Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Социализация личности
Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции. Парадигмы “социального поведения” (Ф. Бегесс, Д. Хаманс, П. Блау). Формирование личности. Определение и структура личности. Социальные типы личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Деятельность и социальное действие личности. Социальная среда, активность и социализация личности. Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии. Формы социализации. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы. Менталитет россиянина. Социологические концепции личности. Десоциализация и ресоциализация. Отклоняющееся и преступное поведение. Теории, объясняющие причины отклонений: теории физических типов (В. Шелдон, Ч. Ломброзо), психоаналитические теории, социологические (или культурные) теории, понятие аномии у Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России. Проблема коррупции в российском обществе. Самопроверка: 1. Понятие социализации? 2. Основные этапы и формы социализации? 3. О чем статусно - ролевая концепция личности? Какое место она занимает в социологии? 4. Статусы и роли личности? 5. Основные типы личности? 6. Теории ученых, занимавшихся развитием и формированием личности? 7. Что такое девиантность? Основные примеры девиантного поведения человека? 8. Основные факторы в обществе, влияющие на формирование и деградацию личности?
Семинарское задание № 6: 1. Привести примеры ресоциализации и десоциализации личности. 2. Охарактеризовать теории З.Фрейда и К.Г.Юнга по структуре личности. Выявить различия и схожесть. 3. Конспект на тему «Социализация». Основные факторы и элементы социализации. 4. Дать характеристику личным статусам, определить социальную роль для каждого занимаемого статуса. Обосновать ответ. 5. Какие факторы извне и изнутри влияют на формирование девиантного поведения? 6. Назвать особенности российского менталитета. 7. Основные проблемы в обществе, ведущие к преступному поведению и криминалу.
Литература
Тестовые задания для проверки знаний студентов по теме «Социализация»
1. Положение человека в обществе называется: а) социальная роль; б) идентификация; в) социальный статус; г) позиция.
2. Какое изображение предмета дает социальная роль: а) формальное; б) динамическое; в) статическое; г) среднее статистическое.
3. Состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования: а) уровень притязаний; б) потребности; в) ценности; г) мотивация.
4. Потребности по классификации А. Маслоу. Экзистенциальные потребности – это: а) физические потребности; б) физиологические потребности; в) духовные потребности; г) первичные потребности в защите.
5. Что обеспечивают устоявшиеся ценностные ориентации человека: а) внутреннюю сплоченность; б) цельность сознания и действий; в) эмоционально окрашенное состояние индивида; г) быстрое решение поставленных задач.
6. Автором теории социального действия и социального взаимодействия индивидов является: а) Т. Парсонс; б) А. Маслоу; в) М. Вебер; г) Дж. Хоманс.
7. Отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей называется: а) уровень притязаний; б) интерес; в) стимул; г) поведение субъекта.
8. Автором теории социального взаимодействия – Концепции управления впечатлениями- считается: а) К. Маркс; б) Э. Гофман; в) Д. Мид; г) Г. Блумер.
9. Единичный представитель человеческого рода называется: а) личность; б) индивид; в) человек; г) самость. 10. Какие из ниже перечисленных факторов играют наиболее важную роль в процессе социализации: а) окружающая среда; б) социальная коммуникация; в) наследственный фактор; г) процесс полового созревания.
11. Как называется процесс передачи информации, идей, эмоций посредством знаков, символов и т.д.: а) воспитание; б) социальная коммуникация; в) социальное программирование; г) социальная стратификация. 12.Как называется общая тенденция испытывать напряжение, скованность и неловкость в общественных ситуациях: а) подавленность; б) застенчивость; в) демонстрация; г) стыдливость. 13. Кто является автором теории «Зеркального Я» а) Э. Гофман; б) Ч. Х. Кули; в) З. Фрейд г) Г. Спенсер.
|