Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
П. Я. Гальперин лекции по психологии. Восстановления прошлого в качестве образца для предстоящей деятельности, для планирования настоящих действий
восстановления прошлого в качестве образца для предстоящей деятельности, для планирования настоящих действий. Выделяется функция воображения, сначала в простом виде, в виде построения того, что должно быть сделано в производстве орудий. Правда, есть образец, но его нужно удерживать в уме. Отсюда дальше возникают вообще все формы построения планов, объектов, которые выполняются предварительно перед тем, как их сделать на самом деле. Между прочим, этому способствуют и так называемые магические обряды. В переходный период от неандертальцев к кроманьонцам возникает первобытное искусство. Есть много данных о том, что оно служило вначале целям подготовки к реальным охотничьим и всяким другим операциям, т. е. первобытные художники изображали животных, и потом над этими животными выполнялись те охотничьи операции, которые предстояло через несколько дней выполнить на самом деле. Так искусство служило подготовке к реальной жизни и было частью магических обрядов. А реальная роль магических обрядов (другое дело, как они осмысливались) заключалась в том, что они были подготовкой к реальной деятельности. Они мобили-зовывали и людей на предстоящую деятельность. И воображение таким образом выделялось как особая задача — задача представить себе будущую охоту и подготовиться к ней на основании этого представления. Дальше начинается мышление, которое принимает особую форму — форму обмена мнениями с другими людьми. Еще древние греки заметили, что человеческое мышление — это спор, перенесенный в план собственного сознания, спор с представляемым противником, спор с какой-то другой стороной Причем эта другая сторона вначале мыслится вполне конкретно, потом она становится точкой зрения, и в таком виде она и существует в наше время Значит, вы начинаете обсуждать вопрос не только со своей точки зрения, но и учитывая мнение других людей. Обсуждая эти разные точки зрения на один и тот же вопрос, вы приходите к более правильному заключению Вот это и есть специфически человеческое мышление, т. е. обсуждение одного и того же предмета с разных точек зрения. Очень важно, что это обссуждение касается не просто реальных вещей и понятий о них или знаков этих понятий, что открывает для мышления новые возможности и чего нет у животных Возьмем человеческие потребности Конечно, голод есть голод, но голод, кото- гаи рый удовлетворяется сырым мясом, с помощью зубов и когтей, — это не тот голод, который мы удовлетворяем приготовленной на кухне пищей, пользуясь столовыми приборами. У человека даже предметы потребления зависят от общественных представлений о том, что вкусно или невкусно, что хорошо или плохо, что является деликатесом или наоборот. Очень интересны заметки путешественников на эту тему. Во второй половине XIX века русские путешественники описывали свои походы в Монголию и рассказывали, как их там угощали. Их угощали такими деликатесами, о которых даже сказать неприлично. Они говорят, что ели это с отвращением, но отказаться было неучтиво. Так что человеческие потребности так зависят от условий воспитания, что становятся другими не по своему органическому началу, а просто в силу условных связей, которыми они обрастают. А ведь когда сложились условные связи, то это страшная вещь. Это хорошо знают врачи, которым приходится бороться с патологическими условными рефлексами. Очень интересно, что происходит с чувствами. Многие считают, что чувства берут свои начала от каких-то физиологических проявлений. Позже мы будем об этом говорить подробнее. Но дело тут вот в чем. У человека чувства определяются тем положением, которое он занимает в общественной системе, начиная от отношения к родителям, товарищам и т. д. Этого нет у животных. Некоторые говорят, что в стаде животных тоже есть своя иерархия Но иерархия определяется силой. Кто сильнее, тот и главней Там простые отношения А в человеческом обществе отношения определяются не только физической силой То, что в одном положении кажется вполне приемлемым, в других положениях совершенно неприемлемо, приводит к конфликтам Например, конфликты в подростковом возрасте, когда ребенок защищает свою самостоятельность. Раньше он считал совершенно естественным, если мама спросит его, куда он идет. А если ему 15 лет и мама спрашивает, куда он идет, он уже видит в этом покушение на свое «я». Один такой мальчишка говорил маме, что она не уважает его человеческое достоинство. Он уже, мол, сам себе голова, а его всё спрашивают, куда он идет. Важно не то, что происходит или говорится вокруг тебя, а то, согласен ли ты с этим или, наоборот, отвергаешь И, разумеется, это зависит от положения, которое ты занимаешь в обществе или думаешь, что занимаешь
|