Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение силы сжатия дисков
Диски (маховик, ведомый, нажимной) должны быть сжаты силой Рн для создания между ними момента трения М сц. Этот момент должен превышать максимальный момент двигателя, чтобы избежать пробуксовки дисков. В то же время величина момента трения М сц должна быть ограничена с целью предотвращения перегрузки трансмиссии. При чрезмерном росте закручивающего момента в трансмиссии (например, экстренное торможение без отсоединения двигателя от трансмиссии) диски в сцеплении должны пробуксовать, предотвращая перегрузку. Таким образом, момент трения между дисками М сц превышает максимальный крутящий момент двигателя Мe max на величину определяемую коэффициентом запаса сцепления β = М сц/ Мe max. β = 1, 2…1, 25 – для легковых автомобилей; β = 1, 5…1, 8 – для грузовых автомобилей и автобусов; β = 2, 0…2, 5 – для автомобилей повышенной проходимости. Сила нажатия пружин на диски (сила сжатия дисков) Рн рассчитывается по формуле: , (37) где Мe max – берется из тягового расчета курсового проекта, Н·м, μ – коэффициент трения между накладками ведомого диска и ведущими дисками ≈ 0, 3; z – число пар трения в сцеплении (у однодискового – 2, у двухдискового – 4); Rср – средний радиус фрикционной накладки, м: . (38) Рассчитанная по формуле (37) сила Рн обеспечит необходимый момент трения между дисками, однако, эта же сила может при малой площади накладки создать высокое давление и выдавить из накладок смолу, которая склеит диски. Кроме того, малая площадь накладок во время трогания автомобиля с места приведет к высокой удельной работе буксования на поверхности накладок и вызовет в итоге их повышенный износ. Чтобы избежать указанных выше недостатков, после расчета силы Рн производятся проверочные расчеты по давлению и удельной работе буксования. Максимальное рабочее давление на поверхность накладки q определяется по формуле: , (39) где Sн – фактическая рабочая площадь одной накладки с учетом отверстий под заклепки, м2: ; (40) [ q ] – предельно допускаемое давление, 0, 2…0, 25 МПа. Если расчетное давление превышает допускаемое, необходимо увеличивать площадь накладки Sн, в первую очередь, уменьшая внутренний диаметр накладки. Удельная работа буксования (МДж/м2): (41) где ∑ Sн – суммарная (с обеих сторон ведомых дисков) площадь рабочих поверхностей накладок, м2; [ Ауд ] – предельно допускаемая удельная работа буксования (см. Таблицу 5); А – полная работа буксования сцепления при трогании автомобиля с места, МДж: , (42) где Me max – максимальный момент двигателя (см. тяговый расчет и Рис. 2), Нм; ω н – угловая скорость коленчатого вала начала трогания с места, рад/с, определяется для бензиновых двигателей по формуле: , для дизельных - . В формулах ω М и ω N – угловые скорости коленчатого вала при максимальном моменте двигателя, и максимальной мощности (см. тяговый расчет) соответственно, рад/с; в – коэффициент, равный: 1, 23 – для бензиновых, 0, 72 – дизельных двигателей; Jа - момент инерции автомобиля, приведенный к ведущему валу коробки передач, кг·м2 (определяется применительно к первой передаче для легковых автомобилей и ко второй – для грузовых): , (43) где mа – полная масса автомобиля, кг; rк – радиус качения колеса (см. п. 7, стр. 9), м; δ – коэффициент учета вращающихся масс ≈ 1, 05; iк, iрк, i 0 – передаточные числа коробки передач, раздаточной коробки, главной передачи соответственно; Mс – момент сопротивления движению при трогании автомобиля с места, приведенный к ведущему валу коробки передач, Нм: , (44) где g – ускорение свободного падения 9, 81м/с2; f – коэффициент сопротивления качению по горизонтальному асфальту, 0, 015; η – КПД трансмиссии (см. п. 8, стр. 9).
Таблица 5
|