решения и здесь находят- ся под " током" социальных воздействий. Так, например, если нанима- тель вознамерился повысить заработную плату работникам на одной ступени организационной иерархии, ему придется решать вопросы изменения условий оплаты на " соседних" ступенях. Далее, при относи- тельной закрытости внутреннего рынка корпоративной организации изменение уровня оплаты связывается уже не с производительностью работников, а с наличием вакансий. И конкуренция разворачивается теперь не за повышение оплаты как таковой, а за получение более при- влекательного рабочего места (vacancy competition)22. Появление по тем или иным причинам одной вакансии вызывает ряд увязанных переме- щений, создавая (в терминах X. Уайта) " цепи вакансий" (vacancy chains). При этом спрос на наиболее квалифицированную рабочую силу может и не предъявляться на внешнем рынке в случае, если вакантные места заполняются путем должностного продвижения по внутренним " карь- ерным лестницам" (job ladders).
Заключение. Идея выделения нескольких сегментов рынка труда, привязанных к группам отраслей или профессий, стала важным шагом к лучшему пониманию отношений занятости. Однако она сталкивается с трудностями эмпирического подтверждения, и весомая часть диффе- ренциации в оплате внутри этих сегментов остается необъясненной. Экономико-социологический подход, вводя дополнительные соци- альные переменные, помогает прояснить способы фактического запол- нения сегментов рынка труда (matching process), установление соответ- ствия работников и рабочих мест.
С точки зрения традиционного экономиста, активное использова- ние для заполнения вакансий внутренних рынков труда и отказ от политики численной гибкости в сфере занятости обусловлен возраста- нием величины трансакционных издержек, связанных с поиском, тес- тированием, приемом, обучением и переподготовкой рабочей силы. Соглашаясь с этим, экономсоциолог обращает внимание на систему формальных и неформальных связей в организации, препятствующих свободному увольнению и найму работников, даже если того требует рыночная конъюнктура. Трудно отказать " своему" в приеме на работу. И нелегко увольнять людей, вызывая к тому же активное или пассивное противодействие их коллег. Это означает, что вопрос индивидуальных трудовых контрактов перемещается в плоскость социальных взаимодей- ствий.
Мы продолжим анализ этих взамодействий с другой стороны от- ношений занятости, связанной с предложением труда.
|