Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История развития идеи Европейской интеграции
Как правило, рассуждая о концепциях международного отказа от войн, ученые упоминают не только работы философов, ратовавших за объединение всего мира в целом, но и произведения, содержащие в себе предложения о создании союза стран Европы в виду имеющихся предпосылок в виде территориальных, культурных, экономических связей между ними. Однако в рамках данной курсовой работы кажется уместным разделить данные проекты, выделив концепции, посвященные созданию Европейского Союза, в отдельную часть. Первые проекты объединения стран Европы датируются XIV веком, когда французский королевский прокурор Пьер Дюбуа пишет работу «О возвращении Святой земли», посвященную крестовым походам. В этой работе Дюбуа подчеркивает, что для успешной организации нового похода нужно прекратить все войны между католическими правителями стран Европы и объединить эти государства под эгидой «благородной цели», а именно отвоевания «святой земли».[33] Следующей концепцией объединения Европы стала идея короля Богемии Иржи Подебрада, который в 1462 году предлагает свой проект Христианской лиги. Данное объединение, по предложениям Подебрада, должно быть основано на договоре «об утверждении мира между христианами», заключенного между христианскими королями и князьями Европы. В своей работе Подебрад выделял обязательное условие для реализации данной идеи, а именно полный отказ от войн среди европейских государств. Кроме того, в данном проекте впервые появляется идея о создании общеевропейского парламента, где решения должны приниматься через голосование стран-участниц, каждая из которых обладает одним голосом, также как и в проекте В.Ф. Малиновского. Немаловажным этапом на пути формирования идеи Европейской интеграции является создание «Великого», или «Большого» проекта герцога Сюлли – суперинтенданта финансов французского короля Генриха IV, основанного на идее «европейского равновесия». Проект герцога не подразумевал создание объединения стран с целью установления вечного мира, суть данной концепции сводилась к формированию лишь военного и политического союза монархов, образованного в виде христианской республики, «всегда миролюбивой по отношению к христианским государствам и всегда воинствующей по отношению к неверным». «Великий проект» представлял собой подробный план, содержащий как структуру управления союзом (с помощью Союзного совета с 4 представителями от каждой страны-участницы, однако, далеко не на равноправных началах), так и достаточно подробную модель измененного территориального устройства Европы. Кроме того, проект герцога включал и детальное описание вклада каждой страны-участницы в некий фонд общего пользования. С виду «миролюбивый» план герцога Сюлли при ближайшем рассмотрении оказывался весьма жестоким по отношению к тем, кто не признавал власти этого своеобразном конгломерата. Так, например, сам герцог писал: «Если великий герцог Московский или царь России… откажется войти в ассоциацию, после того, как ему будет предложено, он должен быть… лишен его владений в Европе», подчеркивая, что союзный совет, согласно его концепции, имеет полное право на применение силы в случае неисполнения решений, принятых советом.[34] В 1713 году французский аббат Шарль-Ирине де Сен-Пьер предлагает свой план европейской интеграции. В своей работе «Проект установления вечного мира в Европе» Сен-Пьер ратовал за создание союза держав, готовых отказаться от военных действий между собой. Основную причину постоянно разгорающихся войн Сен-Пьер, подобно В.Ф. Малиновскому, видел в противоречии законодательства европейских стран и отсутствии общих принципов. В союзе должен быть создан Совет, состоящий из представителей каждой страны-участницы, и именно этот Совет должен создавать и контролировать непосредственные общие принципы, которых, по мнению автора, так сильно не хватает для успешного отказа от войн, а также регулировать споры внутри союза. В случае нарушения порядка в союзе, проект Сен-Пьера, также как и проект В.Ф. Малиновского, подразумевает санкции: в случае неповиновения союз должен выступить против государства, нарушившего правила, «принудив его к возмещению ущерба, который был причинен, и к уплате всех военных издержек союзников». [35] Интересно отметить, что в целом концепция, описанная В.Ф. Малиновским в произведении «Рассуждение о мире и войне» в целом очень напоминает концепцию Сен-Пьера, как основными способами установления мир (через установление общенародного законодательства), так и непосредственным устройством союза и механизмом его деятельности. Количество проектов, посвященных теме объединения Европейских государств, поражает воображение. Удивительно, почему мысль, развивавшаяся на протяжении такого долго периода времени сумела воплотиться в жизнь лишь в современном мире, несмотря на столь подробные планы и проекты ее реализации. Тем не менее, проводя сравнительный анализ между работами зарубежных авторов и проектом В.Ф. Малиновского можно также прийти к выводу о некотором синтетическом характере произведения этого русского просветителя, чьи воззрения подверглись влиянию проектов своих предшественников.
|