![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пример разучивания песни с привлечением начальных сведений по музыкальной грамоте.
“Осенняя песенка” - слова А. Плещеева, музыка Д. Васильева-Буглая
Порядок разучивания: 1. Перед тем как исполнить песню, учитель находит ее вместе с детьми в сборнике песен. Предлагает им прослушать песню – и одновременно следить за ее изображением в нотах. Даже в том случае, если дети только еще начинают читать, и совсем незнакомы с нотами, это все же будет для них подготовительным упражнением, чтобы следить во время пения за графическим изображением песни. 2. Учитель разъясняет, что главный тон песни — это ее последняя нота. В «Осенней песенке» главный тон, которым заканчивается эта песня, повторяется два раза. Дети повторяют, главный тон, видя его изображение в нотах в конце песни: Названия нот детям пока не сообщаются. 3. Разучивание песни по слуху продолжается обычным порядком. 4. Применяя форму вопрос - ответ, учитель выясняет, что первый звук песни изображен той же нотой на первой линейке, которой песня и оканчивается: Первые сведения по нотной грамоте даются в следующем порядке: 1. пять линеек нотоносц а; 2. первая линейка по счету — это нижняя линейка. Здесь можно предложить детям определить, на которой по счету линейке даны первые две ноты в последней фразе «Осенней песенки»: Можно предложить также определить, на которой по счету линейке записаны последние две ноты в первой фразе этой песенки: Таким образом, дети вначале знакомятся с расположением нот на линейках: первой, второй и третьей, не зная еще названий этих нот, но уже запоминая глазом расположение нот на нотоносце: выше – ниже и одновременно запоминая слухом соответственное звучание этих нот: выше – ниже. Указания, касающиеся певческого исполнения «Осенней песенки», можно распределить следующим образом: 1. В песне четыре музыкальные фразы: 2. Каждая из приведенных выше фраз исполняется на одном дыхании, поэтому перед каждой фразой берется певческий вдох. 3. Характер звучания песни — мягкий, с грустным оттенком, но без слезливости; каждая вокальная фраза исполняется связно (legato), плавно льющимся звуком. 4. Ритмическое движение — очень ровное, неторопливое, на тихом звуке. 5. Слова произносятся четко, но мягко и слитно, в характере минорного напева.
Программное содержание 1 курса 2 семестр Раздел 1: Основы техники дирижирования Тема: Показ вступлений и снятий на различные доли такта в размере 3/4 и 4/4 Знать: · основные правила показа всех вступлений и снятий; · значение показа всех вступлений и снятий при исполнении хоровых произведений. Уметь: · практически владеть жестами « вступление», «снятие»; · дать теоретическое обоснование приемам « вступление» и «снятие». Тема: Двухдольная схема. Размер 2/4. Знать: · характеристику размера 2/4 · схематическое изображение двухдольной схемы · способы работы над двухдольной схемой Уметь: · дирижировать двухдольную схему · давать вступление и снятие с любой доли такта · исполнять хоровые произведения, дошкольный и школьный репертуар в размере 2/4 Тема: Фермата Знать: · определение ферматы · виды фермат · роль ферматы как выразительного средства Уметь: · показать снимаемую фермату в середине произведения · показать снимаемую фермату в конце в конце произведения · показать снимаемую фермату с использованием комбинированного жеста Фермата – (итал. остановка) – знак продления звука (аккорда) или паузы на неопределенное время, подсказанное музыкальным чувством исполнителя, время (тем большее, чем короче длительность; крупные длительности при фермате иногда даже сокращаются). Виды фермат: Неснимаемая (серединная) фермата употребляется в середине музыкальной фразы, обычно подчеркивает кульминацию. Снимаемая (заключительная) фермата употребляется в заключении музыкального построения, создает впечатление большей завершенности, утверждения. Фермата над тактовой чертой (между нотами) воспринимается как своеобразная выразительная пауза. Тема: Исполнение кратковременных подвижных нюансов Знать: · определение понятий «фразировка», «подвижныенюансы» · технику исполнения кратковременныхкрещендо и диминуэндо Уметь: · исполнять дирижерскими жестами кратковременные подвижные нюансы · работать над фразировкой Фразировка — логическое построение музыкального предложения, фразы, периода; выразительное исполнение музыкальных фраз. Обозначается с помощью фразировочных лиг. Динамические оттенки (динамика) – подвижные (крещендо, диминуэндо) и неподвижные (устойчивые, неизменяемые). Нюанс (фр. nuance — оттенок) — оттенки в динамике, темпе, способах звукоизвлечения, характере звучания, усиливающие художественно-эмоциональную выразительность исполнения произведения. Нюансом называется также обозначение характера звучания (например, маэстозо – торжественно, дольче – нежно и т.д.). Нюансировка служит важным средством выразительности, она связана с музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения. Тема: Работа дирижера над хоровой партитурой Знать: · цезура, виды цезур · обозначения звуковедения, темпа, динамики, сокращений в изучаемой партитуре · принципы исполнения хоровой партитуры Уметь: · играть партитуру на фортепиано по «хоровому» · теоретически обосновывать то или иное обозначение в хоровой партитуре · исполнять произведение с учетом партитурных обозначений · петь любой голос с тактированием a cappella Цезура — короткая, не указанная в записи пауза между фразами или разделами музыкального произведения. По своему значению в музыке цезура близка к знакам препинания в речи. Место цезуры, как правило, определяет исполнитель, хотя иногда его указывает и автор, проставляя над нотным станом: знак «галочка» (V), или апостроф «запятая» ('), по окончанию лиги, на фермате между тактами. Приемы звуковедения. В хоровом пении и дирижировании наиболее часто используемые приемы звуковедения – legato, non legato (markato), stakkato. Темповые обозначения. Как сообщал Г.Риман в книге «Катехизис истории музыки», темповые обозначения появились к концу XIXв. Поначалу это были allegro, andante, adagio. Затем к ним присоединились presto, largo и производные — allegretto, andantino, prestissimo. Эти определения относились в большей мере к характеру исполнения (например, allegretto, скорее, указывает на легкость движения, чем на точное определение темпа), что, впрочем, остается и поныне. Некоторые темповые определения отличались друг от друга совсем незначительно. Темп, как форма движения, менялся соответственно смене музыкальных стилей в истории. Таким образом, движение allegro XVIIIв. отличается от скорости allegro XX в. большим спокойствием. Существуют общепринятые темповые разновидности. Они включают группы очень медленных, медленных, умеренных, быстрых и очень быстрых темпов.
Замедление, ускорение: Accelerando (аччелерандо) – ускоряя Allargando (алларгандо) – расширяя A tempo (а темпо) – в прежнем темпе Meno mosso (мэно моссо) – менее подвижно Piu mosso (пиу моссо) – более подвижно Poco a poco (поко а поко) – постепенно Rallentando (раллентандо) – постепенно замедляя Ritardando (ритардандо) – расширяя Ritenuto (ритэнуто) – замедляя Громкость (динамика): Forte (фортэ) – сильно, громко Mezzo forte (меццо фортэ) – не очень громко Fortissimo (фортиссимо) – очень громко Piano (пиано) – тихо Mezzo piano (мэццо пиано) – не очень тихо Pianissimo (пианиссимо) – очень тихо Crescendo (крещендо) – постепенно усиливая Diminuendo (диминуэндо) – постепенно затихая Эмоциональные оттенки: Agitato (аджитато) – возбужденно Animato (анимато) – одушевленно Apassionato (апассионато) – страстно Cantabile (кантабиле) – певуче Con anima (кон анима) – с душой Con brio (кон брио) – живо Con moto (кон мото) – с движением Con fuoco (кон фуоко) – с огнем Dolce (дольче) – нежно, ласково Espressivo (эспрессиво) – выразительно Maestoso (маэстозо) – величественно, торжественно Marcato (маркато) – четко, подчеркивая Morendo (мoрэндо) – замирая Risoluto (ризолюто) – решительно Scherzando (скэрцандо) – шутливо, игриво, с юмором Semplice (сэмпличе) – просто Smorzando (сморцандо) – замирая Tenuto (тэнуто) – выдержанно
Прочие оттенки: Da capo al fino (да капо аль фино) – с начала до слова «конец» Meno (мэно) – менее Molto (мольто) – много, очень много Piu (пиу) – больше Rubato (рубато) – свободно по темпу Non troppo (нон троппо) – не слишком Sempre (сэмпрэ) – постоянно, всегда Simile (симиле) – аналогично, в том же роде Sforzando (сфорцандо) – внезапный акцент на звуке или аккорде Subito (субито) – внезапно, резко Раздел: Подготовка к профессиональной деятельности Тема: Особенности работы над дошкольной песней для детей средней группы детского сада. Знать: · физиологические особенности развития голосового аппарата детей средней группы детского сада. · особенности работы над песней · методы развития вокально-хоровых навыков в работе над песней Уметь: · составить план работы над песней · исполнить песню под собственный аккомпанемент · подобрать песенный репертуар для детей средней группы Тема: Особенности работы над школьной песней для детей 2, 3 класса Знать: · физиологические особенности развития голосового аппарата детей 8-9 лет · особенности работы над песней · методы развития вокально-хоровых навыков Уметь: · составить план работы над песней · выразительно исполнить песню с аккомпанементом · подобрать песенный репертуар для детей 2-го класса Основные итоговые ориентиры для учителя 2 класса: Учащиеся должны знать: · термины: солист, сольное пение, дуэт, трио, хор; · названия женских и мужских голосов, названия хоров и могли различать их по звучанию; · жанры народных песен; хороводные, лирические, календарные; · музыкальные термины и названия: лад (мажорный, минорный), нотный стан, ноты, знаки альтерации (диез, бемоль), тон, полутон, нота с точкой, длительности (целая, половинная, четверть, восьмая); · структуры построения музыкальных произведений: рондо, сюита; Учащимся нужно уметь: · узнавать усвоенные музыкальные произведения, их названия, авторов; · делать разбор музыкального произведения с помощью учителя; · сравнивать характер, темп, регистр двух музыкальных произведений; · выразительно исполнять песни; · оценивать пение свое и одноклассников; · распевать один слог на несколько звуков; · петь мелодии со звуковедением нон легато, стаккато не только в умеренном, но и в подвижном темпе; · выделять сильную долю в трехдольном размере; · импровизировать мелодии в характере персонажей сказок; в жанре марша, песни и танца; ритмическое сопровождение в характере музыки, мелодии на стихотворное двустишие в соответствии с его эмоционально-смысловым содержанием; · тактировать на 2/4, 3/4; выполнять простой ритмический рисунок; · выполнять изобразительные и танцевальные движения; · менять движения с изменением музыки, делать остановку в конце фраз; · исполнять двухголосные песни в диапазоне: до1 —ре2. Выписка из программы «Музыка» II класс Программу для II класса разработали:
|