Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Действия наемных работников и предложение труда
В предыдущей части мы рассмотрели проблему занятости с позиции работодателя. Теперь подойдем к ней с другой стороны — с позиции тех, кто предлагает свою рабочую силу. И вновь сопоставим экономи- ческие и социологические подходы к данному предмету.
Каждый трудоспособный человек принужден делать стратегичес- кий выбор, определяющий его место по отношению к рынку труда. Его первый элемент — выбор между занятостью и незанятостью. Решение в пользу незанятости может мотивироваться, например, желанием за- няться поиском другой работы или получить образование, сосредото- читься на домашнем хозяйстве или уходе за детьми. При этом отказ от выхода на рынок труда может быть временным или окончательным (по- теря трудоспособности, выход на пенсию).
Второй элемент выбора связан с формой занятости на рынке труда. Помимо найма на предприятии речь может идти о самостоятельной занятости, когда работники сами создают свои рабочие места1. Эти ра- ботники чаще всего относятся к " периферии" рынка труда. Многие из них заняты неполное рабочее время, и их самостоятельность в значи- тельной степени относительна, на деле они нередко находятся в серьез- ной зависимости от организационных хозяйственных структур.
Наконец, третий элемент сопряжен с выбором сферы и конкрет- ного места занятости, а также форм найма — полного или частичного, временного или постоянного. Иногда человек диверсифицирует свою занятость, находя рабочие места одновременно в разных сегментах рынка труда: где-то за ним сохраняется пусть низкооплачиваемое, но стабиль- ное место в качестве подстраховки; где-то больше возможностей подза- работать; одна работа привлекает лучшими условиями для профессио- нального роста; другая — позволяет обзавестись престижной визитной карточкой. Возникает вопрос: какие факторы скрываются за всеми эти- ми актами выбора, что дифференцирует труд и его оплату?
Концепция " человеческого капитала". Традиционная экономическая теория, как мы уже говорили, с трудом выходила за пределы предпо- сылки об однородности труда, что относится и к экономическому ана- лизу предложения труда2. Серьезный поворот в этой сфере был обус- ловлен появлением в 1960-х гг. концепции " человеческого капитала" (Г. Беккер, Я. Минцер, Т. Шульц)3. Она знаменовала собой возврат от историко-описательного подхода, характерного для " социальных эко- номистов" в 1940—1950 гг., к более традиционному эконометрическо- му подходу, использующему новые компьютерные технологии для бо- лее сложных аналитических расчетов.
Напомним, что под человеческим капиталом понимается совокуп- ность профессиональных знаний и навыков, накопленных в процессе образо- вания и повышения квалификации. Согласно же кон- цепции человеческого капитала, работник пытается максимизировать свои доходы за весь жизненный цикл, решая вопрос об инвестирова- нии времени и средств в повышение собственных производительных возможностей путем получения образования и накопления профессио- нального опыта. На первом этапе решившийся на такое инвестирование несет двойные потери: платит за обучение и временно теряет доход. Впоследствии эти потери должны компенсироваться повышенным воз- награждением благодаря накопленному человеческому капиталу4. При- чем компенсация за весь жизненный цикл должна превысить понесен- ные издержки.
Человеческий капитал, отмечает Г. Беккер, неоднороден. Он разде- ляется на общепрофессиональные навыки (general skills), применимые в данной фирме и вне ее пределов, и на специальные навыки (specific skills), пригодные лишь для занятия тех или иных рабочих мест в данной фирме.
Специальные навыки обеспечивают работнику лучшие перспективы в этой организации, но одновременно привязывают к ней, ограничивая мобильность.
Концепция человеческого капитала в своей первоначальной вер- сии исходила из ряда достаточно жестких предпосылок:
■ совершенная конкуренция на рынке труда;
■ равенство индивидов по физическим возможностям и социаль- ному происхождению;
■ одинаковый доступ к рынку капиталов;
■ отсутствие грантов и стипендий на обучение5.
Иными словами, вариативными в ней являются факторы, которые находятся под контролем индивида, оказываются предметом его созна- тельного выбора.
Позднее в модель, наряду с продолжительностью обучения и пос- ледующей работы, были включены дополнительные важные парамет- ры, объясняющие дифференцированные вложения индивидов в свое образование. Они включали способности и возможности человека. Спо- собности— дело индивидуальное, они измеряются стандартными теста- ми. Возможности же связаны с финансовыми ограничениями. Для их объяснения вводится социальная категория классовой принадлежнос- ти, измеряемая материальным благосостоянием родителей. Итак, воз- можности и способности определяют доступ к образованию, которое влияет на последующую производительность работника, а от этого, в свою очередь, зависит совокупная оплата его труда, которая поможет впоследствии позаботиться о будущем своих детей (рис. 16.1).
Производительность
| —»
| Оплата
| 4--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1
Рис. 16.1. Кругооборот человеческого капитала
После того как человек получает то или иное рабочее место, перед ним возникает проблема выбора между длительной работой на этом месте и улучшением рыночных шансов путем постоянного поиска и сме- ны рабочих мест. Этот поиск часто ведется в условиях, когда люди уже имеют работу (особенно это относится к группам специалистов и ме- неджеров). Причем установлено, что те, кто меняет место работы, в среднем устраиваются лучше, чем вчерашние безработные. Замечено так- же, что мобильность в начале профессионального пути приносит отно- сительно более благоприятные материальные последствия, нежели в зрелом возрасте.
Откуда возникают различия в интенсивности смены мест работы? Экономисты объясняют их двумя факторами. Первый — индивидуаль- ная психологическая склонность (propensity) к труду и к мобильности. Второй связан с накоплением профессионального опыта как одного из элементов человеческого капитала. В результате тот, кто часто менял работу раньше, скорее всего будет менять ее и впредь. Психологическая склонность способствует накоплению капитала, и к этому капиталу притягивается новый капитал6. Причем больше способствуют трудовой мобильности общепрофессиональные навыки, и потому фирмы, как правило, предпочитают стимулировать специальную подготовку, зак- репляющую работников на их местах.
Таким образом, накоплением человеческого капитала на протяже- нии жизненного цикла человека объясняются различия в уровне не только оплаты труда, но и интенсивности трудовой мобильности. Дан- ная теория и образует методологическую базу множества современных изысканий в области экономики труда (labor economics)7.
Однако, несмотря на явный успех теории человеческого капитала в профессиональном сообществе, нужно отметить, что многие связи, с помощью которых она объясняет стратегический выбор работников, могут быть поставлены под сомнение. Так, мотивы " инвестирования" в образование вряд ли можно свести к заботам о последующем матери- альном благополучии (важность которого никто не собирается отри- цать). Помимо материальных выгод есть и другие, не менее важные мо- тивы выбора в пользу получения образования — стремление к повыше- нию социального статуса, формирование сети личных контактов. Осо- бым мотивом выступает удовлетворение от самого процесса обучения. Наконец, при определенных условиях все эти мотивы (включая буду- щий материальный достаток) могут отступать перед стремлением укло- ниться от призыва на военную службу, что в течение многих лет весьма характерно для российских юношей.
Помимо многообразия мотивов, под сомнением оказывается ряд зависимостей, на которых строится концепция человеческого капитала. Перечислим эти зависимости.
1. Доступ к образованию зависит отнюдь не только от уровня бла- госостояния родителей, но в сильной степени — от информации и сетевых связей, открывающих дорогу к грантам на обучение или к бес- платным местам в университетах.
2. Вложения в образовательные и квалификационные " сигналы" (дипломы, лицензии) не гарантируют повышение производительнос- ти в будущем.
3. Производительность, в свою очередь, не всегда способна повли- ять на уровень оплаты, которая все чаще фиксирована, привязана к данным рабочим местам или к существующим на рынке аналогам.
4. Само по себе образование не гарантирует определенного уровня материального благосостояния (например, женщины во многих сфе- рах, в среднем обладая формальной квалификацией не ниже, чем у мужчин, в материальном отношении ощутимо им проигрывают).
5. Степень дифференцирующего воздействия образования на полу- чаемые доходы в принципе тоже не столь очевидна. Образовательные различия оказывают существенное воздействие на профессиональный статус человека, тогда как широко распространенные оценки их влия- ния на различия в доходах сильно завышены8.
6. Получение образования сопряжено с трудноизмеримыми в де- нежном выражении эффектами — например, накоплением культурно- го капитала.
7. Результирующее воздействие образования на доход может быть связано скорее не с самим фактом получения образования, а с его про- филем (например, рыночные шансы экономистов и историков весьма различны).
8. Наконец, существуют категории работников (например, самоза- нятые), к которым модель человеческого капитала, видимо, не прило- жима в принципе.
Все указанные зависимости нуждаются в эмпирической проверке, а иногда и в более тщательном теоретическом обосновании.
" Экономический человек" в отношениях занятости. Исследуя поведе- ние человека в отношениях занятости, экономический подход стара-
тельно освобождает его от " лишних" мотивов: ориентации на нормы, соображений престижа, элементов принуждения. " Экономический че- ловек" преследует (непосредственно или в конечном счете) цели мак- симизации собственных доходов (текущих или за весь жизненный цикл) и принимает соответствующие рациональные решения. Использующе- му подобный подход экономисту часто сподручнее привлекать аргумен- ты функционалистского толка. Как, например, происходит образова- ние " женских профессий"? Считается, что женщины не рассчитывают на непрерывность своей занятости, поэтому сами ищут работу, позво- ляющую относительно безболезненно прервать трудовой стаж. Возрас- тающая частичная занятость, в сильной степени связанная с феминиза- цией рынка труда, также объясняется тем, что она удобна для значи- тельного количества женщин, которые добровольно выбирают непол- ный рабочий день.
Рассматривая те же самые вопросы, экономсоциолог скорее обра- тит внимание на изменяющиеся социальные представления о должном профессиональном положении женщины — самостоятельности ее ка- рьеры и степени материальной независимости, которые различаются по статусным группам, варьируются в зависимости от культурных кон- текстов, изменяются с течением времени. Он указывает и на то, что для многих женщин выбор серьезно ограничен или попросту является вы- нужденным (многие предпочли бы работать полный рабочий день, если бы позволяли и семья, и рынок).
Известно, что принятие рациональных решений нуждается в на- дежной и относительно полной информации, которая не всегда нахо- дится под рукой (что, впрочем, давно продемонстрировано самими экономистами — например, Дж. Стиглером, К. Эрроу). И зачастую чело- век не тратит время и силы на длительный поиск работы, соглашаясь на первое попавшееся более или менее приемлемое предложение, не срав- нивая варианты и не калькулируя альтернативных издержек.
Как объясняет экономист различия индивидуальных вложений в получение образования и сбор информации, в поиск более подходя- щих рабочих мест? Для него основные факторы (помимо внешних ресурсных ограничений) заключены в личных характеристиках человека — его квалификационном уровне и психологических предпочтениях. Например, неготовность к смене места жительства в поисках лучшей работы, помимо нехватки средств или неразвитости рынка жилья, вы- зывается отсутствием психологических установок к смене привычного жизненного уклада (боязнь риска, инертность). Подобно человеческому капиталу, классовое положение или этническая принадлежность тоже рассматриваются экономистами как атрибуты индивида, а не как выра- жение социальной связи с какой-то группой. Таким образом, введение
социальных параметров совершается, во-первых, с одновременным разрывом социального контекста. А во-вторых, часто они берутся в ка- честве инвариантных признаков. Это относится, например, к призна- нию существования " вкусов" (tastes), которые рассматриваются при этом как нечто неизменное, раз и навсегда данное, приобретая тем самым своего рода мистическое присхождение9. И тот, и другой подход во многом лишают указанные переменные смыслового содержания.
Социальные механизмы заполнения рабочих мест. Каковы же допол- нительные или альтернативные социальные механизмы, определяющие способы заполнения рабочих мест? Один из них раскрывается М. Гра- новеттером в концепции социальных сетей. Он обращает внимание на те способы, с помощью которых распространяется информация о рабо- чих местах и которые играют с точки зрения предложения труда роль не меньшую, чем сами характеристики этих рабочих мест. Получение ин- формации — процесс, отнюдь не сводимый к техническому сбору дан- ных. Его важнейшая часть осуществляется посредством взаимодействия с другими людьми. Эмпирические исследования показывают, что зна- чительная (если не основная) часть тех, кто нашел и сменил место работы, пользовались информацией, полученной из личных нефор- мальных источников. Персональные контакты (дома, на работе или в местах публичного отдыха) оказываются гораздо важнее формальных объявлений о наличии мест и прямых обращений к работодателю " с улицы" Более того, и формальные объявления (например, в сред- ствах массовой информации) пропускаются через фильтры неформаль- ного обсуждения — с родственниками и друзьями, соседями и коллега- ми, — и их восприятие в сильной степени зависит от подобной коллек- тивной " обработки"
Выявлено, что люди, опиравшиеся именно на неформальные ис- точники информации, добиваются относительно большего успеха с точки зрения уровня доходов и удовлетворенности новым местом работы. Интересно, что чем выше профессиональный статус группы, тем чаще ее представители прибегают к сети неформальных социальных контак- тов10. Причем так называемые " слабые связи" (weak ties) — с дальними знакомыми и коллегами — часто оказываются более эффективными,
нежели " сильные связи" (strong ties) — с близкими друзьями и род- ственниками. Первые значительно расширяют масштабы привлекаемой информации, не позволяя замыкаться в одном и том же кругу. Но зато тесные (в первую очередь семейные) контакты лучше выручают в экст- ремальных случаях, например, когда нет запаса времени на поиск рабо- ты". Но в любом случае успех поиска работы тесно связан с положением человека в социальных сетях. И при всей важности вложений в челове- ческий капитал, требуются также не менее важные вложения в соци- альный капитал — в свою репутацию, в развитие контактов. Масштабы и структура накопленного социального капитала, наряду с накоплени- ем профессионального опыта, — серьезный фактор продвижения на рынке труда. Чем больше таких сетевых связей, чем выше их " качество", тем большими возможностями обладает работник с точки зрения гори- зонтальной и вертикальной мобильности. Хотя сама по себе частая сме- на мест работы, разумеется, может не только формировать впечатляю- щий послужной список, но и создавать скверную репутацию ненадеж- ного (или неуживчивого) сотрудника.
Информация, передаваемая по сетевым связям, играет важную роль в процессе сегментации работодателей. Человек, ищущий работу, не только сам встает в условную " очередь" претендентов на вакансии. В другую " очередь" он выстраивает своих потенциальных нанимателей. Сегментация производится не только по характеристикам предлагаемых рабочих мест (условиям труда, уровню оплаты), но и по характеристи- кам самой фирмы, включая ее репутацию, устойчивость, надежность. Работа на крупную корпорацию обычно считается более надежным де- лом, чем уход в мелкую частную фирму (если, впрочем, ее хозяин не относится к числу личных знакомых). Родственники и знакомые зако- номерно ставятся на первые места в списке предполагаемых работодате- лей. И неизвестно, кто больше выигрывает от найма " своих" (в разных случаях может быть по-разному), но выигрыш в надежности здесь, как правило, несомненен, ибо трудовые контракты при таких вариантах получают солидное подкрепление социальными связями. Но даже не будучи связаны личными узами (если речь не идет о массовом приеме кадров на крупных предприятиях), наниматели и нанимаемые не встре- чаются как абсолютные незнакомцы12. Они пытаются получить предва- рительную информацию, выявить степень надежности контрагента.
Условия, на которых происходит трудовой наем, систематически отклоняются от равновесных состояний, присущих свободному рынку. Еще экономистами было подмечено, что наряду с заключением фор- мальных трудовых контрактов, наем предусматривает так называемые неявные {скрытые) контракты (implicit contracts). В соответствии с этими негласными соглашениями, например, работник на первых порах по- лучает оплату ниже среднего рыночного уровня, а затем, если он оста- ется работать на данном предприятии, его зарплата начинает превышать этот уровень, обеспечивая примерное соответствие за весь срок рабо- ты13. Тем самым, и работники, и работодатели стабилизируют рынок труда, минимизируя неизбежные потери, возникающие при разрыве трудовых отношений.
Отклонениям от равновесной цены труда способствует и то, что контрактные отношения нанимателей и наемных работников, как пра- вило, не укладываются в рамки симметричного рыночного обмена, когда каждая из сторон имеет равные возможности соблюсти свой интерес. Их властные позиции в переговорах и торгах по поводу условий занятости нередко изначально являются асимметричными, неравными. Позиции нанимателей в целом более прочны, и в результате силы притяжения наемных работников оказываются слабее сил отталкивания14.
Но и на стороне работников есть свои механизмы поддержки кон- трактных отношений. Мощный фактор связан с образованием коллек- тивных организаций и лицензированием деятельности. Профессиональные союзы, артели, ассоциации берут на себя функции регулирования потока рабочей силы: например, пытаются ввести ограничения на субкон- трактные работы или привлечение иностранных рабочих, не позволяют нанимателю брать " не соответствующие кадры", а новичкам — сбивать уровень оплаты. Профсоюзы ограничивают трудовую мобильность; оказывают давление на повышение заработной платы, выталкивая ее из равновесной точки; добиваются дополнительных сопутствующих льгот; сокращают индивидуальные различия в оплате труда работников раз- ной производительности. Добавим, что даже при отсутствии коллек- тивных организаций, работники все равно находят возможности хотя бы частичной стабилизации условий занятости путем скрытого инди- видуального и группового сопротивления менеджменту.
Существование претендентов на рабочие места из числа безработ- ных ослабляет позиции занятых работников. Однако само наличие ар-
мии безработных вовсе не означает, что последние толпятся у ворот предприятия, пытаются любой ценой в них войти и могут спокойно это сделать, если предложат работодателю свои услуги на более выгод- ных для него экономических условиях. Отсутствие открытого рынка и свободной конкуренции за рабочие места вызывается существованием не только организационных структур (профсоюзов и др.), но и регули- рующих социальных норм. Так, по заключению экономиста и нобелевс- кого лауреата Р. Солоу, " безработные редко пытаются сместить своих занятых собратьев, предлагая свои услуги за более низкую оплату... Са- моуважение и существующие нравы удерживают уволенных работни- ков от попыток срезать уровень оплаты своих еще занятых коллег, сме- стив их с рабочих мест" Они проявляют скорее " готовность согласиться работать на хуже оплачиваемых рабочих местах, нежели стремление к «бескомпромиссной конкуренции» за обычную работу" 15. Нити нефор- мальных связей протягиваются, таким образом, и через барьеры между занятостью и незанятостью.
Особый фактор структурирования предложения труда связан с так называемой культурой труда. Экономисты, как правило, весьма пре- зрительно относятся к трудно измеряемым культурным параметрам, и многие предпочитают исходить, например, из предпосылки о том, что представители всех этнических групп при равных исходных условиях одинаково производительны и имеют одинаковую склонность к труду. Экономсоциолог также не станет утверждать, что по природе своей та или иная группа более трудолюбива, нежели другая. Но для него есте- ственно предположить, что разные этнические группы имеют неодина- ковые предпочтения в отношении одних и тех же видов труда. Извест- но, что, скажем, представители мусульманских народов труднее приспосабливаются к жесткому ритму промышленного конвейерного производства, но зато многие из них при первой же возможности стре- мятся завести свое маленькое дело (торговое, ремесленное) и избавить себя таким способом от тисков индустриальной дисциплины. Зачастую оказывается очень трудно сразу порвать с традиционными занятиями, с выработанными столетиями трудовыми обычаями и ритмами: они не выветриваются в одночасье даже при сильном давлении со стороны других культур16. Не случайно в чужой стране иммигранты предпочита-
ют устраиваться на работу к " своим" Это облегчает контакт, повышает доверие, улучшает профессиональные перспективы. Результатом стано- вится создание целых этнических секторов хозяйства, фактически озна- чающее попытку путем сегрегации (обособления) уйти от дискримина- ции на рынке труда (подробнее см. в гл. 10).
Различия трудовой культуры связаны, разумеется, не только с эт- нической или религиозной принадлежностью, но и с классовыми и статусными позициями, местом проживания и приверженностью усто- ям местных сообществ, и т.д. Понимание того, что есть " пристойное занятие" и " достаточная оплата", где проходят грани между " грязной" и " чистой" работой, выходит далеко за рамки экономической кальку- ляции.
Кого считать безработным. Если экономическая теория во многом по-прежнему находится под влиянием рикардианской теории факто- ров производства, рассматривая труд как один из этих факторов, то экономическая социология подчеркивает специфику рынка труда, ис- ходя из качественных различий между разными видами рынков17. В отли- чие от вещных факторов, человек оказывается весьма строптивым " ре- сурсом", он способен поступать вопреки однозначно определенной логике, может сознательно регулировать свой трудовой вклад. Наличие рефлексивного начала не только отличает труд от прочих факторов про- изводства, но и вносит дополнительные трудности в решение ряда ка- тегориальных проблем. Рассмотрим некоторые из них на примере поня- тия " безработный".
Долгое время в экономической теории господствовало мнение о добровольном характере безработицы как результате отказа трудиться за предложенный уровень оплаты. Дж.М. Кейнс обратил внимание на то, что существует и вынужденная безработица, порожденная невоз- можностью получить рабочее место даже при желании работать за мень- шую оплату, — вследствие низкого уровня совокупного спроса на труд и жесткости заработной платы. Правда, и с расширением спроса опре- деленные сгустки безработицы никак не рассасываются. И тогда уже приходится подключать к объяснению социальные факторы, связанные с дискриминацией отдельных групп (профессиональных, возрастных, этнических и др.).
Оказавшиеся в стане безработных не составляют однородной массы и по другим параметрам. Одно дело, если человек уже имел работу ра-
нее; другое — если он был занят вне рынка труда (например, в домаш- нем хозяйстве); третье, если это новичок, впервые пришедший на него после школы, армии или вуза. Весьма существенны и причины, вызвав- шие потерю работы. Здесь нужно различать:
■ добровольный уход " по собственному желанию" (quit);
■ выход на пенсию (retirement);
■ увольнение " по решению администрации" (firing). Увольнение, в свою очередь, может означать:
■ временное высвобождение без разрыва трудовых отношений (layoff);
■ окончательное увольнение в результате сокращения самого ра- бочего места (сокращения штатов) (termination);
■ окончательное увольнение с целью привлечь на него другого ра- ботника (dismissal).
Каждый случай утраты работы приводит к специфическим послед- ствиям с точки зрения времени пребывания вне рынка труда и усло- вий, на которых происходит возвращение к занятости.
Вопрос о том, кого относить к безработным, не так прост, как кажется на первый взгляд. Предположим, у человека есть работа, но от силы на десять часов в неделю. Или он высвобожден на неопределенный срок с формальным сохранением рабочего места без оплаты труда. Или работы нет, хотя есть предложения, которые его просто не устраивают. Или он ищет работу, но до того опустился, что работать уже не в состо- янии. Или же он не может найти рабочее место, но прошел всего месяц, как он закончил школу или пришел из армии. Безработные ли эти люди? При любом ответе — положительном или отрицательном — не избежать очевидных условностей. Придется договариваться о том, через какой период и при каких условиях человек начинает считаться безра- ботным.
По методологии Международной организации труда (МОТ), без- работным считается тот, кто в настоящий момент не имеет работы, ищет ее и готов к ней приступить1*. Конкретизация данного определения позволяет разделить трудоспособное население как минимум на пять категорий:
■ занятые (employed) — имеют работу, заняты полный рабочий день и полную рабочую неделю;
■ " частично занятые" (underemployed) — имеют работу, но заняты неполное рабочее время, а хотели бы быть заняты полностью;
■ безработные (unemployed) — не имеют работы, но ищут ее, го- товы приступить к работе, как только найдут;
■ " полубезработные" (semiunemployed) — не имеют работы, в дан- ный момент ее не ищут или не готовы пока начать работу по разным обстоятельствам;
■ ни занятые, ни безработные — не имеют работы, не ищут ее и не хотят выходить на работу19.
Не следует, однако, рассчитывать на то, что существуют какие-либо определения безработицы, снимающие все проблемы. Например, если следовать методологии МОТ, то за чертою групп, признаваемых безработ- ными, оказываются " отчаявшиеся", или " обескураженные" (discouraged) работники, т.е. те, кто пробовал найти подходящую работу, но, столкнув- шись с серией неудач, отчаялся и прекратил дальнейшие поиски. Справед- ливо ли вычеркивать " отчаявшихся" из числа безработных?
Более важный момент заключается в том, что признание за челове- ком статуса безработного неизбежно содержит в себе сильный субъек- тивный элемент. Например, невозможно совершенно объективно (" на- учно") установить, ищет или не ищет человек работу; что для него означает " работа, соответствующая квалификации" Фактически требу- ется, чтобы субъект признал себя безработным, т.е. самоопределился соответствующим образом. Иногда подобная самоидентификация мо- жет быть частью рациональной стратегии, когда, скажем, человек до- вольствуется статусом безработного или даже прикрывается им, зани- маясь в это время " теневыми" или криминальными операциями. Но для большинства людей признать себя безработным, принять этот прини- женный статус, расписываясь в собственной невостребованности — дело отнюдь не простое (особенно, если в стране — как, например, в совет- ской России, — долгое время не было официальной безработицы). Подобный " субъективный" выбор, таким образом, имеет не психоло- гическую, а социальную подоплеку.
Ранее мы уже говорили о том, что труд — не просто способ получения заработка. В действительности это средство обретения целой совокупности статусов, с которыми неразрывно связана повседневная жизнь человека (подробнее см. в гл. 5). И потеря занятости грозит чем-то большим, нежели потерей дохода — выпадением из сетей социальных связей, потерей пози- ций в местном сообществе. На выбор в пользу выхода на рынок труда наслаивается также масса социальных факторов, в том числе:
■ состав семьи (соотношение кормильцев и иждивенцев);
■ представления о должном воспитании детей (следует ли им нахо- диться под неотлучным присмотром матери);
■ отношение окружающих к обязательности труда (подлежит ли неработающий осуждению как " тунеядец", как это было в совет- ское время).
Кроме того, выбор в пользу работы или ее отсутствия испытывает влияние факторов, связанных с государственным регулированием и со- циальной политикой: трудностей регистрации в бюро занятости, изме- нений размеров и сроков выплаты пособий по безработице, условий их получения.
Заключение. Для экономической теории поведение в сфере занято- сти является продуктом рациональных решений, принимаемых авто- номным и относительно информированным индивидом с целью опти- мизации трудовых усилий и получаемого вознаграждения. Подобные представления вызывают ряд справедливых возражений. Во-первых, действия людей совершаются под влиянием множества разнообразных, в том числе не утилитарных, мотивов. Во-вторых, сделанный ими вы- бор может быть не столь рационален и последователен. В-третьих, — и это, пожалуй, главное, — в основе выбора рабочих мест и форм заня- тости лежат не только индивидуальные характеристики, но и соци- альные факторы и обстоятельства, связанные с соблюдением норм, укорененностью в местном сообществе, невозможностью разорвать сплетения семейных и дружеских связей, пронизывающих повседнев- ную жизнь человека, наконец, культурными традициями. Более того, именно они и формируют во многом то, что мы порою считаем резуль- татом индивидуальных предпочтений, — получение образования, вы- бор сферы занятости, поиск лучших мест работы.
|