Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8. Политическая культура общества….35






1. Понятие, содержание, структура и типология политической культуры.

2.Политическое сознание и политическая социализация. Особенности

политической социализации сотрудников органов внутренних дел.

 

Лекция 9. Мировая политика и международные отношения ………………..………39

1. Международные политические отношения: понятие и сущность.

2. Глобальные и геополитические проблемы современности

1. Основные направления внешней политики России.

Список литературы по политологии …………………………………………………….45

 

Лекция 1. Предмет политической науки

 

1. Предмет политической науки и ее место в системе общественных наук. Политика (politike – греч.) означает искусство управления государством. Первые в истории научные трактаты о государстве и политике написаны древнегреческими мыслителями Платоном и Аристотелем. Аристотель называл политику самым важным видом человеческой деятельности.

В последующем политика стала пониматься более широко. Под ней понимают “деятельность государственной власти в области внутригосударственного управления, систему государственных мероприятий, направляющую деятельность в какой-либо области; общий характер поведения, образ действий кого-либо, направленный на достижение чего-либо, и т. д. Под политикой подразумевается и общий комплекс отношений между всеми людьми, живущими в данном обществе. То есть политикой называют практически почти всё, что связано с властью и властными отношениями, а науку о государстве и его институтах, о политике называют политической наукой.

Становление и развитие политической науки связано с трактатами мыслителей древности Платоном, Аристотелем, Конфуцием, политиками и правоведами Древнего Рима, церковных деятелей средневековья Августина, Солсбери, Аквинского, Лютера, учениями представителей Нового времени Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Мора, Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Канта и др.

Современные представления о политике, государстве, о взаимоотношениях государства и граждан и нормы конституционализма формировались под влиянием Американской и Французской революций ХУШ века и таких идеологов этих революций, как Ф. Вольтер, Т. Джефферсон, Д. Мэдисон и другие.

На протяжении тысячелетий политика и политическая жизнь общества рассматривались как проблемы философии. И только став самостоятельной, политическая наука занимается изучением и рассмотрением не воображаемого, идеального, а реальных политических явлений и процессов.

В формирование самостоятельной политической науки внесли свой вклад Ф. Г. В. Гегель, К. Маркс, Д. Милль, Ф. Ницше, Ф. Энгельса и такие учёные и политические деятели России, как М. Ковалевский, П. Новгородцев, М. Острогорский, Г. Плеханов, В. Ульянов-Ленин, Б. Чичерин и другие.

Первая кафедра в истории политической науки была создана в 1857 году при Колумбийском колледже США. Она изучала политические процессы в американском обществе. С аналогичной целью в 1871 году в Парижском университете была создана Свободная школа политических наук. В 1895 году основывается Лондонская школа экономики и политической науки, а в 1912 году в Оксфордском университете создается первая в Англии кафедра политической науки.

В конце X1X – начале XX веков складывается структура политической науки как самостоятельной области знания, определяются ее категории, методы исследования, соотношение политической науки и других общественных наук.

В послевоенные годы происходит интернационализация опыта политических исследований, вырабатываются единый язык политической науки, единые методы и общий подход к пониманию её предмета.

В 1948 году в Париже на организованной ЮНЕСКО конференции был определен примерный круг исследовательских проблем политической науки, рекомендованной в качестве одной из обязательных учебных дисциплин вузовского обучения. В политическую науку как предмет вузовского образования было включено пять крупных блоков проблем: политическая теория; политические институты; партии, группы и общественное мнение; международные отношения; региональное и местное управление. Заметим также, что в качестве отдельного предмета вузовского преподавания ЮНЕСКО

Формирование политологии как науки в России опаздывало по сравнению с Западом, но после буржуазных реформ 60-70 годов XIX века этот процесс ускорился. Большой вклад в становление российской политической науки внесли Б.Н. Чичерин, И.В. Михайловский, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев, А.И. Ильин, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьёв и др. Но развитие политической науки в России из-за целой серии катаклизмов и установления в стране тоталитаризма, было прервано.

В 1960 году образована Советская ассоциация политических наук, но политика изучалась в вузах СССР в рамках философии, политэкономии, научного коммунизма и других наук об обществе. Как самостоятельный предмет политология стала преподаваться в высших учебных заведениях России с 1991 года.

Политология как комплексная наука о политике, интегрирует и синтезирует выводы других политических наук, изучающих отдельные стороны политики. Так, политическая философия изучает ценностные аспекты властных отношений. И стория политических учений изучает становление политической науки, основных понятий и теорий. П олитическая психология изучает субъективные мотивации политического поведения. П олитическая социология изучает влияние гражданского общества на распределение власти. П олитическая история изучает изменение политических институтов и норм в процессе эволюции общества. П олитическая антропология изучает влияние родовых качеств личности и основополагающих потребностей человека в одежде, пище, безопасности на политическое поведение.

Таким образом, изучением и осмыслением политической жизни общества занимаются почти все общественные науки. Но каждая наука делает это по-своему, отмечая влияние государства на соответствующую сферу жизни и применяя собственные приемы и методы исследования. Только политическая наука дает понимание политики как целостного явления, показывает процесс ее формирования и конкретные формы проявления.

Т.е. отличие всех политических наук заключается в том, что они имеют разные объекты исследования. Объектом политологии является вся политическая жизнь общества: политические идеи и концепции, политические интересы и действия, политическая культура и идеология, политические институты и т.д.

Предметом политологии являются закономерности завоевания, формирования функционирования и использования политической власти. В зависимости от степени проявления политические закономерности можно разделить на три группы: Политико-экономические отражающие соотношение между экономическим базисов м политической властью. Политико-социальные закономерности, где главным является управление стабильностью общества, которая в разных политических системах реализуется по-разному. Политико-психологические закономерности, отражающие взаимоотношения между личностью и властью.

Политология как наука и учебная дисциплина имеет и свой понятийно-категориальный аппарат.

2. Методология политического знания. Методы политической науки. Под научным методом понимаются принципы и процедуры, применяемые для познания объекта исследования, система правил, которой следует руководствоваться при проверке научных предположений и гипотез.

При изучении политологии применяются общетеоретические, эмпирические и специальные методы. Первоначально политическая наука широко использовала институциональный метод –политическая деятельность изучалась политические через институты. Он применяется и теперь, но в сочетании с такими методами как логический и исторический, теоретический и эмпирический, культурологический, нормативный и т.д.

Социологический метод позволяет видеть, что политические явления и процессы являются результатом деятельности определенных социальных сил (индивидов, групп, слоев и классов людей, политических партий, движений и т. д.). Антропологический метод предполагает изучение политической жизни, политических процессов и отношений с точки зрения человека как носителя определенных потребностей, субъекта определенных процессов и отношений, прав и свобод. Бихевиористский метод, который показывает, что действия человека в политической жизни имеют свои причины, обусловливающие его поведение. Аксиологический, или ценностный метод позволяет оценивать опыт человечества в деле политической организации обществ. Сравнительный метод позволяет сравнивать и сопоставлять разные политические общества, государственные устройства, типы государств, политических институтов, избирательных систем, форм управления и самоуправления. Функциональный метод помогает установить зависимости разных явлений друг от друга. Структурно-функциональный анализ предполагает рассмотрение политики и политических процессов как целостной системы, элементы которой находятся друг с другом в определенном соотношении, и выполняют присущие только им функции.

3. Функции политической науки. Политическая наука помогает рационализировать политическую жизнь и политические процессы, отвечает на вопросы о том, кто владеет властью, почему владеет, и что власть предержащие с нею делают; каково назначение политики и как она отвечает этому своему назначению. Знание политического опыта человечества, его положительных и отрицательных сторон, возможностей тех или иных политических институтов позволяет обществу и его членам выбирать наиболее оптимальные варианты, избежать повторения негативного опыта других стран и народов.

Политическая наука выполняет прогностическую функцию. Выявив общие тенденции и общие законы политического развития, политические настроения населения, имея достаточное количество объективных фактов, можно предвидеть и с достаточной точностью предсказать ход и последствия того или иного варианта политического развития, предпринять необходимые предупредительные меры и, тем самым, предотвратить возможные политические катаклизмы.

Велика роль политической науки в политической социализации членов общества. Изучение политологии, социологии и других наук об обществе призвано содействовать политической социализации подрастающих поколений, формированию у них гражданственности.

Большое значение политологические знания имеют для сотрудников противопожарной службы. Они способствуют формированию современной политико-правовой культуры и навыков анализа политической ситуации, способствуют созданию чёткого представления о сущности и направленности политических процессов, прав и обязанностей человека, определению своей роли и места в них как блюстителя законности и стража общественного порядка.

Знание основ политической теории, понимание легитимности существующих в обществе политических институтов и норм общественной жизни делает политическое участие людей более осознанным, целенаправленным и действительно эффективным.

 

Лекция 2. История политических учений

 

1. Мыслители древности об идеальном устройстве государств. Первые документы с размышлениями о государстве, власти и политике связаны с мыслителями древних Египта, Вавилона, Индии и Китая, которые писали об отношениях между правителями и поданными и о стабильном строе. Они идеализировали существовавший тогда деспотический строй и призывали служить правителю.

Образование городов-государств (полисов) в Древней Греции начинается с придания некоторым социальным нормам характера правовых норм. В роли законодателей в Афинах выступили Дракон (суровые, «драконовские законы») и Солон, который видел справедливость своих законов в том, что они одинаковы для всех граждан, имевших право участвовать в народных собраниях и судах. Сущность демократии он видел в повиновении закону.

Политическая жизнь греческого полиса характеризовалась состязательностью, публичностью, откровенностью и отчетностью. Не участвующих в государственной деятельности людей афиняне считали бесполезными.

Мыслители Древней Эллады, знакомые с различными формами правления, пытались выработать идеальные формы правления. Так, Платон (427-347 до н. э.) писал, что каждое государство делится на два враждебных друг другу государства – государство бедных и государство богатых. Идеальное же государство едино – это справедливое государство лучших людей, в котором каждое из трёх сословий выполняет строго определённые функции: сословие философов должно управлять обществом, второе – воины быть защитниками государства, и третье – земледельцы и ремесленники содержать первых и вторых.

Многие из оценок политических режимов, данных Платоном почти 24 века тому назад, остаются актуальными и в наше время. Монархию он считал – лучшей, но непрактичной формой правления. Олигархия – правление немногих и ведет к расколу общества, следствием чего становится демократия, недостатком которой является отсутствие должного управления, снижение нравственности, переоценка ценностей. Поэтому демократия перерождается в тиранию, наихудший вид государственного строя. Здесь чрезмерная свобода превращается в чрезмерное рабство, где царит беззаконие, потенциальные противники тирана уничтожаются. Платон одним из первых сделал вывод, что только партия – политическая организация какой-то части общества, имеющая четко выраженную доктрину, может руководить государством. Лидеры такой партии образуют элиту, свободную от ответственности перед массами народа.

Ученик Платона Аристотель (384-322 до н. э.) критиковал своего учителя по многим вопросам. В своём главном труде «Политика»”Аристотель назвал человека политическим животным. Совершенный человек является наилучшим животным. Но беззаконие и несправедливость делают его наихудшим из живых существ, ибо, в отличие от других животных, человек наделен разумом, мудростью и моральными качествами, которые могут быть использованы в наихудших целях. Целью государства является обеспечение хорошей жизни для граждан, и это может быть достигнуто только правлением закона.

Аристотель считал, что все граждане обязаны участвовать в политической жизни. Он выделял шесть форм правления. К правильным формам Аристотель относил монархию, аристократию и политию – правление многих, а тиранию, олигархию и демократию – к неправильным. Публичная власть призвана создать условия для лучшей жизни граждан путём соблюдения законов и справедливости. Одним из первых он заметил, что при демократии демагоги могут, путем подкупа избирателей, добиться власти. В отличие от Платона, считавшего, что все должно принадлежать всем гражданам, Аристотель являлся сторонником частной собственности.

Дальнейшее развитие античная политическая мысль получила идеях Марка Тулия Цицерона (106 – 43 гг. до н. э.) Он подчеркивал, что призвание государства «сделать человеческую жизнь лучше нашими помыслами и делами». Республику Цицерон рассматривал как ассоциацию людей, сплачиваемую и поддерживаемую правом. Закон должен регулировать поведение и поступки всех граждан.

Таким образом, мыслители древности были далеки от идеализации существовавших общественных порядков и пытались найти лучшие, идеальные формы государств.

2. Политические взгляды мыслителей средневековья. Более тысячи лет политическая жизнь в Европе развивалась под жестким влиянием религиозной идеологии, доказывавшей приоритет церковной власти над светской. Католическими священниками были сформулированы теологические доктрины власти и политики, которые определяют позиции религии в этой области и по сей день.

Так, Аврелий Августин (354-430) доказывал, что человеческое знание ни на что не способно, если оно не освящено Богом, где нет поклонения истинному богу, не может быть ни права, ни общей пользы. Законы государства не распространяются на церковь и религию, в то время как законы божьи обязательны для всех. Поэтому церковь стоит выше государства, а светская власть должна подчиняться духовной власти.

Богословский философ Фома Аквинский (1225-1274) возникновение государства сравнивал с сотворением мира. Творцом государства является государь, который в нём занимает такое же место, как и Бог во Вселенной. Власть царя основывается на установленном Богом порядке. Идеальной формой государства Аквинат считал монархию, лучшей из которых является та, где правители подчинены закону.

Аквинского считают автором теории естественного права. Он полагал, что естественные законы проявляются божьей волей, человеческие – действиями человека, поэтому человеческие установления, противоречащие естественному закону, не могут и не должны рассматриваться как законы. Как и римские юристы, Аквинский связывал нормы права со справедливостью. Власть в обществе Аквинский делил на духовную, которая должна управлять душами людей, и светскую, управляющую внешними действиями подданных. И та, и другая власть – от Бога, но церковная власть ближе к нему, а потому и выше. “Кесарево - кесарю, божье – богу”.

Более чем тысячелетнее господство христианской церкви на Западе и 13-вековое господство мусульманской религии, для которой Коран является Законом законов, на Востоке, до сих пор сказываются на политическом сознании верующих. Достаточно широкой популярностью даже в современном мире пользуются концепции “христианской демократии”, “исламской демократии”, христианских и исламских республик. В мире существуют сотни христианско-демократических, исламских, буддистских и других партий, многие из которых являются правящими.

3. Основные направления политической мысли Нового времени. В Новое время политическая наука оформляется как самостоятельная отрасль знания. На смену религиозно-мифологических форм понимания политики и власти приходит её рационально-критическое понимание политики.

Николо Макиавелли (1469-1527) в трактате “Государь” сформулировал своего рода кодекс поведения правителя. Он писал, что людей следует либо ласкать, либо изничтожить, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может. Макиавелли считал, что разумный правитель не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам. Обладать добродетелями и неуклонно следовать им вредно, тогда как выглядеть обладающим ими полезно. Слово «макиавеллизм» вошло в разговорный язык как синоним крайнего цинизма, беспринципности и вероломства. Но все это вполне согласовывалось с нравами молодой буржуазии.

Интересы буржуазии выражал и Гуго Гроций (1583-1644), одним из первых сформулировавший принципы международной политики”. Он утверждал, что правитель может использовать войска только для правого дела. Государство Гроций понимал как «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы», предназначение которого - обеспечение общественного спокойствия. Гроций считал, что народы имеют право сопротивляться насилию, но только в том случае, когда действия правительства создают опасность для жизни людей или когда правительства замышляют погубить народ.

Большое влияние на политическую науку и теорию политики оказал Томас Гоббс (1588 – 1679). Он сравнивал государство с библейским чудовищем Левиафаном, в котором люди механически соединяются в могущественную единую силу. К такому объединению их вынуждает сама жизнь. Гоббс писал, что человеческое общество проходит через ряд состояний. В начальном, естественном состоянии, когда еще нет государства господствует естественное право, человек стремится поддерживать свое существование любыми способами, “человек человеку волк” и “все воюют со всеми”. Переход к гражданскому, государственному состоянию происходит на основе осознания людьми невыносимости их естественного состояния и осуществляется в результате учреждения обязательной для всех членов общества власти путем подписания всеми индивидами общественного договора об учреждении государства. Отмечая необходимости регулирования социального поведение людей, Гоббс был противником чрезмерного регулирования, сковывающего личную инициативу граждан [1].

Гоббс - сторонник сильной централизованной власти. высшей целью государственной власти он считал благо народа. Обязанности граждан к власти сохраняются до тех пор, пока она выполняет обязанность по защите граждан.

Джон Локк (1632-1704). критиковал взгляды Гоббса о природе человека. Он считал, что гражданское общество формируется до возникновения государства, которое призвано гарантировать естественные права человека на жизнь, свободу и частную собственность. Если правители поступают вопреки действующему праву и извращают законы или не считаются с ними, то поданные обязаны расторгнуть соглашение с правительством, подняться на насильственную революцию, в период которой народ реализует свою суверенную волю. Локк одним из первых в новое время высказался за разделение властей. Он писал, что свобода человека в государстве означает возможность жить при устойчивом правиле, общем и едином для всех членов общества, установленном соответствующей законодательной властью.

Близок к Локку по политическим воззрениям был Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Сторонник демократии и республиканской формы правления, он утверждал, что верховная власть в республике находится в руках народа, который является одновременно властителем и поданным, сам принимает законы, и сам же им подчиняется.

Монтескье пошел дальше Локка и в вопросе о разделении властей предложив её три ветви: законодательную, исполнительную и судебную).Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга.

Идеи социального контракта, встречавшиеся у Гоббса и Локка, обрели наиболее стройную форму у Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778). Он писал, что имущественное и политическое неравенство между людьми порождено, главным образом, общественными установлениями, частной собственностью. В трактате “Общественный договор” Руссо излагает свою концепцию политической организации общества на демократических началах, в основе которой лежит утверждение, что народ не только источник, но и главный субъект политической власти. Госаппарат является только служителем народа. Акт общественного договора, считал Руссо, “содержит взаимные обязательства всего народа и частных лиц. В таком государстве обеспечиваются права и свободы всех

Американская и Французская революции ХУШ века, Декларация независимости США, американский билль о правах, Декларация прав человека и гражданина Французской революции, буржуазные революции Х1Х века заставили мыслителей по-новому взглянуть на политическую жизнь общества.

Американская революция практически закрепила разделение властей и концепцию народного суверенитета в Конституции США. Формируются основные направления политической мысли: консерватизм, либерализм, анархизм, марксизм, каждое из которых имело своих сторонников и противников.

Б. Констан – под свободой подразумевал торжество личности над властью, но возражал против верховенства народа. Политическая свобода, считал Констан, служит гарантией личной свободы, но она не может ее заменить.

Американский опыт демократии в Европе популяризировал А. де Токвиль.

И. Кант и Ф. Гегель обосновали принципы гражданского общества, правового государства и правового закона. Канту принадлежит определение государства как объединения людей, подчиненных правовым законам. Государство, по Канту, это правовая организация, основанная на таких априорных принципах, как свобода, равенство и самостоятельность граждан. Кант ставит, таким образом, и вопрос об объективных основах прав человека.

Согласно Гегелю, государство представляет собой некую самостоятельную волю взятых по отдельности индивидов, где естественные права граждан достигают наивысшего проявления и развития. Государство стремится сделаться независимым от воли отдельных людей, точно указывает отдельным людям их обязанности и на этом пути превращается, в систему внешних зависимостей. Оно не только скрепляет общество правовыми отношениями, но и способствует единству в нравах, образовании и во всеобщем образе мыслей и действий. Гегелевское понимание права, морали, свободы человека, соотношения семьи, государства и гражданского общества до сих пор остаются классическими.

С середины Х1Х в. в политической науке выделилось марксистское направление общественной мысли. Карл Маркс (1818 – 1883) утверждал, что государство является особым устройством общества, а политическая власть – порождена экономической властью. “Политическая власть в собственном смысле слова, - писал он, - это организованное насилие одного класса для подавления другого”. Правовые отношения в обществе порождаются формами производства. Право же никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества.

Каждое государство имеет свою естественную основу, в зависимости от которой оно обретает те или иные формы и содержание. Основой античного государства было рабство, феодального государства – крепостная зависимость, буржуазного – гражданское общество. Но суть всегда одна, это – диктатура господствующего класса. Маркс был убежден в том, рано или поздно буржуазные отношения уступят свое место более передовыми, социалистическими и коммунистическими общественными отношениями, после торжества которых отомрет и государство как институт политической власти.

Учение К. Маркса, развитое дальше Ф. Энгельсом и В. Лениным, стало теоретической основой деятельности коммунистических и рабочих партий мира и практики социалистических стран.

На политическую мысль ХХ века большое влияние оказали такие ученые-политологи и социологи, как В. Парето, Г. Моска, Г. Михельс, М. Вебер, В. Вильсон и др. политические идеи которых имеют прямую связь с современной политической практикой.

Значительный вклад в историю и теорию политики внесли мыслители России. Так, М. М. Сперанский (1772-1839) рассматривал законодательную, исполнительную и судебную власть как три разных проявления единой державной власти, олицетворяемой императором.

Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, П. Б. Струве и др. высказывались за разделение властей не только между различными институтами государства, но и между социально-политическими силами Решительным противником какого бы то ни было ограничения власти монарха был Обер-прокурор Священного Синода К. П. Победоносцев.

На рубеже XIX – XX веков российские философы и социологи Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин, С. Трубецкой и другие обосновывали мысль о самобытности российской политической культуры и политической традиции.

Говоря о политической мысли России, никак нельзя обойти молчанием работы В. И. Ленина (1870-1924), оказавшие огромное влияние на политический процесс не только в России, но и во всем мире в ХХ веке.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал