Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Сохранять и восстанавливать следы перенесенных воздействий






сохранять и восстанавливать следы перенесенных воздействий. Но оказывается, при такой форме памяти не выделяется самостоятельная форма человеческой и вообще психической деятельности. Память в таком виде участвует во всех других формах человеческой памяти, потому что восприятия каждого текущего момента связаны с тем, что получаемое впечатление перерабатывается на основе прошлого опыта. Значит, в окончательном оформлении восприятия участвует прошлый опыт, т. е. память. В таком виде память участвует и присутствует у животных. Но она же не выступает тогда как память. Она выступает как один из механизмов оформления восприятия. Таким же образом участвует она и у человека, скажем, и в функции воображения, и в функции мышления. И вообще нельзя себе представить никакой другой формы человеческой деятельности без участия памяти в первобытном ее виде, в котором она и не выделяется как память, а просто присутствует как след прошлого опыта в какой-нибудь актуальной психической деятельности. А вот вся память как самостоятельная форма психической деятельности, память как воспроизведение образа того, что было в прошлом, в более или менее точной локализации, отнесении к прошлому — вот в таком виде память выступает только в человеческом обществе. Память рождается сначала из отношений к будущему, а вовсе не из отношений к прошлому. И ради этого отношения к будущему она рождается в такой форме, в какой она вообще не является воспроизведением следов прошлого, т. е. вначале фантастические картины прошлого придумываются для того, чтобы по образцу этого мнимого прошлого определенным образом вести себя в будущем. Когда память впервые выделяется как самостоятельная форма психической деятельности, то меньше всего думают о том, было ли это на самом деле. Это вовсе не восстановление следов прошлого. А создаваемые в первобытном обществе мифические сказания якобы о прошлом обычно не имеют ничего общего с прошлым, но выполняют свою роль образца для будущего. Это что касается памяти, т. е. такой функции, которую мы привыкли рассматривать чуть ли не как прямое отражение физиологических способностей мозга. А на самом деле она выступает в качестве самостоятельной формы психической деятельности.

В общем, и чувства тоже рассматривают как первоначальную реакцию общей реакции организма на какие-то обстоятельства На

ГСП


ш

самом деле человеческие чувства рождаются из особого источника — источника защиты своего общественного положения, потому что общественное положение является самым решающим условием удовлетворения всех других потребностей и само по себе имеет такое значение для каждого члена общества, что ему приносятся в жертву и другие, казалось бы, более важные органические потребности. Все это у животных не существует. Разговоры же относительно того, что в животных стадах имеются определенные отношения между индивидами, сводятся к соотношению господства и подчинения, причем довольно простого, физического. Это, конечно, не общественные отношения, потому что в общественных отношениях речь идет о положении в системе организации общественного труда и соответственно этому положению распределяются обязанности и права на что-то. Причем права не только личные, но и любого, кто занимает это общественное положение. Это возникает только в системе общественных отношений, потому что человеческие чувства имеют совершенно другой источник.

Точно так же все другие функции рождаются из задач, которые возникают только в общественной жизни, хотя бы и относились к вещам. Это служит иллюзией того, что у нас называют фетишизмом, т. е. когда вещам, предметам приписывают такие свойства, которые они получают в системе общественных отношений. Этот своеобразный фетишизм — т.е. приписывание вещам того, что на самом деле принадлежит им только в системе общественных отношений — вскрывает подлинную природу вещей. Возникают задачи, характерные для условий общественной жизни, и средства, которые общество предлагает для решения этих задач Из этого соотношения и рождаются разные формы психической деятельности, а вовсе не из того, что животные формы психики разделяются и каждая часть приобретает относительную самостоятельность. Это важно подчеркнуть, потому что человеческая психика во всех ее характерных составных частях представляет образование, имеющее корни не в прежней, животной психике, а в новых условиях существования. От прежнего животного развития мы получаем только общие возможности

Вообще, у нас мало внимания уделяется тому обстоятельству, что условные связи подчиняются внешним условиям. Значит, организм, у которого возникла возможность образования условных


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал