Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дайте определения указанных средств речевой выразительности (тропов и стилистических фигур). Проиллюстрируйте примерами из газетных текстов. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Метафора - образный оборот речи; иносказание. При метафоре свойства одного предмета переносятся надругой предмет на основании схожести или контраста. Например: " Единая Россия" бросила в бой лучшие силы, тяжелую артиллерию. «Известия». Олицетворение - перенос признаков живого существа на неживой предмет, или понятие. Например: Недаром клевета илицемерие всю жизнь ходят в обнимку. «Комсомольская правда». Метонимия - троп, основанный на принципе смежности. Метонимия основана на способности слова к своеобразному удвоению (умножению) в речи номинативной (обозначающей) функции. Метонимиясостоит в замене одного названия другим. Сущность ее заключается в замене того, о чем говорится, причиной этого последнего. Например: Россия понимает Европу лучше, чем Европа - Россию. («Губерния»). Синекдоха - разновидность метонимии, выявление целого (большого) через егочасть (меньшее). Синекдохасостоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот. Например: «Над нашей территорией может беспрепятственно летать любой, кто достал «борт» и горючее» («Известия»).
Эпитет - образное, художественное определении. Например: «Сценарий Валуцкого меня заинтересовал, жизненный, правдоподобный». Каламбур - стилистический оборот речи или миниатюра определённого автора, основанные на комическом использовании одинакового звучания слов, имеющих разно: значение, или сходно звучащих слов или групп слов. Например: «Коммунистам в Татарстане ничего не светит, даже полумесяц» («Известия»). Каламбур - игра слов, оборот речи, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний. Например: «Одним словом, ситуация такова: «Осип охрип, а Архип осип». Гипербола - поэтический прием: разновидность тропа, основанная на, преувеличении. Например: «В результате криминальных разборок пролились реки крови». Литота - художественный приём преуменьшения, противоположный гиперболе, используемый для усиления изобразительно-выразительных свойств речи. Например: Этакий мужичок с ноготок стоял передо мной. «Жизнь». Сравнение - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Река металась в своих берегах как больной. «Экспресс-газета». Перифраз — синтактико-семантическая фигура, состоящая в замене однословного наименования предмета или действия описательным многословным выражением. Например: " Поэт бывало тешил ханов стихов гремучим жемчугом" (перифраз слова " стихами"); Аллегория - изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Например: «Кто бы сомневался, что этот мартышкин труд будет иметь положительный результат». Дубитация - ряд вопросов к воображаемому собеседнику, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения; условное изображение в искусстве отвлечённых идей, которые не ассимилируются в художественном образе, а сохраняют свою самостоятельность и остаются внешними по отношению к нему. Например: «Все чаще в средствах массовой информации публикуются социологические данные о популярности претендентов на высокую должность и прогнозы о вероятном победителе. Но насколько надежны эти данные? Можно ли им доверять? Или это только средство формирования общественного мнения, своеобразный способ пропаганды желанного кандидата? Эти вопросы носят как политический, так и научный характер» («Правда»). Объективизация - воплощение, выражение чего-нибудь в какой-нибудь объективной, доступной восприятию форме (книжн.). Объективизация мысли в слове. Объективизация художественного замысла. Например: «Людям, реально смотрящим на вещи, давно предложено позаботиться о себе самим. Какие маневры может предпринять обычный москвич?» (Московский комсомолец) Риторический вопрос - вопрос, содержащий в себе утверждение и потому не требующий ответа, задаваемый с целью произвести впечатление на слушателя. Например: «Новые граждане к трудным условиям приспосабливаются лучше: в России научились. Чем это плохо для Германии?» («Известие»). Парантеза - фигура речи, используемая в современной рекламе, представляет собой вставку, обозначенную интонацией или графикой, при помощи которой создается иронический тон высказывания. Например: «В США от сальмонеллы (это вам не куриная слепота!) ежегодно умирает 4000 человек и болеют около 5 миллионов» («Известия»). Умолчание - служащий для яркости речи стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком. Например: «Хотели как лучше, а получилось... как всегда» («Московский комсомолец») Парцелляция — вид тропа, одинаковое построение предложений для связи их в тексте. Парцелляция — экспрессивный синтаксический приём письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки. Например: «Процесс пошел. Вспять?» («Комсомольская правда»). Эпифраз (присоединение) - добавочное, уточняющее предложение или словосочетание, присоединяемое к уже законченному предложению. Например: «Кто мог бы подумать, что вопрос об этом поставят боннские политики, да еще социал-демократы». Антифразис (ирония и мейозис) — разновидность тропа, стилистический приём, заключающийся и употреблении слова пли словосочетания в противоположном смысле, обычно ироническом. Например: «Короче, налицо некоторый повод для ликования крестьянства» («Труд»). Риторическое восклицание - приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. Например: «С каждой разборкой подобного! типа людям все виднее одно — как же в таком окружении тяжело спикеру!» («Правда»).
|