Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Культура как система ценностей и норм
Культура как социальное явление. Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Культурные парадигмы. Способы организации общества и типы культур. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника. Специфика отдельных культур. Функции культуры. Типы культур. Понятие культурного развития и культурной деградации. Социальная культура и культура социальной жизни. Культура социальной организации, социального управления, социальной деятельности, социального образования и воспитания. Выделение нормативной культуры. Типология социальных норм. Субкультуры и контркультуры. Распространение культуры. Усвоение культурных норм и замена устаревших. Причины и особенности кризисного развития современной культуры.
Самопроверка: 1. Что изучает социология культуры? 2. Что такое культура? Что данное понятие в себя включает? 3. Основные виды и формы культуры? 4. Чем отличаются субкультура и контркультура? Семинарское занятие № 5: 1. Охарактеризовать основные виды и формы культуры современного российского общества. 2. Составить культурные нормы, для какой- либо субкультуры. 3. Дать основные характеристики (показатели) деградации общества. 4. Хрестоматийное задание: Что такое социология культуры? Социология культуры - одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно " социологии культуры" и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Понятие культуры в системе социологического знания Культура очень сложное и многогранное понятие. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание». Изначально под словом культура подразумевалось возделывание земли.
Культура как противоположность биологическому. Антропологи используют это понятие в качестве собирательного, обозначающего символические, небиологические аспекты человеческого общества. Это то, чему можно «научить»: язык, обычаи и весь комплекс условностей, которые позволяют отличать человеческое поведение от поведения других приматов. В этом контексте предполагается, что человеческое поведение имеет не генетическую, не биологическую, а культурную обусловленность. Культура как противоположность природы. (Данный подход был сформирован еще в древнеримской империи и долгое время господствовал в средние века, сохранившись до наших дней). В англо-французской интеллектуальной традиции понятие «культура» часто использовалось в качестве синонима «цивилизации»: культура противопоставлялась варварству и дикому, природному состоянию. Однако в рамках немецкой социальной мысли культура представлялась иначе - как совокупность всего самого лучшего в человеческом мире, средоточие художественных достижений и совершенства, тогда как цивилизация рассматривалась в качестве процесса материального развития, порождающего городское массовое общество и подрывающего, таким образом, индивидуальную духовность 3. Культура как противоположность структуре. С точки зрения некоторых социологов, общество состоит из ряда социальных институтов, образующих социальную структуру, и культуры. Последняя обладает «цементирующим» воздействием, которое позволяет сохранить структуру общества. Такое различие проводил, в частности, Парсонс, полагавший, что культура обеспечивает интеграцию и целеполагание (постановку целей перед социальной системой) Культурное как противоположность материального. Для многих марксистов - это сфера убеждений, идей и практик, форма которых определяется экономической структурой или испытывает серьезное воздействие с ее стороны. В этом смысле понятие культуры имеет то же значение, что и понятие идеология. Культура как образ жизни. Социальные группы могут отличаться друг от друга установками, убеждениями, языком, одеждой, манерами, вкусами относительно пищи, музыки, интерьера и множества других черт, составляющих образ жизни. Подобная дифференциация может иметь место на разных уровнях. Часто утверждается, что современным обществам свойственна постоянно возрастающая культурная фрагментация. В этих условиях все менее очевидным становиться ответ на вопрос о том, обладает ли современное общество общей культурой. Культура высокая и культура популярная. Когда говорят о «высокой культуре», социологический смысл этого понятия сближается с обиходным понятием. Под культурой в данном случае понимается социальная практика, имеющая художественный (в самом широком своем значении) характер, не зависимо от того, касается ли это музыкальных или литературных вкусов, в области моды или телевидения. Социологическое исследование культуры в этом смысле сосредоточивается на различиях между высокой и популярной культурой или на способах производства, передачи и получения культуры. Задания:
1. Провести дискуссию на тему многообразия культур и взглядов на нее. 2. Вывести многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Культура как социальная реальность. 3. Отобразить основные компоненты культуры: ценности, верования, обычаи, нормы, язык и техника; их роль в жизнедеятельности общества и человека, а также в развитии остальных аспектов культуры - искусства, науки, философии, политики, образования и т.д. 4. Культура как ценностно-нормативная система. Механизмы ее функционирования. 5. Функции культурных ценностей: утилитарная, эстетическая, информационная, символическая, их место и значение в социально-историческом развитии личности и общества. Литература
Тестовые задания для проверки знаний студентов по теме «Социология культуры»
1. Первоосновой культуры является: а) наследственность; б) социализация; в) язык.
2. Взаимодействие, взаимовлияние различных культур исследовали: а) М. Вебер, Н. Данилевский; б) Э. Дюркгейм, О. Шпенглер; в) А. Тойнби. Н. Данилевский, О. Шпенглер.
3. Что такое контркультура: а) культурный образец, который выделяет некоторые сегменты общества; б) культурный образец, который выделяет элиту общества; в) культурный образец, который противостоит образцам, принятым в обществе.
|