Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инвентаризация основных средств.






1. Цель инвентаризации - выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов предприятия, проверить техническую документацию (паспорт, характеристику, проекты и т. п.), уточнить данные бухгалтерского учета.

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

Ø наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, а также технических паспортов или другой технической документации;

Ø наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление).

2. Число инвентаризаций в году, даты их проведения устанавливаются предприятием. Инвентаризации проводятся в обязательном порядке:

Ø перед составлением годового бухгалтерского отчета;

Ø при смене материально ответственного за основные средства лица;

Ø при установлении фактов злоупотреблений или хищений, порчи ценностей, после стихийных бедствий.

Перед составлением годового бухгалтерского отчета рекомендуется проводить инвентаризацию основных средств по состоянию на 1 ноября отчетного года (не ранее). Для проведения инвентаризации руководитель предприятия назначает специальную комиссию, в которую включает представителей администрации предприятия, работников бухгалтерии, специалистов.

3. В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись. Инвентаризационная опись основных средств (ф. ИНВ-1) составляется в одном экземпляре комиссией по каждому местонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств. Опись подписывается комиссией, материально ответственными лицами и передается в бухгалтерию.

Инвентаризационная опись предназначена для отражения данных инвентаризации на три даты с целью сокращения объема работы бухгалтерии при ежегодном проведении инвентаризации основных средств.

4. Выявленные излишки основных средств считаются доходом предприятия, их приходуют по дебету счета 01 " Основные средства" с кредита счета 91, субсчет 1 " Прочие доходы".

При недостаче порче объектов основных средств их первоначальную стоимость списывают с кредита счета 01 " Основные средства" в дебет субсчета 01 «Выбытие основных средств», а сумму амортизации - с кредита субсчета «Выбытие основных средств» в дебет счета 02 " Амортизация основных средств".

Выявленная таким образом остаточная стоимость основных средств списывается с кредита субсчета«Выбытие основных средств» в дебет счета 94 " Недостачи и потери от порчи ценностей", после чего недостачи должны быть отнесены на виновника по рыночной стоимости через счет 73 (Д-т сч.73, К-т сч.94). Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счета 94 и кредиту счета 98 " Доходы будущих периодов".

По мере погашения задолженности ее виновником соответствующую часть поступившей суммы списывают со счета 98 в кредит счета 91 " Прочие доходы и расходы".

При отсутствии виновников или при отказе во взыскании судом соответствующие суммы относятся на дебет счета 91 в корреспонденции со счетом 94.

Следует отметить, что в результате инвентаризации основных средств могут быть обнаружены испорченные средства труда. В этом случае дополнительно полученные, например, материалы учитываются по дебету счета 10 " Материалы" в корреспонденции со счетом 91 " Прочие доходы и расходы".

 

2. Учет нематериальных активов.

 

1. Понятие, состав и оценка нематериальных активов.

Под нематериальными активами понимают такие активы, которые, не обладая материально-вещественной формой, тем не менее:

• имеют денежную оценку;

• используются в течение длительного периода (свыше одного года);

• приносят доход;

• обладают способностью отчуждения.

Итак, нематериальные активы - это объекты, используе­мые в хозяйственной деятельности в течение периода, превы­шающего 12 месяцев, имеют денежную оценку и приносят до­ходы, но не являются при этом материально-вещественными ценностями.

В состав нематериальных активов включаются объекты ин­теллектуальной собственности:

исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

• исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

• исключительное право автора или иного правообладателя на типологии интегральных микросхем;

• исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места нахождения то­варов;

• исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

Организационные расходы - расходы, связанные с образо­ванием организации, признанные в соответствии с учреди­тельными документами, вкладами участников (учредителей) в уставный капитал. Это расходы организации по оформлению учредительных документов, плата за консультации, регистра­ционные сборы, затраты на изготовление штампов, печатей, рекламные расходы и т.п.

Деловая репутация - это превышение текущей цены орга­низации над стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее ак­тивов и обязательств. Деловая репутация может быть положи­тельной или отрицательной.

Оценка нематериальных активов. В бух­галтерском учете нематериальные активы отражаются по первоначальной стоимости, а в балансе - по остаточной стои­мости.

Первоначальная стоимость по объектам нематериальных объектов определяется по-разному;

· объекты, внесенные учредителями в счет их вкладов в ус­тавный капитал - по договоренности сторон (по договорной цене);

· объекты, приобретенные за плату у юридических и физиче­ских лиц - по фактически произведенным затратам на при­обретение и приведение их в состояние, пригодное для использования, за исключением налога на добавленную стои­мость и иных возмещаемых затрат;

· объекты, полученные по договору дарения и в иных случаях безвозмездного дарения - по рыночной стоимости на дату оприходования;

· объекты, полученные в обмен на какое-либо имущество - по стоимости обмениваемого имущества, которая была опреде­лена организацией, исходя из стоимости аналогичного иму­щества;

· объекты, полученные в обмен на акции или иные ценные бу­маги, выпущенные в порядке эмиссии данной организаци­ей, оцениваются двумя способами:

- на основе рыночных цен на данные объекты;

- на основе рыночной стоимости ценных бумаг, выданных в обмен на нематериальные активы;

· объекты, произведенные в самой организации - по стоимо­сти их изготовления.

 

2. Учет поступления и выбытия нематериальных активов.

Синтетический учет нематериальных активов ведется на счетах 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нема­териальных активов», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19/2 «НДС по приобре­тенным нематериальным активам», 91 «Прочие доходы и рас­ходы».

Счет 04 - активный, предназначен для обобщения информа­ции о наличии и движении нематериальных активов, которые находятся у организации на правах собственности.

Аналитический учет по счету 04 ведется по видам и отдель­ным объектам в зависимости от их состава.

Основным документом в аналитическом учете нематери­альных активов является Карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1).

При оприходовании нематериальных активов использу­ются свидетельства на право пользования тем или иным объектам, патенты, авторские и лицензионные договоры, акты приемки работ по разработке программного обеспече­ния и т.д.

При приобретении нематериальных активов в основном де­лаются следующие бухгалтерские проводки.

По приобретенным нематериальным активам -

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т 60, 76 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами».

Суммы НДС по приобретенным нематериальным активам отражаются -

Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям» К-т 60, 76.

Затраты, связанные с доведением нематериальных акти­вов в состояние готовности к использованию, заносятся по счетам -

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми».

Перечисления за приобретенные нематериальные активы отражаются -

Д-т 60, 76

К-т 51, 52.

Оприходованные нематериальные активы заносятся на счета -

Д-т 04 «Нематериальные активы»

К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Оприходованные нематериальные активы, внесенные учре­дителями в счет вклада в уставный капитал или в счет оплаты подписки на акции отражаются -

а) Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т 75 «Расчеты с учредителями»

б) Д-т 04 «Нематериальные активы»

К-т 08 «Расчеты с учредителями».

Безвозмездно полученные нематериальные активы по дого­вору дарения или в качестве субсидии правительственного орга­на оприходуются по рыночной стоимости на дату зачисления -

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Без­возмездные

поступления»

При передаче /нематериальных активов в эксплуатацию де­лается запись:

Д-т 04 «Нематериальные активы»

К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы».

В дальнейшем стоимость безвозмездно полученных активов списывается на сумму ежемесячной начисленной амортизации (если по ним начисляется амортизация) на доходы организации следующей проводкой:

Д-т 98-2 «Безвозмездные поступления»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы»

 

Принятая к зачету по задолженности перед бюджетом сум­ма НДС, относящаяся к нематериальным активам -

Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Выбытие нематериальных активов происходит по раз­ным причинам - списание, продажа, безвозмездная передача, уступка прав, передача в счет вклада в уставные капита­лы других организаций и т.д. Выбытие нематериальных активов ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебе­ту счета 91 отражаются суммы остаточной стоимости нематериальных активов, понесенные в результате выбытия этих активов, а также суммы НДС по реализуемым активам. В кредит счета 91 относится выручка от продажи или дру­гие доходы от выбытия нематериальных активов. В конеч­ном итоге дебетовое (убыток, расход) или кредитовое (при­быль, доход) сальдо по счету 91 списывается на субсчете 91 -9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

По выбытии нематериальных активов могут быть произве­дены следующие бухгалтерские проводки:

Продажа НМА:

  91-1 Отражена задолженность покупателя за объект нематериальных активов, проданный по стоимости, указанной в договоре. Договор купли-продажи, Отгрузочные документы поставщика.
    Списана начисленная амортизация проданного объекта нематериальных активов. Бухгалтерская справка-расчет, Акт списания (выбытия) нематериальных активов.
91-2   Списана начисленная амортизация проданного объекта нематериальных активов. Бухгалтерская справка-расчет
91-2   Списана остаточная стоимость объекта нематериальных активов. Бухгалтерская справка-расчет
91-2   Начислен НДС от продажной стоимости объекта нематериальных активов. Счет-фактура
    Поступили денежные средства от покупателя. Выписка банка по расчетному счету

 

Списание НМА:

Дебет Кредит Содержание хозяйственных операций Первичные документы
    Списана начисленная амортизация объекта нематериальных активов. Бухгалтерская справка-расчет, Акт списания (выбытия) нематериальных активов.
91-2   Списана начисленная амортизация объекта нематериальных активов. Бухгалтерская справка-расчет

 

3. Учет амортизации и результатов инвентаризации нематериальных активов.

Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного сро­ка их полезного использования. Она призвана возмещать затра­ты, произведенные организациям при их приобретении.

Под сроком полезного использования понимается период, в течение которого использование объекта нематериальных ак­тивов призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей его деятельности.

Существует несколько способов установления срока полез­ного использования.

Первый. Срок полезного использования примерно сов­падает со сроком действия нематериальных активов, который предусмотрен договором (права на использование патентов, ли­цензий и т.д.).

Второй. Организация самостоятельно устанавливает нормы амортизации по нематериальным активам, исходя из их первоначальной стоимости и срока полезного использования. Они утверждаются приказом или распоряжением руководите­ля (права на использование программного обеспечения для ЭВМ, базы данных и т.д.).

Третий. Когда невозможно определить срок полезного использования нематериальных активов, нормы амортизаци­онных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации). Сюда относятся ав­торские права на произведения науки, литературы и искусст­ва и др.

Амортизационные отчисления по объектам, по которым производится погашение стоимости, определяются:

• линейным способом, исходя из норм, исчисленных органи­зациям на основе

срока их полезного использования;

• способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ,

услуг);

• способом уменьшаемого остатка.

По нематериальным активам некоммерческих организаций амортизация не начисляется.

Амортизация также не начисляется на нематериальные ак­тивы, по которым в соответствии с установленным порядком не проводится погашение стоимости (товарные знаки, знаки об­служивания и др.).

Начисление амортизации по нематериальным активам про­изводится независимо от результатов деятельности организа­ции в отчетном году; амортизация начисляется равномерно (ежемесячно) и включается в затраты производства и расходы на продажу.

В учете для начисления амортизации используется пассив­ный счет05 «Амортизация нематериальных активов».

На счете 05 ведется учет информации о накопленных амор­тизационных отчислениях по объектам нематериальных акти­вов, принадлежащих организации на правах собственности, по которым проводится погашение стоимости.

По кредиту счета 05 учитывается начисление амортизации, а по дебету - списание амортизации по выбывшим нематери­альным активам.

При начислении амортизации по объектам нематериальных активов, используемым соответственно при капитальном строительстве, в основном и вспомогательном производстве, на общепроизводственные и общехозяйственные нужды, в обслу­живающих производствах и хозяйствах и в торговой деятель­ности, делаются следующие бухгалтерские записи:

Д-т 08 «Капитальные вложения», 20 «Основное произ­водство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслу­живание производства и хозяйства», 44 «Расхо­ды на продажу»

К-т 05 «Амортизация нематериальных активов».

При начислении амортизации по объектам нематериаль­ных активов, используемым в процессе осуществления расхо­дов будущих отчетных периодов (освоение новых произ­водств и др.) -

Д-т 97 «Расходы будущих периодов»

К-т 05 «Амортизация нематериальных активов».

Списание на сумму накопленной амортизации при выбытии объектов нематериальных активов -

Д-т 05 «Амортизация нематериальных активов»

К-т 04 «Нематериальные активы».

Новый план счетов предлагает также другую схему записей по учету амортизации нематериальных активов, суть которой заключается в том, что сумма амортизационных отчислений относится непосредственно в кредит счета 04 «Нематериальные активы» и дебет счетов затрат - 20, 23, 26, 29, 44 и т. д. Такой метод уменьшает остаточную стоимость нематериальных акти­вов и в конечном итоге приводит к полному погашению аморти­зируемой стоимости.

Организация согласно принятой учетной политике может использовать для различных видов нематериальных активов разные схемы учета амортизации.

Инвентаризация нематериальных активов предполагает про­верку:

· наличия документов, подтверждающих право организации на их использование;

· правильности и своевременности отражения нематериаль­ных активов в учете и балансе.

 

3. Учет долгосрочных ин­вестиций.

1. Долгосрочные инвестиции, их состав и характеристика. Источники финансирования долгосрочных инвестиций.

Под долгосрочными инвестициями понимаются затраты организации на создание, увеличение размеров, а также приобре­тение внеоборотных активов, не предназначенных для прода­жи. Инвестиции - это вложения организацией денежных ре­сурсов в строительство, приобретение основных средств и нема­териальных активов, которые можно использовать длительное время, а также в ценные бумаги, получая с них доход в форме дивидендов или процентов.

Если рассматривать инвестиции по срокам их вложения, то они бывают долгосрочными и краткосрочными. Краткосроч­ные вложения производятся сроком до одного года (12 меся­цев), а долгосрочные - на срок более года.

Если рассматривать инвестиции по конечным результа­там, то их можно разделить на вложения в имущество и фи­нансовые вложения. Под вложениями в имущество понима­ют капитальные вложения во внеоборотные активы, т.е. ин­вестиции в основные средства и нематериальные активы. Финансовые вложения - долгосрочные и краткосрочные ин­вестиции в ценные бумаги и долговые обязательства, вложе­ния в уставные капиталы других организаций, а также пре­доставление займов с целью получения дополнительного до­хода.

До начала любого инвестиционного проекта необходимо оп­ределить источники его финансирования. Источниками долго­срочных инвестиций могут быть собственные средства органи­зации, заемные средства, бюджетные ассигнования и спонсорские поступления от других организаций.

Собственные средства организации - это уставный, добавочный и резервный капиталы, фонды, прибыль и накопленные суммы амортизационных отчислений.

К заемным источникам от­носят кредиты банков и займы, предоставленные другими юри­дическими или физическими лицами на условиях возвратно­сти. Кредиты банков и заемные средства (счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долго­срочным кредитам и займам») показывают величину заемных средств для долгосрочных вложений и предполагают преду­смотренный заранее источник возврата этих средств и процен­тов за их использование.

Еще одним источником финансирования долгосрочных вло­жений служат привлеченные средства - целевое финансирова­ние, бюджетные ассигнования, спонсорские поступления и иные средства на безвозвратной основе. В данном случае денеж­ные средства поступают на счета организации из бюджета или иного источника, отражаются на счете 86 «Целевое финансиро­вание » и показывают источник финансирования долгосрочных вложений согласно целевому характеру поступивших средств. Таким образом, можно выделить три основных источника фи­нансирования долгосрочныхвложений — амортизационные от­числения, кредиты банков, займы и целевое финансирование и поступления.

2. Принципы учета капитальных вложений.

Капитальные вложения представляют собой совокупность затратна воспроизводство основных средств и улучшение их качественного состава - создание новых, расширение и модернизацию действующих.

Бухгалтерский учет долгосрочных вложений ведут на само­стоятельном синтетическом счете08 «Вложения во внеоборот­ные активы». На этом счете отражают инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах: 1 - «Приобретение зе­мельных участков», 2 - «Приобретение объектов природополь­зования», 3 — «Строительство объектов основных средств» 4 -«Приобретение объектов основных средств», 5 – «Приобретение нематериальных активов» и др.

По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотныеактивы»отражаются фактические затраты на строительство и мон­таж отдельных объектов основных средств нарастающим итогом с начала строительства. Сальдо (дебетовое) по счету отражает стоимость незавершенного строительства (работ). На счете08 «Вложения во внеоборотные активы» аналити­ческий учет ведутпо каждому объекту строительства или приобретения.

В бухгалтерском учете затраты по строительству группиру­ются по структуре расходов, определяемой сметной докумен­тацией. Можно рекомендовать вести учетпо следующей структуре расходов:

· строительные работы;

· работы по монтажу оборудования;

· приобретение оборудования, сданного в мон­таж;

· приобретение оборудования, не требующего монтажа;

· приобретение инструмента и инвентаря; прочие капитальные затраты.

По условиям договора заказчик может поставлять подряд­чику оборудование, которое подлежит установке на строящих­ся объектах. Для учета поступающего оборудования в бухгал­терском учете заказчика открывается самостоятельный синте­тический счет07 «Оборудование к установке». По дебету этого счета отражают затраты на оборудование, поступившее на склад организации и требующее монтажа. Указанные затраты складываются из стоимости оборудования по счетам поставщи­ков, транспортных расходов по доставке оборудования, загото­вительных расходов (включая комиссионные вознаграждения посредническим фирмам), стоимость услуг товарных бирж, та­моженные пошлины и пр.

Приобретение оборудования для монтажа на счетах бухгал­терского учета отражается следующей записью:

Д-т 07 «Оборудование к установке»

К-т60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Но приобретение оборудования и оприходование его на складе еще не означает капитальных вложений в полном смысле слова. Только после фактический передачи его под­рядчику для монтажа насчетах делается бухгалтерская про­водка:

Д-т08 «Вложенияво внеоборотные активы»

К-т 07 «Оборудование к установке».

Подрядчик, получивший от заказчика оборудование для ис­пользования в строительстве объекта, учитывает такое обору­дование за своим бухгалтерским балансом, т.е. на забалансовом счете005 «Оборудование, принятое для монтажа». Если под­рядчик обеспечивает строительство необходимым оборудова­нием, то его стоимость отражается у заказчика на счете08 «Вложения во внеоборотные активы» вместе со стоимостью монтажа и прочих работ (согласно выставленному счету).

Порядок учета затрат по строительным работам и по мон­тажу оборудования зависит от способа их производства - под­рядного или хозяйственного. При подрядном способе выполненные и оформленные строительные и монтажные работы отражаются у застройщика на счете 08 «Вложения во внеобо­ротные активы» по договорной стоимости согласно принятым к оплате счетам подрядной организации (включая налог на добавленную стоимость). На счетах бухгалтерского учета эта операция отражается следующей записью;

Д-т08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Задолженность по мере оплаты счетов уменьшается, что от­ражается по:

Д-т60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 51 «Расчетные счета», 55 в Специальные счета в бан­ках», 52 «Валютные счета».

Если оплата производится зачетом взаимных требований или в соответствии с договором по уступке денежного требова­ния;

Д-т60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и

заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми».

Порядок расчетов за выполненные строительными и мон­тажными организациями работы регламентируется договором подряда, в котором может предусматриваться авансирование затрат под незаконченные работы. В этомслучае перечислен­ные заказчиком денежные средства отражаются как авансы выданные, т.е. делается запись:

Д-т60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в бан­ках».

Строительная организация отражает этисредства как за­траты по незавершенному производству и как авансы получен­ные. Стоимость оплаченных заказчиком этапов работ подряд­чик показывает;

Д-т46 «Выполненные этапы по незавершенным рабо­там»

К-т 90 «Продажи».

Одновременно сумма затрат поуже законченным и приня­тым этапам работ списывается:

Д-т 90 «Продажи»

К-т 20 «Основное производство»,

Суммы поступивших от заказчиков средств в оплатуприня­тых этапов отражаются:

Д-т51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в бан­ках»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

По окончании всех этапов работ в целом оплаченная заказ­чиком стоимость этапов списывается;

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т 46 «Выполненные этапы по незавершенным рабо­там».

Стоимость полностью законченных работ погашается полу­ченными ранее авансами:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями изаказчиками »

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

и суммами, полученными от заказчика при окончательном рас­чете:

Д-т51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счёта в бан­ках», 52 «Валютные счета»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При хозяйственном способе производства строительно-мон­тажных работ учет затрат ведется также на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете отражаются фактиче­ски произведенные застройщиком затраты и отражаются на счетах следующим образом:

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оп­лате труда», 51 «Расчетные счета», 50 «Касса» и др.

Когда строительные организации выполняют капиталь­ные вложения для собственных нужд, они учитывают свои затраты до полного их завершения на счете 20 «Основное про­изводство» (или 23 «Вспомогательные производства», если производства, выполняющие строительные работы, действуют в составе организации, носостоят на внутрихозяйствен­ном расчете);

Д-т 20 «Основное производство» или23 «Вспомогательные производства»

К-т 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты

по социальному страхованию и обеспечению» и пр.

По окончании данных работ затратысписывают:

Д-т90 «Продажи»

К-т 20 «Основное производство».

И одновременно:

Д-т08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т 90 «Продажи».

На произведенные капитальные работы для собственных нужд начисляется налог на добавленную стоимость:

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Ввод объектов основных средств в эксплуатациюотражает­ся на счетах бухгалтерского учета:

Д-т 01 «Основные средства»

К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При постановке на учет объектов основных средств-(зданий, сооружений и пр.) необходимо иметь основание, т.е. первич­ный документ, подтверждающий факт совершения операции и переход права собственности. Основанием для осуществления данной операции является утвержденный руководителем орга­низации акт приемки-передачи основных средств, а также до­кумент, подтверждающий право собственности на объект. Пра­во собственности навновь приобретаемый (построенный) объект недвижимости возникает с момента государственной ре­гистрации прав на него. До перехода права собственности на объект основных средств они по счету01 «Основные средства» не отражаются (амортизация по ним не начисляется и на себе­стоимость продукции не относится), а учитываются на счете08«Вложения во внеоборотные активы».

Важная задача бухгалтерского учета капитальных вложе­ний - определение всей совокупности затрат, относящихся квозведенному объекту строительства, его реконструкции или приоб­ретению. Эти затраты по окончании строительства будут опреде­лять инвентарную (первоначальную) стоимость вводимых в экс­плуатацию объектов - зданий, сооружений, оборудования ит.п.

Как уже отмечалось, вложе­ниями в имущество являются капитальные вложения, т.е. ин­вестиции не только в основные средства, но и в объекты немате­риальных активов. К нематериальным активам относят приобретенные организацией за плату патенты, лицензии, то­варные знаки, права по использованию природных ресурсов и производственной информации и др.

Приобретение нематериальных активов отражается. По сче­ту 08 «Вложения во внеоборотные активы» на самостоятельном субсчете к этому счету — «Приобретение нематериальных акти­вов». Согласно принятым к оплате счетам поставщиков, дела­ется следующая бухгалтерская запись:

Д-т08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение

нематериальных активов»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 « Расчеты сразными

дебиторами и кредитора­ми».

Налог на добавленную стоимостьна основании счетов от по­ставщиков отражается следующей записью;

Д-т19 «Налог на добавленную стоимость по приобре­тенным ценностям», субсчет

«Налог на добав­ленную стоимость по приобретенным нематери­альным

активам»

К-т60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными

дебиторами и кредитора­ми».

Оплата счетов поставщиковпроизводится обычнымспосо­бом и отражается на счетах:

Д-т60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 « Расчеты с разными

дебиторами и кредитора­ми»

К-т 51 «Расчетные счета» (или другие счета денежных средств).

 

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 
 

 


Заработная плата - основной источник дохода персонала организации, с ее помощью осуществляется контроль за ме­рой труда и потребления.

Основным законодательным документом по вопросам орга­низации и оплаты труда является Кодекс законов о труде Рос­сийской Федерации (КЗоТ).

Существует также целый перечень документов, регламен­тирующих организацию оплаты труда, которые дополняют и расширяют КЗоТ РФ.

 

1. Документальное оформление учета численности работников, отработанного времени и выработки.

 

Первичный учет численности персонала организации осу­ществляется на основании следующих документов:

· приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. № Т-1)

· личная карточка (ф. № Т-2)

· приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. № Т-5)

· приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6)

· приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8)

· табель учета использования рабочего времени и расчета за­работной платы (ф. № Т-12), табель учета использования ра­бочего времени (ф. № Т-13)

· расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49)

· расчетная ведомость (ф. № Т-51)

· платежная ведомость (ф. № Т-53)

· лицевой счет (ф. № Т-54 и № Т-54а)

 

Важнейшими показателями, отражающими затраты труда, являются нормы труда, которые устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, техноло­гии, организации производства и труда.

Законодательством о труде предусмотрены следующие виды норм труда:

норма выработки - количество продукции, которое работ­ник (группа работников) определенной квалификации должен произвести в единицу рабочего времени;

норма времени - количество рабочего времени (в часах, ми­нутах), которое должен затратить работник (группа работни­ков) определенной квалификаций на производство единицы продукции (работ, услуг);

норма обслуживания - количество объектов (единиц оборудо­вания, производственных площадей, рабочих мест и т.д.), кото­рые работник (группа работников) должен обслужить в единицу времени (за час, рабочий день, рабочую смену, рабочий месяц);

норма численности - количество работников соответствую­щей квалификации для выполнения определенного объема ра­бот (производственной, управленческой функции).

 

В зависимости от характера производства для учета выра­ботки продукции применяются различные первичные доку­менты - наряд на сдельную работу, маршрутный лист, рапорт о выработке и др.

В условиях массово-поточного производства выработка учи­тывается по приемке готовой продукции. Выработка каждого члена бригады устанавливается на основании рапортов о выра­ботке, заполняемых мастером.

При серийном производстве выработка учитывается при по­мощи маршрутных листов в сочетании с рапортом бригадира или мастера, где фиксируется приемка работ (их объем) за сме­ну. При индивидуальном или мелкосерийном характере произ­водства выработка учитывается, как правило, при помощи на­рядов на сдельную работу Их выписывают на основании техно­логических карт. Наряды могут выписываться на одну смену или на более продолжительный срок (до одного месяца) в зави­симости от времени, необходимого для выполнения производ­ственного задания.

После приемки продукции от рабочих мастер подписывает наряд и передает его в бухгалтерию.

В организациях различных отраслей материального произ­водства применяются различные специфические системы уче­та использованного времени.

 

2. Виды, формы и системы оплаты труда.

Различают два вида заработной платы: основную и дополни­тельную.

К основной относится заработная плата, начисляемая ра­ботникам за отработанное время, количество и качество выпол­ненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным став­кам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты и надбавки.

Дополнительная заработная плата представляет собой вы­платы за неотработанное время, предусмотренные трудовым законодательством. К таким выплатам относятся: оплата очеред­ных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, выходное пособие при увольнении и т.д.

Основными формами оплаты труда являются повременная и сдельная.

Повременная - это форма оплаты труда, при которой зара­ботная плата работника зависит от фактически отработанного времени и тарифной ставки работника, а не от количества вы­полненных работ. В зависимости от единицы учета отработан­ного времени применяются часовые, дневные и месячные та­рифные ставки.

Повременная форма оплаты труда бывает двух видов - про­стой повременной и повременно-премиальной.

При простой повременной оплате труда заработок рабочего определяют, умножая часовую или дневную тарифную ставку его разряда на количество отработанных им часов или дней. При определении заработка других категорий работников необ­ходимо соблюдать следующий порядок. Если работник отрабо­тал все рабочие дни месяца, то оплата составит установленный для него оклад. Если в данном месяце отработано неполное чис­ло рабочих дней, то заработок определяется путем деления ус­тановленной ставки на календарное количество рабочих дней. Полученный результат умножается на количество оплачивае­мых за счет организации рабочих дней.

При повременно-премиальной оплате труда к сумме зара­ботка по тарифу прибавляют премию, которая устанавлива­ется в процентном отношении к тарифной ставке. Премии выплачиваются в соответствии с положениями о премирова­нии, которые разрабатываются, утверждаются в каждой ор­ганизации. В положениях предусматриваются конкретные показатели и условия премирования, при соблюдении кото­рых у работника возникает право требовать соответствую­щую премию. К таким показателям относятся: выполнение производственных заданий, экономия сырья, материалов, энергии, рост производительности труда, повышение качест­ва производимой продукции, освоение новой техники и тех­нологии и др.

Сдельная форма оплаты труда применяется тогда, когда можно учитывать количественные показатели результата тру­да и нормировать его путем установления норм выработки, норм времени, нормированного производственного задания. При сдельной форме труд работников оплачивается по сдель­ным расценкам в соответствии с количеством произведённой продукции (выполненной работы и оказанной услуги).

Сдельная форма оплаты труда имеет несколько систем;

· прямая сдельная - когда труд работников оплачивается за число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ, исходя из твердых сдельных расценок, установ­ленных с учетом необходимой квалификации;

· сдельно-прогрессивная - при которой оплата повышается за выработку сверх нормы;

· сдельно-премиальная - оплата труда включает премирова­ние за перевыполнение норм выработки, достижение опре­деленных качественных показателей: сдачу работ с первого требования, отсутствие брака, экономию материалов;

· косвенно-сдельная - применяется для оплаты труда вспомо­гательных рабочих (наладчиков, комплектовщиков и др.). Размер их заработка определяется в процентах от заработка основных рабочих, труд которых они обслуживают. Расчет заработка при сдельной форме оплаты труда осуще­ствляется по документам о выработке (наряд на сдельную рабо­ту, в котором указывается норма выработки и фактически вы­полненная работа, распоряжение о премировании за перевы­полнение плана, аккордное задание, цеховой наряд на выпол­нение задания цехом).

Сдельные расценки не зависят от того, когда выполнялась работа: в дневное, ночное или сверхурочное время.

Во многих крупных и средних организациях используется тарифная система оплаты труда - совокупность нормативов, с помощью которых регулируется уровень заработной платы раз­личных групп и категорий работников в зависимости от квали­фикации; сложности выполняемой работы; условий, характера и интенсивности труда; условий (в том числе природно-климатических) выполнения работ; вида производства.

Основными элементами тарифной системы являются: та­рифно-квалификационные справочники, тарифные сетки, та­рифные ставки, тарифные коэффициенты, надбавки и доплаты за работу с отклонением от нормальных условий труда.

Тарифно-квалификационный справочник содержит подроб­ные характеристики основных видов работ с указанием требова­ний, предъявляемых к квалификации исполнителя. Требуемая квалификация при выполнении той или иной работы определя­ется разрядом. Размер оплаты труда рабочего возрастает по мере повышения разряда выполняемой им работы. Более высокий разряд соответствует работе повышенной сложности.

Тарифная сетка - это таблица с почасовыми или дневными тарифными ставками, начиная с первого, низшего разряда. В настоящее время в основном применяются шестиразрядные та­рифные сетки, дифференцированные в зависимости от условий работы. В каждой сетке предусматриваются тарифные ставки для оплаты работ сдельщиков и повременщиков.

Тарифная ставка - это размер оплаты за труд определенной сложности, произведенный в единицу времени (час, день, ме­сяц - это зависит от конкретного типа выполняемой работы, так как не всегда за час или день можно оценить ее конечный результат). Тарифная ставка всегда выражается в денежной форме, и ее размер возрастает по мере увеличения разряда. Раз­ряд - это показатель сложности выполняемой работы и уровня квалификации рабочего. Соотношение между размерами та­рифных ставок в зависимости от разряда выполненной работы определяется с помощью тарифного коэффициента, который указывается в тарифной сетке для каждого разряда. Тарифный коэффициент первого разряда равен единице. Размер тарифной месячной ставки первого разряда не может быть ниже мини­мального размера оплаты труда, предусмотренного законом. Начиная со второго разряда, тарифный коэффициент возраста­ет и достигает своей максимальной величины для самого высо­кого разряда, предусмотренного тарифной сеткой. Соотноше­ние тарифных коэффициентов первого и последнего разрядов называют диапазоном тарифной сетки.

Для оплаты труда руководителей, специалистов и служа­щих, как правило, применяются должностные оклады, кото­рые устанавливаются администрацией организации в соответ­ствии с должностью и квалификацией работника. Для этих работников могут устанавливаться и иные виды оплаты труда: в процентах от выручки, в долях от полученной прибыли и сис­тема плавающих окладов, которая" в последнее время стала по­лучать все более широкое применение.

Система плавающих окладов предусматривает, что в конце каждого месяца при окончании работы и оплате труда каждого работника формируются новые должностные оклады на сле­дующий месяц. Размер оклада повышается (или понижается) за каждый процент роста (или снижения) производительности труда на обслуживаемом данным специалистом участке работы при условии выполнения задания по выпуску продукции. Та­кая система призвана стимулировать ежемесячное повышение производительности труда и хорошее его качество, так как при ухудшении этих показателей оклад на следующий месяц снижается.

Оплата труда руководителей государственных организаций имеет свои особенности. Согласно Положению об условиях оп­латы труда руководителей государственных организаций, оп­лата их труда состоит из должностного оклада и вознагражде­ния за результаты финансово-хозяйственной деятельности организации. Должностной оклад устанавливается в зависимо­сти от величины тарифной ставки разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором в данной организации, согласно следующим показателям:

Списочная численность организации, человек Кратность к величине тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии в организации
до 200   до 10  
от 200 до 1500   до 12  
от 1500 до 10 000   до 14  
свыше 10 000   до 16  

Размер должностного оклада в указанных пределах уста­навливается с учетом сложности управления организацией, ее технической оснащенности и объемов продукции. Должност­ной оклад руководителя государственной организации повы­шается одновременно с увеличением тарифных ставок работни­ков данной организации путем внесения изменений в трудовой договор (контракт).

Договоры гражданско-правового ха­рактера. С работниками, не входящими в штат организа­ции, но привлекаемыми со стороны для выполнения конкрет­ных работ, которые организация не может выполнить своими силами, трудовые взаимоотношения, как правило, оформляют­ся договорами гражданско-правового характера (подряда, по­ручения, аренды и др.). Эти работники не подчиняются внут­реннему распорядку организации, выполняют работу в любое удобное для себя время, и их отношения с организацией регули­руются ГК РФ.

При заключении договоров с предпринимателями без обра­зования юридического лица следует учитывать, что для осуще­ствления отдельных видов предпринимательской деятельности требуются лицензии. Если договор заключен при отсутствии лицензии (просроченной лицензии), то он в судебном порядке может быть признан недействительным.

Наиболее распространенной формой договоров гражданско-правового характера является договор подряда.

3. Порядок расчета средств на оплату труда.

Расчет заработной платы при повременной форме отплаты труда производится на основании табелей, в которых отмечает­ся число отработанных дней и часов. Причитающаяся заработ­ная плата определяется путем деления установленной месяч­ной ставки на календарное количество дней и умножения полученного результата на фактически отработанное время. При часовой или дневной оплате заработок определяется путем умножения тарифной ставки за час или за день на число опла­чиваемых часов или дней.

При сдельной форме оплаты труде заработок рассчитывает­ся путем умножения сдельной расценки, указанной в первичных документах о выработке, на количество произведенных работ, изготовленных деталей и выполненных операций.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.048 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал