Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пример. 1. Работая в праздничный день, рабочий-сдельщик изготовил 10 деталей
1. Работая в праздничный день, рабочий-сдельщик изготовил 10 деталей. Расценка за единицу продукции -8 руб. Заработок рабочего за этот день составит: 8 руб. х 10 деталей х 2 = 160 руб. 2. Рабочий-повременщик с часовой оплатой труда работал 6 часов в праздничный день. Часовая тарифная ставка - 7 руб. 50 коп. Его заработок за этот день составил: 7 руб. 50 коп. х 6 час. х 2 == 90 руб. 3. Работник с должностным окладом 1 200 руб. работал в мае два праздничных дня. В месяце 20 рабочих дней. Заработок за эти праздничные дни составил: 1200 руб: 20 дней х 2 х 2 == 240 руб. Работа в ночное время. КЗоТ РФ предусматривает право работника на повышенную оплату работы в ночное время. Ночным считается время работы с 22 часов до 6 часов утра. Час ночной работы оплачивается в повышенном размере, который устанавливается коллективным договором или положением об оплате труда организации, но при этом не может быть ниже предусмотренного законодательством. Продолжительность ночной работы (смены) сокращается на один час. Ночное время учитывается в табелях учета рабочего времени итоговым количеством за месяц. К работе в ночное время не допускаются беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; работники моложе 18 лет и работники других категорий согласно законодательству. Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена им медицинскими рекомендациями. Оплата в случае брака продукции. Как известно, браком считается продукция, которая не отвечает требованиям стандарта, техническим условиям и не может быть использована по прямому назначению. Выпуск бракованной продукции приводит к прямым убыткам, так как влечет перерасход сырья, материалов, снижение производительности труда, повышение себестоимости. Различают два вида брака: неисправимый (полный) и исправимый (частичный). Полный брак по вине работника оплате не подлежит. В этом случае оформляется акт о производственном браке, и в первичных документах по учету выработки делается соответствующая отметка. Работник, причинивший организации ущерб в связи с выпуском по своей вине бракованной продукции, может быть привлечен администрацией организации к материальной ответственности. Частичный брак, допущенный по вине работника, оплачивается в зависимости от степени готовности продукции по пониженным расценкам, которые устанавливаются в каждом конкретном случае администрацией организации. При изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника, труд оплачивается по пониженным расценкам. Однако месячная заработная плата не может быть ниже 2/3 тарифной ставки установленного ему разряда (оклада). Брак, причиной которого стал скрытый дефект в обрабатываемом материале (трещины, раковины в металле, непрокрас ткани и др.), а также брак не по вине работника, обнаруженный после приемки изделия органами технического контроля, подлежит оплате наравне с годными изделиями. Время простоя по вине работника оплате не подлежит. Время простоя не по вине работника, если он предупредил администрацию о начале простоя, оплачивается из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда или оклада. Порядок оплаты отпусков. Правом на ежегодный оплачиваемый отпуск обладают лица, работающие по трудовому договору в организациях любой организационно-правовой формы собственности, независимо от степени их занятости, места выполнения трудовых обязанностей, занимаемой должности или выполняемой работы, срока трудового договора и формы оплаты труда. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю. Некоторые категории работников пользуются правом на удлиненный отпуск. Это связано с особым характером и условиями труда, состоянием их здоровья и т.д. (например, работники моложе 18 лет, работники детских учреждений, учебных заведений и другие). Продолжительность отпуска в рабочих днях рассчитывается по календарю шестидневной рабочей недели с выходным днем в воскресенье. В число дней отпуска не включаются и не оплачиваются воскресные и праздничные дни. Если продолжительность отпуска установлена в календарных днях, то воскресные дни включаются в число дней отпуска. Праздничные дни не удлиняют продолжительности отпуска. Отдельные категории работников в соответствии с законодательством имеют право на дополнительный ежегодный отпуск. Отпуск за первый год работы предоставляется спустя 6 месяцев непрерывной работы в данной организации. Однако по взаимной договоренности между работником и работодателем отпуск может быть предоставлен и ранее этого срока. Отпуск за второй и последующие годы может предоставляться в любое время рабочего года, в том числе и раньше, в соответствии с очередностью. Но при этом отпуск не может начинаться прежде, чем рабочий год, за который он предоставляется. Компенсация за неиспользованные дни отпуска. При прекращении трудовых отношений работник должен получить компенсацию за неиспользованные дни отпуска как за последний, так и за все предыдущие годы. Денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается в размере среднего заработка пропорционально продолжительности отпуска за количество отработанных в течение рабочего года месяцев. При продолжительности отпуска в 24 рабочих дня компенсация устанавливается в размере двухдневного среднего заработка за каждый месяц работы; при отпуске в 36 рабочих дней - трехдневного среднего заработка. Если работник увольняется до окончания рабочего года, в счет которого он уже получил отпуск, то с него удерживается сумма за неотработанные дни отпуска, кроме случаев, предусмотренных законодательством (уход на пенсию, призыв или поступление работника на военную службу и т.д.). Для расчета отплаты отпусков и компенсаций за неиспользованные отпуска берется средний дневной заработок. Порядок исчисления среднего заработка ежегодно определяется постановлением Министерства труда и социального развития РФ. При определении среднего дневного заработка из расчетного периода исключаются нерабочие праздничные дни, установленные законодательством РФ. Кроме того, при подсчете среднего заработка из расчетного периода исключаются время и выплаченные суммы, когда: · работнику выплачивается или сохраняется средний заработок в соответствии с законодательством РФ; · работник получает пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам; · работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ; · работнику, воспитывающему ребенка-инвалида, предоставлялись дополнительные выходные дни; · работник находился в отпуске без сохранения заработной платы; · работник не работал в связи с простоем не по вине работника, в том числе из-за приостановки деятельности организации, цеха, производства; · работник не участвовал в забастовке, но в связи с ней не · имел возможности выполнять свою работу;
Премии и другие выплаты стимулирующего характера, предусмотренные системой оплаты труда, включаются при подсчете среднего заработка по времени их фактического начисления. Годовые премии и единовременное вознаграждение за выслугу лет при подсчете среднего заработка учитываются в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода. Перечень выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, утвержден постановлением Министерства труда и социального развития РФ «О порядке исчисления среднего заработка». Во всех случаях средний заработок, причитающийся работнику, отработавшему полностью определенную на этот период норму рабочего времени, не может быть менее установленного законодательством на день выплаты минимального месячного размера оплаты труда. Фактически начисленные суммы очередных и дополнительных отпусков, компенсаций за неиспользованные отпуска включаются в издержки производства и обращения. Начисленные отпускные суммы включаются в фонд заработной платы отчетного месяца только в сумме, которая приходится на дни отпуска отчетного месяца. Если часть отпуска переходит на следующий месяц, то суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд заработной платы следующего месяца. В отчетном месяце выплаченная работникам за эти дни сумма отпускных отражается как выданный аванс.
4. Синтетический и аналитический учет расчетов по оплате труда. Синтетический учет расчетов с персоналом, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе организации, по оплате труда, а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате». По кредиту данного счета отражаются начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование, дивидендов и других аналогичных сумм. По дебету счета 70 фиксируются удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выплаченных сумм заработной платы, премий, пособий и другие удержания. Кредитовое сальдо счета 70 показывает задолженность организации перед работниками по начисленной, но не выданной заработной плате. Для организации учета заработной платы используются соответствующие учетные регистры (специально разграфленные листы бумаги, приспособленные для текущих учетных записей). В синтетическом учете используются мемориальные ордера, оборотные ведомости. Главная книга, журналы-ордера по счетам и т.д. К документам аналитического учета заработной платы относятся: лицевой счет работника, налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц, расчетно-платежные ведомости и др. На каждого работника в начале года или при приеме на работу бухгалтерия организации открывает лицевой счет. Кроме того, каждому работнику присваивается табельный номер, который в дальнейшем проставляется на всех документах по учету личного состава организации. Чтобы выяснить сумму заработной платы, подлежащую выдаче на руки работнику, необходимо определить сумму заработка работника за месяц и произвести из нее необходимые удержания. Эти расчеты ведутся в лицевых счетах работников, а затем их результаты переносятся в расчетно-платежную ведомость и в налоговую карточку. В расчетно-платежную ведомость заносят суммы начисленной заработной платы по ее видам, суммы удержаний по их видам и суммы к выдаче. Для каждого работника в ведомости отводится одна строка. Расчетно-платежная ведомость не только является регистром аналитического учета расчетов с работниками по заработной плате, но и выполняет функции расчетного и платежного документа. При начислении заработной платы и других выплат работникам необходимо правильно определить их источники. Существует несколько видов таких источников. Так, выплата заработной платы может осуществляться за счет отнесения начисленной заработной платы на себестоимость продаваемой продукции, товаров, работ и услуг. Для правильного отражения начисленной заработной платы бухгалтер организации самостоятельно выбирает тот счет по учету издержек производства и обращения, который соответствует виду деятельности организации и структуре производства. К таким счетам относятся: счет 20 «Основное производство» (оплата труда производственных рабочих); счет 23 «Вспомогательное производство» (оплата труда рабочих вспомогательного производства); счет 25 «Общепроизводственные расходы» (оплата труда цехового персонала); счет 26 «Общехозяйственные расходы» (оплата труда административно- управленческого персонала); счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (оплата труда работников обслуживающих производств и хозяйств); счет 44 «Расходы на продажу» (оплата труда работников торговли); другие счета издержек.
Начисленные суммы заработной платы работников соответствующих производств отражаются по дебету указанных счетов и по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (на всю сумму начисленной оплаты труда). Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, оборудования к установке и осуществлением капитальных вложений, отражаются по дебету счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы» и т.д. и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате тру да». Источником оплаты труда могут служить средства Фонда социального страхования РФ, остающиеся в организации. За счет этих средств могут производиться выплаты пособий по временной нетрудоспособности; пособий по беременности и родам; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом. Суммы начисленных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам отражаются проводкой: Д-т 69/1 «Расчеты по социальному страхованию» К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате трудам. Выдачу заработной платы и пособий оформляют бухгалтерской записью: Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К-т 50 «Касса» - выдана из кассы заработная плата наличными; Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К-т 51 «Расчетные счета» - перечислена с расчетного счета заработная плата на лицевой счет работника в Сбербанке. Не полученная работниками в срок заработная плата депонируется. Аналитический учет депонированной заработной платы ведется по каждому работнику в реестре невыданной заработной платы, в специальной книге невыданной заработной платы или на депонентских карточках. Депонированная заработная плата переносится со счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на котором для этих целей открывается субсчет «Депоненты». На депонируемую сумму делается проводка: Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонированным суммам». Депонированные суммы должны сдаваться в банк на расчетный счет организации, что отражается в бухгалтерском учете проводкой: Д-т 51 «Расчетные счета» К-т 50 «Касса». Получение депонированной ранее заработной платы с расчетного счета в банке на оплату депонентов отражается записью: Д-т 50 «Касса» К-т 51 «Расчетные счета». Депонированная заработная плата из кассы организации выдается, как правило, по расходным кассовым ордерам. При этом производится запись: Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонированным суммам» К-т 50 «Касса». Невостребованная депонированная заработная плата хранится на расчетном счете организации в банке в течение трех лет. По истечении этого срока неполученные суммы относятся на финансовые результаты деятельности организации, что отражается проводкой Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонированным суммам» К-т 91 «Прочие доходы и расходы».
5. Учет удержаний из оплаты труда работников. Удержания из заработной платы работников могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством. Их можно разделить на две группы: обязательные удержания и удержания по инициативе администрации организации, где работник трудится. К обязательным удержаниям относятся налог на доходы физических лиц, удержания по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц. По инициативе администрации могут быть удержаны: суммы аванса, выданного в счет заработной платы; суммы, излишне выплаченные вследствие счетных ошибок, суммы возмещения материального ущерба, причиненного по вине работника организации, удержания в счет погашения полученной работником ссуды; за товары, купленные в кредит и т.д. Основным налогом, при помощи которого государство регулирует доходы, получаемые физическими лицами, является налог на доходы физических лиц, который исчисляется и уплачивается в соответствии с главой 23 II части НК РФ. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: пособия по безработице, беременности и родам, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, алименты, получаемые налогоплательщиками и другие доходы в соответствии со ст. 217 НК РФ. Для целей налогообложения доход, полученный физическим лицом в календарном году, уменьшается на определенные суммы - налоговые вычеты. Эти вычеты поделены на четыре группы: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты. Стандартные налоговые вычеты - ежемесячные вычеты из доходов в размере 400, 500, 1000 и 3 000 руб., право на которые имеют отдельные категории налогоплательщиков. Право на ежемесячные вычеты в размере 3 000 руб. имеют: Инвалиды-чернобыльцы, инвалиды ВОВ, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II, III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы и т.д. Налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков: Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, лиц, награжденных орденом Славы трех степеней; участников ВОВ; инвалидов с детства и инвалидов I и II групп; лиц, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия и т.д. Налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории физических лиц, которые не имеют специальных льгот. Этот вычет действует до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала календарного года, превысил 40 000 руб. Начиная с месяца, в котором доход превысил 20 000 руб. налоговый вычет не применяется. Налоговый вычет в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода устанавливается на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей. Данный вычет действует до месяца, в котором доход родителей, супругов, опекунов или попечителей, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 280 000 руб. Начиная с месяца, в котором доход превысил 280 000 руб., налоговый вычет расходов на содержание детей не применяется. Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет расходов на детей предоставляется в двойном размере. Вычеты на содержание иждивенцев с 2001 г. не предоставляются. Если налогоплательщик имеет право более чем на один стандартный вычет (кроме расходов на содержание детей), то ему предоставляется только один максимальный из них. Стандартные налоговые вычеты предоставляются одним из работодателей по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на эти вычеты. При смене физическим лицом в течение календарного года места работы стандартные налоговые вычеты по новому месту работы предоставляются с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах по старому месту работы. Если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 НК РФ, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговом органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов. Социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговый орган по окончании календарного года. Налоговая декларация подается не позднее30 апреля года, следующего за отчетным. Имущественные налоговые вычеты - это уменьшение дохода на суммы, полученные налогоплательщиком от продажи своего имущества, а также на суммы, израсходованные им на приобретение (строительство) жилья. Порядок предоставления имущественных вычетов изложен в ст. 220 НК РФ. Профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ) имеют: индивидуальные предприниматели без образования юридического лица; частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой; налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера; налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов. Налоговая ставка на доходы физических лиц установлена в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Однако для налогообложения некоторых видов доходов устанавливаются специальные ставки налога. В бухгалтерском учете суммы налога на доходы физических лиц отражаются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» на специальном субсчете «Расчеты по налогу на доходы физических лиц». Кредитовое сальдо субсчета 68 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» свидетельствует о задолженности организации перед бюджетом; оборот по дебету показывает суммы налога, перечисленные в бюджет в погашение задолженности; оборот по кредиту отражает суммы удержанного налога из заработной платы работников организации. Удержанный из заработной платы налог отражается проводкой: Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам». Перечисление налога в бюджет - Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» К-т 51 «Расчетные счета». Начисленные и удержанные суммы алиментов отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на субсчете «Исполнительные листы». При этом делаются следующие проводки: Удержаны суммы по исполнительным листам - Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Исполнительные листы». Алименты выданы взыскателю наличными из кассы организации - Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Исполнительные листы» К-т 50 «Касса». Алименты перечислены платежным поручением на счет взыскателя в отделение банка - Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Исполнительные листы» К-т 51 «Расчетные счета». Прочие удержания из заработной платы отражаются бухгалтерскими записями: Удержано с виновников брака - Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К-т 28 «Брак в производстве». Взыскано с работника в возмещение материального ущерба - Д-т 70 «Расчеты с персоналов по оплате тру да» К-т 73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба». Удержаны суммы платежей за товары, проданные в кредит, по предоставленным займам, по ссудам банков - Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (по субсчетам).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1. Понятие, классификация, оценка и основные задачи учета материально-производственных запасов.
В состав материально-производственных запасов включаются; материалы, готовая продукция, товары. Материалы - один из важнейших элементов производственного цикла любой организации; они представляют собой предметы труда, которые используются для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг. Их особенность состоит в том, что, участвуя в процессе производства, материалы полностью потребляются в каждом его цикле и полностью переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию (работы, услуги). В зависимости от той роли, которую играют производственные запасы в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, их подразделяют на следующие группы: • сырье и основные материалы; • вспомогательные материалы; • покупные полуфабрикаты; • возвратные материалы (отходы); • топливо; • тара и тарные материалы; • запасные части. Классификацию материалов удобно использовать для построения синтетического и аналитического учета, составления статистических отчетов, информации о поступлении и расходе материалов в производственно-хозяйственной деятельности организации, для определения остатков. Готовая продукция - часть материально-производственных запасов, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям документов в случаях, установленных законодательством. Товары - это та часть материально-производственных запасов организации, которая приобретена или получена от других юридических и физических лиц и предназначена для продажи или перепродажи без дополнительной обработки. Материальные запасы принимаются к учету по фактической себестоимости, которая исчисляется в зависимости от способа приобретений (получения) данного имущества. При приобретении материалов за плату у других организаций их фактическая себестоимость складывается из всех затрат на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость. Фактические затраты могут включать: · суммы, уплаченные поставщикам в соответствии с договором; · суммы, уплачиваемые другим организациям за информационно-консультативные услуги, связанные с приобретением запасов: · таможенные пошлины и иные платежи; невозмещенные налоги, уплачиваемые в связи с поступлением каждой единицы запасов (например, налог с продаж); · вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям; · затраты по заготовлению и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию грузов; · иные затраты на приобретение материально-производственных запасов. При изготовлении различных видов материальных запасов собственными силами организации фактическая себестоимость определяется в сумме фактических затрат на производство соответствующего вида продукции согласно действующему порядку формирования себестоимости. Фактическая себестоимость запасов, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, определяется на основе их денежной оценки, согласованной с учредителями. При безвозмездном получении материальных запасов в порядке дарения фактическая себестоимость определяется по их рыночной стоимости на дату принятия на учет организацией-получателем. При приобретении материалов в обмен на другое имущество (кроме денежных средств) их фактическая себестоимость определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества по балансу организации на момент обмена. Определить фактическую себестоимость приобретаемых запасов от различных поставщиков сразу возможно только при ограниченной номенклатуре потребляемых запасов и по их основным видам. Поэтому текущий учет запасов ведут по учетной стоимости, т.е. по средним покупным ценам, по плановой (нормативной) себестоимости и др. Учетная цена материальных запасов представляет собой себестоимость приобретения (заготовления), которая определяется самой организацией по сложившемуся уровню покупных цен с добавлением расходов на транспортировку, упаковку, погрузку, разгрузку и т.п. В качестве учетной цены могут выступать и так называемые средние или средневзвешенные покупные цены, определяемые расчетным путем по сложившимся уровням цен на начало и конец отчетного периода по отдельным видам запасов. В том и другом случае разница между фактической себестоимостью приобретения и стоимостью запасов по учетным ценам отражается в бухгалтерском учете как отклонения в стоимости материалов. При отпуске материалов в производство и ином выбытии они могут оцениваться по:
· средней себестоимости; · себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО); Применение одного из методов по конкретному наименованию производится в отчетном году и должно найти отражение в учетной политике организации. Оценка материальных ресурсов по средней себестоимости традиционна для отечественного учета. Средняя себестоимость по каждому виду (группе) запасов определяется как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, включая количественно-стоимостные остатки по видам запасов на начало месяца и поступление запасов за отчетный период, что можно записать формулой: Сфс=(Со+Сз): (Ко+Кз), где: Сфс — средняя фактическая себестоимость; Со - фактическая себестоимость материалов на начало месяца; Сз - фактическая себестоимость материалов, заготовленных в отчетном периоде; Ко - количество материалов на начало месяца; Кз — количество материалов, заготовленных за месяц.
Пример. На начало месяца остаток материалов одного вида составил 5 000 единиц стоимостью 40 000 руб. В течение месяца было заготовлено 10 000 единиц данного материала на сумму 95 000 руб. В производство в течение месяца было отпущено 8 000 единиц данного материала. Сначала определим среднюю себестоимость данного вида материалов: (40 000 руб. + 95 000 руб.): (5 000 ед. + 10 000 ед.) = 9 руб. Стоимость материалов, отпущенных в производство в этом месяце составит: 9 руб. х 8 000 = 72 000 руб. Сальдо на конец месяца в стоимостном выражении составит: (40 000 руб. + 95 000 руб.) - 72 000 руб. = 63 000 руб. Этот способ оценки материалов при списании в производство обеспечивает относительно равномерное воздействие на размер затрат, которые учитываются при формировании себестоимости продукции. При методе ФИФО приход и списание материальных запасов осуществляется в порядке их поступления в организацию, т.е. сначала списывается остаток запасов на начало месяца, затем списываются запасы по цене первой закупленной партии, затем - по цене второй партии и так далее в порядке очередности, пока не будет получен общий расход запасов за месяц. Указанный порядок сохраняется и в том случае, если списываются запасы, приобретенные в более поздний период времени. Использование метода ФИФО в условиях инфляции позволяет снизить себестоимость готовой продукции за счет ценового фактора по материальным ресурсам, и стоимость запасов на конец отчетного периода будет близка к текущим ценам, что обеспечивает реальность их оценки, Пример. Расчет фактической себестоимости израсходованных в течение месяца материалов и их остатков на конец месяца методом ФИФО. Предположим, что расход материалов за отчетный месяц составит 1000 единиц.
Применение метода ФИФО при оценке материалов ориентирует на организацию аналитического учета по отдельным партиям, а не только по видам материалов. Оценить израсходованные материалы можно расчетным путем по формуле: Р = Он + П – Ок, где: Р - стоимость израсходованных материалов; Он и Ок - стоимость начального и конечного остатков материалов; П - поступление за месяц.
Для определения фактической себестоимости материальных ценностей при передаче их в производство необходимо определить отклонение фактической себестоимости от их стоимости по учетным ценам. Это отклонение показывается по отдельным группам запасов материалов. Исключение составляют лишь дорогостоящие и особо дефицитные материалы, использующиеся в ограниченном ассортименте; в этом случае учет отклонений необходимо вести по отдельным видам запасов с отнесением их непосредственно на себестоимость продукции. Суммы отклонений определяют по группам (видам) материальных запасов путем сопоставления фактической себестоимости поступивших за месяц запасов и их остатка на начало месяца с их стоимостью по учетным ценам. Для расчета фактической себестоимости материалов, отпущенных со склада в производство, определяют средний процент отклонений. Затем рассчитывается абсолютная сумма отклонений. Средний процент отклонений рассчитывается по формуле: Нср = Оо + То 0з + Тз где: Нср - средний процент отклонений; Оо - начальное сальдо отклонений; То - текущее поступление отклонений; Оз - начальное сальдо запасов; Тз - текущее поступление запасов.
Абсолютную сумму отклонений находят по формуле: S аб = Нср х Зпр где: Sаб - абсолютная сумма отклонений; Зпр- стоимость запасов, отпущенных в производство по учетным ценам. Пример. Остаток запасов на начало месяца по учетным ценам составил 500 руб.; отклонения - 40 руб. В течение отчетного месяца были совершены хозяйственные операции: 1. Поступили материалы от поставщиков. Стоимость их по учетным ценам - 1500 руб.; отклонения - 180 руб. 2. Списаны израсходованные материалы по учетным ценам: · на основное производство - 800 руб.; · на вспомогательные производства - 150 руб.; · на общехозяйственные нужды - 50 руб.
Определим средний процент отклонения: Нср = 40 + 180 х 100 % 500 + 1500 Абсолютная сумма отклонений, подлежащая списанию в дебет счетов: 20 «Основное производство» - 800 руб. х 11% = 88 руб., 23 « Вспомогательные производства» -150 х11% = 16, 5 руб., 26 «Общехозяйственные расходы» -50 руб. х 11% = 5, 5 руб. Остаток по отклонениям в сумме 110 руб. (40 + 180 руб.) - (88 руб. + 16, 5 руб. + 5, 5 руб.) = 110 руб. присоединяется к остатку запасов по учетным ценам, что позволяет определить фактическую себестоимость остатка материалов на первое число следующего за отчетным месяца.
2. Документальное оформление поступления и расходования материальных ценностей. Операции по движению материальных ценностей все юридические лица независимо от формы собственности должны оформлять унифицированными первичными документами по учету материалов, разработанными Госкомстатом России. Первичные документы на получение и отпуск материалов должны быть правильно оформлены, иметь соответствующие подписи и быть заранее пронумерованы. Список лиц, имеющих право подписи на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов, и перечень таких материалов устанавливаются руководителем организаций по представлению начальника отдела снабжения и главного бухгалтера. Документами по учету материально-производственных запасов являются: · Доверенность (ф. № М-2 и № М-2а). · Приходный ордер (ф.№ М-4). · Акт о приемке материалов (ф. № М-7). · Лимитно-заборная карта (ф. № М-8). · Требование-накладная (ф. № М-11). · Накладная, на отпуск материалов на сторону (ф. № М-1, 5). · Карточка учета материалов (ф. № М-17). · Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35). 3. Синтетический учет материалов. Синтетический учет запасов ведется на активных счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учет материальных ценностей на синтетических счетах ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. Учет материалов ведется на счете10 «Материалы», к которому могут быть открыты следующие субсчета: 10-1 «Сырье и материалы» 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» 10-3 «Топливо» 10-4 «Тара и тарные материалы» 10-5 «Запасные части» 10-6 «Прочие материалы» 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» 10-8 «Строительные материалы» 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» используется для отражения информации о приобретении запасов, относящихся к средствам в обороте. На счете отражается покупная стоимость заготовления и приобретения материально-производственных запасов, определяемая по данным расчетно-платежных документов поставщика, и учетная стоимость фактически оприходованных ценностей; На счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражается разница в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости. Аналитический учет по счету 16 ведется по группам материально-производственных запасов, имеющих примерно одинаковый уровень этих отклонений. Учет поступления материалов может быть организован в двух вариантах: с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и без их использования. Организации самостоятельно определяют порядок учета материалов и отражают его в своей учетной политике. Учет с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» имеет место в том случае, когда учет материалов ведется в учетных ценах, а учет без использования указанных счетов - когда учет ведется по фактической себестоимости. В первом случае на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщика делается запись: Д-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Запись по дебету счета 15 и кредиту счета 60 производится независимо от того, когда поступили материалы - до или после получения расчетных документов поставщика. При этом по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» показывается стоимость приобретенных запасов по покупным ценам. Одновременно отражают налог на добавленную стоимость; Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» После оприходования и оплаты материалов НДС, уплаченный поставщикам, относится на расчеты с бюджетом по НДС. Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» К-т 19 «НДС по приобретенным ценностям». В зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов могут быть также сделаны следующие бухгалтерские записи: Д-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» К-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, осуществляется по учетным ценам и отражается записью: Д-т 10 «Материалы» К-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В результате произведенных записей по каждой партии материалов на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» возникает разность между оборотом дебета и оборотом кредита. Если дебетовый оборот оказывается больше кредитового, это означает, что фактическая себестоимость заготовленных материалов выше учетной цены. На эту разницу делается бухгалтерская запись: Д-т 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» К-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В результате этого обороты по дебету и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» будут отражать сумму заготовленных производственных запасов по фактической себестоимости. Если оборот по кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» превышает дебетовый оборот этого счета, значит, учетная цена выше фактической себестоимости. В этом случае делают бухгалтерскую запись отрицательными числами («красное сторно»): Д-т 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» К-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». При таком порядке учета поступления материалов их фактическая себестоимость будет слагаться так: сальдо счета 10 «Материалы» по учетным ценам плюс или минус сальдо счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Аналитический учет по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» ведут по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем отклонений. Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца представляет собой стоимость материалов, находящихся в пути или не вывезенных со склада» поставщиков. Известен вариант учета заготовления материалов без сальдо по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», при котором в конце месяца делается запись без оприходования материалов на складе; Д-т 10 «Материалы» К-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В начале следующего месяца эти суммы сторнируются. Во втором случае (учет ведется только по фактической себестоимости) оприходование материалов, полученных от поставщиков, отражается записью: Д-т 10 «Материалы» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». НДС по оприходованным материалам отражается бухгалтерской проводкой: Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Следует отметить, что материалы, поступающие от поставщиков, приходуются независимо от того, когда они поступили - до или после получения расчетных документов. Стоимость оплаченных материалов, находящихся в пути или не вывезенных со склада поставщика по состоянию на конец месяца, отражается: Д-т 10 «Материалы» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а в текущем учете показывается как дебиторская задолженность поставщика, которая погашается по мере оприходования материалов на склад. При поступлении материалов из других источников могут быть сделаны записи; Д-т 10 «Материалы» К-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Фактический расход материалов в производство и на другие нужды отражается бухгалтерскими записями: Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. К-т 10 «Материалы». Если материалы учитывались на счете 10 «Материалы» по четным ценам, то при передаче их в производство на счета учет затрат списывается отклонение, учитываемое на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При этом дается бухгалтерская проводка: Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» 26 «Общехозяйственные расходы» и др. К-т 60 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Продажа материалов на сторону отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета показывает фактическая себестоимость проданных ценностей, расходы, вязанные с продажей ценностей, НДС, полученный в составе выручки от продажи. По кредиту счета отражается выручка, полученная за проданное имущество. Операции по продаже материалов отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом. На сумму выручки от продажи материалов в зависимости от принятого в организации метода учета продажи делают запись: Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» Сумма НДС, полученная в составе выручки, отражается: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС». Списывается фактическая (балансовая) стоимость проданных материалов: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» К-т 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам).
На разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью по учетным ценам (если учет в организации ведется по учетным ценам) делается запись; Д-т 91 «Прочие доходы и расходы». Субсчет «Прочие расходы» К-т 16 «Отклонение в стоимости материалов». Суммы расходов, связанных с продажей материалов, отражаются: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Финансовый результат от продажи материалов определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем сопоставления оборота дебета субсчета 91-2 и оборота кредита субсчета 91-1. Если оборот дебета будет больше оборота кредита, то это убыток, и он списывается, в отчетном периоде на финансовые результаты, что отражается записью: Д-т 99 «Прибыли и убытки» К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов». Если оборот кредита больше оборота дебета, то это прибыль, на сумму которой делается запись: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов». К-т 99 «Прибыли и убытки». Для обеспечения сохранности материальных ценностей в организации не реже одного раза в год проводится инвентаризация. Излишки материалов, выявленные в ходе инвентаризации, приходуются на счет 10 «Материалы», а соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. При этом делается запись: Д-т10 «Материалы» К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы». Недостачи материальных ценностей списываются на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по фактической себестоимости, а по частично испорченным материалам - в сумме определившихся потерь. На сумму недостач и порчи ценностей составляется бухгалтерская проводка; Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К-т 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам). Списание недостач отражается записями: · в пределах норм естественной убыли - на счета издержек производства или обращения – Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и др. К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; · при хищении, а также сверх норм естественной убыли, когда установлены конкретные виновники, - Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 3 «Расчеты по возмещению материального ущерба» К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; · сверх норм естественной убыли, а также при хищении, когда конкретные виновники не установлены, или при отказе ссуда во взыскании вследствие необоснованности исков – Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
|