Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Состав объекта, ни способы добывания и потребления этого объекта






состав объекта, ни способы добывания и потребления этого объекта. А у животных дело именно так и обстоит: потребность связана с дополнительной инстанцией, которая и предопределяет форму отношения к внешней среде. Значит, одним из важнейших достижений процесса антропогенеза (о чем, к сожалению, очень часто не упоминается) является освобождение от инстинктовразрушение инстинктивного отношения к среде.

Второй вопрос заключается в выяснении того, почему не образуются новые инстинкты. Ну, скажем, врожденные, биологические инстинкты недостаточны для человека, мешают человеческой форме жизни. А почему не образуются собственно человеческие инстинкты? Ведь в условиях, в которых существовало первобытное человечество, давно бы сложились разные виды и формы инстинктов. Инстинкты образуются относительно легко, и за то время, которое существует человечество, могли сложиться новые типы. Почему они не складываются сообразно общей системе отношений? А потому, что у человека нет постоянного отношения к среде. И, между прочим, на ранних уровнях развития человечества это было еще более ярко выражено, чем в наше время. Потому что функции человека в первобытном обществе систематически менялись, как раньше говорили, «в связи с возрастом». Но возраст здесь является лишь внешней характеристикой того, что имеется в виду на самом деле. Поэтому будет интересно познакомиться с тем, что кроется за так называемым возрастным разделением труда в первобытном обществе.

Есть некое знаменитое установление во всех первобытных обществах. Это так называемый обряд инициации, т е обряд посвящения мальчика во взрослого мужчину Это происходило в 12-14 лет и связано с очень длительными и трудными испытаниями. Мальчика, который претендует на звание мужчины, проверяют на выносливость к голоду, жажде, боли. Его связывают, наносят ему довольно мучительные ранения и смотрят на его реакцию. Если он дрогнет, то считается не выдержавшим испытание. Имеются интересные сведения, что в первобытных обществах есть старики, которые считаются невырос-шими и всю жизнь пребывают в женском сообществе. Это именно те, которые не сумели выдержать испытания «на взрослого мужчину».

Другой интересный вопрос кто такие старейшины? Это в основном, конечно, пожилые люди. Но сплошь и рядом среди старейшин попадаются люди в возрасте 25-30 лет, которые, однако, счи-

ГЕП


ш

таются уже старыми. Старыми по опыту, по умению разбираться в обстоятельствах, по способности находить правильные решения. Итак, возраст, как правило, говорит о готовности выполнять определенные общественные функции. Но когда мальчика, выдержавшего все испытания, называют взрослым, то это вовсе не значит, что ему разрешено все, что и взрослым. Это вовсе не так. Он может лишь участвовать в охоте, но не больше того. Он, скажем, не входит в группу женатых мужчин, потому что женатые люди имеют особый опыт в жизни. Следующая ступень — ато люди, имеющие детей. Ведь тот, у кого нет детей, не может понять многих обстоятельств, связанных с рождением и воспитанием детей. Кажется, что общественный статус определяется по внешним признакам, но на самом деле он зависит от опыта и умения решать сложные вопросы. С этим связаны и права людей, и их отношение к вещам. Так, юноши, которые уже признаны охотниками, теперь не только могут, но и должны охотиться. Однако распределять добычу они еще не имеют права, потому что не знают, как это правильно делать. И потому распределяют добычу старейшины, а молодым достаются обычно не лучшие куски. Значит, все зависит не от желания человека, а от его положения в племени. Отношение человека к окружающей среде меняется по мере возрастания его жизненного опыта и способности решать всё более сложные задачи. В связи с этим меняются и его права на долю общественного дохода, и его отношение к окружающему миру Вот почему у человека не могут сложиться никакие постоянные инстинктивные отношения

Итак, первой внутренней чертой процесса антропогенеза является освобождение от инстинктивных отношений к естественной среде. Второе связано с тем, что новая, человеческая, форма жизни заключается в общественной организации. Внутри новых отношений — отношений простой кооперации впервые становится возможным систематическое использование, а потом и изготовление орудий труда. А совместная организация деятельности по добыванию средств существования и защите от врагов ведет к развитию языка, что вызывается необходимостью сообщения чего-то друг другу Речь надо отличать от животных сигналов У животных тоже есть сигнализация, которая вырабатывается биологически, но не индивидуально Это именно сигнализация, которая вызывает у них непосредственную биологическую реакцию — бегство или, наоборот,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал