Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Итоговая государственная аттестация
Итоговая государственная аттестация выпускников филологического факультета ВГУ включает в себя два вида испытаний: - защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы по русскому языку или литературе; - государственный экзамен по русской литературе или русскому языку. Государственный экзамен по литературе (для выпускников, защищающих квалификационную работу по лингвистике) состоит из ответов на вопросы по истории и теории русской литературы. Выпускник, отвечающий на вопросы билета, должен продемонстрировать следующие умения и навыки: - понимание закономерностей развития русской литературы Х-ХХ веков, знакомство с современным литературным процессом, литературной критикой разных этапов ее развития; - уверенное владение фактическим материалом, умение самостоятельно оценивать литературное произведение, учитывая теоретический и историко-литературный потенциал современной науки; - знакомство с работами ведущих ученых-филологов, концепциями литературоведческих школ, оказавших заметное влияние на развитие отечественного литературоведения; - целесообразное использование различных методов литературоведческого анализа; - умение доказательно, литературоведчески грамотно излагать свою позицию, вести научную полемику; - навыки использования изученного материала в практике школьного и вузовского преподавания; - навыки грамотного использования научной, справочной и методической литературы на родном и иностранных языках; - владение методикой реферирования исследовательских текстов.
В 2015 году выпускникам предлагаются следующие вопросы по литературоведению: 1. Основные этапы развития древнерусской литературы. 2. Русская литература XVIII века: от классицизма к сентиментализму. 3. Творчество А. С. Пушкина в русском литературном контексте первой трети XIX века. 4. Творческий путь Н. В. Гоголя. 5. Направления развития русской лирики XIX века: М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев. 6. Русский роман в послеромантическую эпоху: И. С. Тургенев, И. А. Гончаров. 7. Эстетическая и идеологическая борьба в русской литературе и культуре 1850 – 1860-х годов. 8. Поэтика Ф. М. Достоевского. 9. Л. Н. Толстой как художник и как мыслитель. 10. Драматургия А. П. Чехова. 11. Россия и русский путь в понимании А. А. Блока. 12. Герой и мировидение акмеистов: Н. С. Гумилев и О. Э. Мандельштам. 13. Проблема героя в русскоязычных романах В. В. Набокова. 14. Реализм в литературе начала ХХ века. И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький 15. Герой и война в поэмах А. Т. Твардовского «Василий Теркин» и «Дом у дороги» 16. Концепция войны в «панорамном» романе и «окопной» прозе1960-1970-х гг. 17. «Отцы» и «дети» в деревенской прозе 1970-х гг. 18. Поэзия второй половины ХХ века. Особенности развития. 19. Мировидение героя прозы «сорокалетних». 20. Постмодернистский дискурс современной русской литературы. 21. Значение античной литературы для последующих эпох. 22. Конфликты и знаковые образы древнегреческой трагедии. 23. Источники и составные части средневековой европейской литературы. 24. Идеи эпохи Возрождения и их отражение в литературе. 25. Идеи эпохи Просвещения и их отражение в литературе. 26. Литературные школы немецкого романтизма, их идеи и представители. 27. Замысел и значение «Человеческой комедии» О. Бальзака. 28. Характерные черты западноевропейской модернистской литературы. 29. Западноевропейская антифашистская литература, её представители. 30. Характерные черты западноевропейской постмодернистской литературы.
Государственный экзамен по лингвистике (для выпускников, защищающих квалификационную работу по литературе) предполагает традиционную форму устного ответа на следующие вопросы: 1. История редуцированных звуков в русском языке. 2. Действие закона открытого слога и его последствия в русском языке. 3. Позиционные чередования согласных в историческом освещении. 4. Изменение падежных и предложно-падежных форм в истории русского языка. 5. Глагол. Основные грамматические категории глагола. Временные формы глаголов в историческом освещении. 6. Местоименные слова в системе частей речи. История местоименных слов в русском языке. 7. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных. Склонение существительных в древнерусском языке и его изменение. 8. Классификация согласных в современном русском языке и в историческом освещении. 9. Классификация гласных в современном русском языке и в историческом освещении. 10. Этапы развития русского языка. 11. Имя прилагательное. Род, число и падеж прилагательных. Краткие и полные формы прилагательных и их историческое развитие. 12. Причастие в современном русском и древнерусском языках. 13. Русская лексикография. Типы словарей. 14. Словообразовательный и этимологический анализ слова. 15. Наклонение глагола в современном русском языке. Исторические изменения в категории наклонения. 16. Предложение и его признаки. Принципы классификации предложений. 17. Основные типы сложных предложений. 18. Сложноподчинённые предложения. Принципы их классификации. 19. Текст и его организация. 20. Понятие языковой нормы. Изменение норм русского языка. 21. Понятие о функциональном стиле. Характеристика основных функциональных стилей современного русского языка. 22. Стилистические ресурсы лексики и фразеологии. 23. Предмет и проблемы общего языкознания как науки. Применение достижений языкознания. 24. Аспекты изучения языковой деятельности (язык-речь-текст). 25. Понятие системы языка. Общие принципы системной организации языка. 26. Модели системы языка в современной лингвистике 27. Язык как общественное явление. Роль социальных факторов в функционировании языка. 28. Внешние причины и внутренние законы развития языка. 29. Слово как языковой знак. Принцип асимметрии языкового знака. Типология языковых знаков. 30. Слово как единица лексической подсистемы языка. Проблема значения слова. Выпускник, отвечающий на вопросы билета государственного экзамена, должен продемонстрировать следующие умения и навыки: 1) знать основные положения и концепции в области теории и истории русского языка, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, иметь представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии; 2) четко понимать системный характер языковых единиц; 3) уметь квалифицированно анализировать языковые факты в соответствии с современными лингвистическими представлениями; 4) владеть основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации. Билет государственного экзамена по лингвистике включает, помимо вопросов теоретического характера, практическое задание, включающие различные типы разборов.
Выпускная квалификационная работа является итогом специализации выпускника за весь период обучения по дисциплинам литературоведческого или лингвистического цикла, суммирует результаты индивидуальных занятий студента под руководством научного руководителя по избранной теме. Квалификационная работа выпускника филологического факультета по литературе и лингвистике должна продемонстрировать следующие умения и навыки выпускника: - знакомство с современным состоянием гуманитарных наук (история, социология, философия, право, культурология), умение использовать результаты этих наук в своей профессиональной деятельности; - умение творчески применять основные методы лингвистического и литературоведческого анализа; - целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, в социальной среде и владеть ими на уровне, необходимом для решения профессиональных задач; - умение выявлять и описывать закономерности развития литературного процесса, оценивать идейно-эстетическое значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений писателя в целом; - умение пользоваться научной, справочной, методической литературой на родном и иностранных языках; - знакомство с современными методами компьютерной обработки научного материала, новыми информационными технологиями; - навыки работы преподавателя русского языка и русской литературы в учебных заведениях гуманитарного профиля, в том числе и в вузе, понимание сущности и социальной значимости своей профессии в целостной системе образования. Объем дипломного сочинения – 60-80 страниц. Структура дипломной работы: – Титульный лист; – Оглавление (Содержание); – Введение; – Основная часть (2-3 главы); – Заключение; – Список использованной литературы (не менее 50 наименований). Во Введении дается обзор научно-критической литературы по проблеме, характеризуется тема, определяются актуальность, теоретическая и литературоведческая основа, цели, задачи, материал, объект, предмет, методы исследования, описывается его структура. В первой главе обычно даются реферативный обзор и критическое изложение вопроса, анализ теоретических предпосылок исследования выбранной темы. В зависимости от характера работы обзор может быть развернутым или кратким, построенным на основе хронологического или проблемного принципов, либо их комбинации. В первом случае в обзоре раскрываются основные этапы развития темы, истории ее разработки; во втором — выявляются и описываются основные проблемы, связанные с темой, основные точки зрения, важнейшие подходы к решению темы на современном этапе ее разработки. При изложении этой части работы нужно избегать простой компиляции чужих мыслей; необходимо осмыслять прочитанное, излагать его через призму собственной точки зрения, делать ссылки на тех авторов, чьи определения заимствуются. Следует показать собственное отношение к сложившимся научным концепциям. Вторая и, если необходимо, третья главы носят исследовательский характер. Они посвящены непосредственному практическому анализу исследуемого художественного материала. В Заключении подводятся итоги исследования, делаются основные выводы по содержанию работы.
|