Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 7. Политическая элита и политическое лидерство.
1. Понятие политической элиты и её место в политической системе. Необходимыми частями любой социальной структуры является высший, привилегированный слой или слои, которые, благодаря своей социально-политической и интеллектуальной активности, исполняют функции управления обществом. Это элита (от фр. elite - лучший, отборный, избранный). Под элитой понимаются наиболее видные представители какой-либо части общества, высшие слои в системе социальной иерархии общества. Элиты присущи всем обществам и государствам. Их существование обусловлено психологическим, социальным и естественным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, законом разделения труда и необходимостью профессионально заниматься управленческим трудом, высокой значимостью общественного труда, широкими возможностями использования этой деятельности для получения различных привилегий, невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля над политическими руководителями и политической пассивностью широких масс населения. Именно эти факторы и определяют элитарность общества. Создателями теории элит были Моска, Парето, Михельс, Бердяев и др. В основе теории элит лежат следующие постулаты: 1) люди не равны между собой, что приводит к делению общества на элиту и не элиту – массу; 2) элита является движущей силой прогресса; 3) в обществе неизбежно господство и подчинение и власть законного меньшинства над большинством справедлива; 4) массы всегда пассивны, а личность целеустремлённа и активна. Элиту принято классифицировать: по функциональному признаку (политическая, экономическая, административная, культурная, информационная элиты); по месту в политической системе (правящая и оппозиционная элита); по выражаемым интересам (профессиональная, демографическая, этническая, религиозная); по уровню компетенции (высшая, средняя (региональная), местная); по способам рекрутирования (открытая (антрепренёрская) и закрытая (система гильдий); по степени представительства (элита с высокой и низкой степенью представительства); по происхождению (выборная и наследственная) и по др. основаниям. Политическая элита - это обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами сплочённая, составляющая меньшинство общества, социальная группа (совокупность групп), являющаяся субъектом подготовки, принятия и осуществления важнейших стратегических решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на неё. В неё входят: высшие руководящие кадры, управленцы и идеологи; интеллектуалы, представители артистического мира, духовенство; наиболее влиятельные экономические и административные круги; руководители СМИ, руководители учебных и просветительских учреждений; представители правящего класса, оказывающие закулисное влияние на принятие властных решений, члены семей элитной части общества. Особое место политической элиты в системе субъектов политики определяется тем, что она, занимая во властной вертикали высший уровень, практически осуществляет политику, которая является её продуктом. Основными механизмами рекрутирования политических элит (механизмами отбора в правящую элиту, на руководящие должности в партиях и государстве) являются система гильдий (закрытость, высокая степень институционализации процесса отбора и пр.) и антрепренёрская система, которая характеризуется открытостью; широкими возможностями для представителей других социальных групп и слоёв; небольшим числом институциональных фильтров, высокой конкурентностью отбора и первостепенной важностью индивидуальных качеств. Каналами рекрутирования элиты являются: государственный аппарат и органы местного самоуправления, армия, партии, религиозные организации, учреждения образования, наука и др. Важнейшими функции элиты в обществе являются: изучение и анализ интересов социальной группы, её политической воли; выработка политической идеологии; политическое представительство группы, класса; создание механизмов воплощение политических замыслов. В настоящее время процесс разработки проблем элитизма продолжается. Сформулированы теории интеллектуальной элиты, демократического элитизма и другие. Автором концепции «демократического элитизма» является М. Брюс. Он пишет, что американская система управления – это демократический элитизм. Политическое управление в США на практике состоит из двух компонентов: демократических механизмов формирования политической власти (главное – регулярные выборы) и правящей элиты. Отправление политической власти осуществляется элитой, правящим классом. (Эта концепция наиболее реалистична).[3] Основными критерии эффективности деятельности политической элиты являются: достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа; политическая стабильность общества; национальная безопасность и оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством. В условиях происходящей в мире глобализации меняется и трактовка роли элит. Утверждается, что глобальным миром должна править глобальная элита, а национальные элиты должны ощущать себя частью глобальной элиты и руководствоваться глобальными интересами. Сколько должно быть элиты? Н.А. Бердяев вывел «коэффициент элиты», который выражается соотношением высокоинтеллектуальной части общества к общему числу грамотных людей. Если это соотношение более 5%, то данный социум располагает высоким потенциалом развития. 2. Феномен политического лидерства. Роль лидеров в политической системе общества. Первичным субъектом политики является личность. Человек становится личностью тогда, когда приобретает способность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Личность может жить вне политики до тех пор, пока не затрагиваются её интересы или группы её принадлежности. Если же они затронуты – личность (а не безличность) вступает в борьбу за свои интересы, становится участником политической жизни. Для этого личность должна иметь определённые права и обязанности. Права человека делят на гражданские, политические (индивидуальные), экономические, социальные, культурные и т.д. Гражданские права позволяют человеку активно участвовать в общественной жизни. Права граждан записаны в таких международных актах как Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт политических и гражданских прав и других. Основными правами человека и гражданина являются: право на свободу и безопасность личности, свобода от рабства и принудительного труда, свобода от произвольного ареста, задержания и высылки, право на справедливый и публичный суд, свобода от вмешательства в личную жизнь и переписку, свобода перемещения и проживания, свобода мысли, совести и веры, свобода мнения и выражения, свобода мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении (власти) прямо или через выборы. Политические права определяют возможность гражданина активно участвовать в управлении государством и обществом. «Права и свободы человека» России, в том числе и политические, сформулированы в главе 2 Конституции РФ (1993 г.). Одним из субъектов политики является политический лидер. История свидетельствует, что с появлением человеческого общества появляются и люди, пользующиеся высшим авторитетом и влиянием на других – вожди, старейшины, а по мере усложнения общества – выдающиеся деятели, оставившие в истории заметный след. Это и есть лидеры. Политические лидеры выдвигаются определёнными социальными слоями. Поэтому их роль зависит от места и роли этих групп в обществе. Лидер – это авторитетный член организации, группы, общества в целом, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в политическом процессе и ситуациях. Политический лидер является одновременно и субъектом и объектом политики. Субъектом его делает то, что по своим незаурядным качествам он становится во главе социально-политических движений с целью реализации интереса той социальной общности, которая его выдвинула. Ради этого он наделяется властными полномочиями, ему разрешено оперировать материальными и финансовыми средствами, направлять усилия, интеллект и волю людей на решение главных задач. Объектом политики он является потому, что на него оказывают влияние различные заинтересованные стороны и он должен быть готов к восприятию их предложений, требованиям, к компромиссам. Основными чертами политического лидера являются наличие чёткой политической программы, популярность, политическая воля и готовность брать ответственность на себя, острый ум и политическая интуиция, организаторские способности. Классификация политических лидеров осуществляется по по стилю лидерства (демократический, авторитарный, не вмешивающийся); по масштабам (общенациональный, лидер определённого класса, слоя, группы); по отношению к власти (формальный лидер, неформальный); по содержанию (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, лидер организатор выполнения), лидер вдохновитель и лидер-организатор); по характеру деятельности (универсальный, ситуационный). Наибольшее признание получила типология, разработанная М. Вебером, основанная на социальной природе авторитета. Он выделял 3 типа политических лидеров: традиционный лидер, харизматический лидер и бюрократический лидер. Американский исследователь политической элиты Майроф Брюс предложил свою типологию, выделив 4 типа политического лидерства: аристократический, демократический тип, героический и бунтарский типы. Основными функциями политического лидера являются: интеграция общества и объединение масс; нахождение оптимальных политических решений; социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка в обществе; коммуникация власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политического руководства; инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии; мобилизация масс на реализацию политических целей; легитимация политической власти.
|