Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Знаем, то мы, естественно, соскальзываем на те стороны, которые больше известны






знаем, то мы, естественно, соскальзываем на те стороны, которые больше известны. Например, очень долгое время изложение темы «Мышление» в психологии проводилось в терминах логики, только немного популярней и подпорченное психологической терминологией. Значит, не было психологии, а была логика, и вполне осязаемая, а психология мышления — это не то. Ее еще нужно найти. И так на любом участке, где работал психолог, он всегда соскальзывал на более ясные и более определенные предметы смежной науки, которая тоже, со своей стороны, занимается этой реальной вещью. Так что теперь нам становятся понятными неудачи старых определений предмета психологии. Они не выделяли ту специфическую сторону, которую составляет предмет психологии, а указывали на предмет в целом (реальный многосторонний предмет, в котором наша сторона оставалась неизвестной). Вот причины такого положения вещей.

Теперь вопрос о том, что же нам делать? Конечно, можно сделать то, что большей частью и делается, — начать рассказывать о фактах, касающихся отдельных областей, многие из них важны. Но фактов много, а логики в них нет. Их было бы интересно слушать каждый раз в отдельности, но это было бы мало поучительным. Надо выходить из этого положения. Постараемся это сделать на свой страх и риск.

Общее учение о психике в диалектическом материализме я вам излагать не буду, потому что об этом вы можете прочесть в каждом учебнике диамата. Я сразу подойду к тому, что составляет бесспорную основу психической жизни. Это было подчеркнуто В. И. Лениным в связи с важнейшим теоретическим вопросом — вопросом об истинности познания. У В. И. Ленина есть указание на то, что характерной отличительной чертой психики является субъективный образ объективного мира.

Очень часто нам делается такое возражение: а почему вы начинаете с образа? Разве психическая жизнь исчерпывается образом? Между прочим, было время, когда психическую жизнь рассматривали как конгломерат образов. Мы можем с этим не согласиться. Да, действительно, помимо образов есть такие фундаментальные психологические образования, как потребности с их субъективным отражением, как чувства, воспоминания и т. д. Почему мы берем образ? Образ всегда должен быть дифференцированным, потому что это образ чего-то. Это что-то нужно как-то выделить из другого. А по-

I


в

• требность — это такое образование, которое даже у высокоорганизованных людей не очень расчленено, скорее оно диффузное. Первичным психологическим образом можно считать переживание по-1 требности (если взять за критерий меру дифференцированности). t Но это же произвольный критерий. Ну хорошо, скажем, у вас перво- I начально появляется потребность как побуждение иметь что-то не-I достающее. Но если бы не было при этом образа того мира, в кото-I ром нужно действовать и искать это недостающее, то это была бы I еще не потребность, а просто излишнее образование. Значит, исхо-I дя из биологической, жизненной точки зрения, можно сказать, что I если что-то возникает, в том числе и в психической жизни, то оно - для чего-то нужно. Потребность, которая была раньше, до образа, была бы ненужным образованием. Она должна толкать к чему-то. А здесь она есть сама по себе, а поле, в котором нужно действовать, к действию в котором она должна подталкивать, психологически не возникает. Зачем тогда нам нужна потребность? То же самое можно сказать и в отношении чувств.

Конечно, образ не единственное фундаментальное образование в психической жизни. Но образ есть такое начало психики, без которого все остальные компоненты психической жизни теряют свой смысл. Они оказываются бесфункциональными. Поэтому для начала решения нашей задачи можно принять наличие образа как фундаментального явления психической жизни, субъективного образа объективного мира. Что касается понятия субъективности, то она толкуется двояко: в буржуазной философии субъективное означает что-то замкнутое пределами сознания, только мною переживаемое и больше никому не доступное, а в диалектическом материализме субъективное означает только носящее на себе печать возможностей и ограниченности субъекта.

Теперь поставим вопрос: «Зачем нам нужен образ?» Для ответа сначала надо рассмотреть некоторые свойства образа. Чтобы это сделать, проведем очень важное различие между содержанием образа и самим образом. Содержание образа — это то, что в нем открывается. Это могут быть материальные вещи окружающей среды, представления космического порядка, математические формулы и т. д Но это объекты, которые открываются в образе благодаря его наличию Образ — это не какая-нибудь вещь, а явление объекта в субъекте. Появление образа означает, что перед субъектом


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал