Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы и цели логопедических занятий.
+ Принципы + Формулирование цели логопедических занятий. + Формулирование темы логопедических занятий. + Обозначение детям изучаемой темы. # # # & Возможная ошибка Цель занятия предполагает формирование отрабатываемого умения только на данном конкретном занятии. @ Пример ошибки Тема занятия: «Приставка на». Цель занятия: «Научить отличать приставку на от других». $ Методические рекомендации Особенности структуры дефекта детей с ОНР любого уровня таковы, что логопед не может быть уверен в полноте усвоения ими любого материала по той или иной теме и в сроках его усвоения. Поэтому при формулировании темы и цели логопедических занятий не следует использовать формулировки типа научить..., т. к. это обязывает к формированию тех или иных знаний, умений и навыков в пределах данного конкретного занятия или определенного промежутка времени. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Приставка на-». Цель занятия: «Учить дифференцировать пространственное значение приставки на- от соответствующих значений других приставок». # # # & Возможная ошибка В цель занятия включаются формулировки видов работ, использованных на занятии. @ Пример ошибки Тема занятия: «Дифференциация [с] – [ш]». Цель занятия: закрепление правильного произношения и различения [с] – [ш]. Составление предложений по опорным словам. $ Методические рекомендации При формулировании цели логопедического занятия должны обозначаться только направления коррекционной работы. Недопустимо включение в цель видов работ, которые могут быть использованы для ее реализации. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Дифференциация [с] – [ш] в предложениях». Цель занятия: дифференциация [с] – [ш] по артикуляторным и акустическим признакам. # # # & Возможная ошибка При знакомстве с новой темой логопед делает попытки формулировать алгоритм изучаемого языкового явления, не привлекая к его «созданию» детей. @ Пример ошибки Тема занятия: «Обозначение мягкости предыдущего согласного с помощью мягкого знака». Сообщение темы: «Ребята, на прошлых занятиях мы учились обозначать мягкость согласных звуков с помощью гласных второго ряда. Сегодня я познакомлю вас с очень интересной буквой, которая так и называется – «мягкий знак». $ Методические рекомендации При знакомстве с новой темой желательно, чтобы логопед с использованием дедуктивного метода по возможности «подвел» детей к существованию и целесообразности нового языкового явления. В противном случае, если логопед сам формулирует тему занятия и алгоритм формируемых умений и навыков, дети запоминают его механически, в лучшем случае осознавая факт явления, но не его целесообразность. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака». Задание: прослушать два слова; установить их значение; определить характер звучания последнего согласного; уточнить, что для обозначения мягкости согласных использвуется буква «ь». Ход проведения занятия: – Я скажу два слова, а вы подумайте, чем они отличаются: «угол» – «уголь». Что такое «угол»? А что такое «уголь»? Значит, эти слова отличаются значением. А ещё чем? Как звучит последний согласный? Твёрдо или мягко? Слушайте ещё раз: «угол» – «уголь». «Угол» – (пауза) – твёрдо. Запишем это слово. «Уголь» – (пауза) – мягко. Запишем это слово. (Запись – «угол»). Читайте, что получилось: «угол». А нам нужно: «уголь». Для этого после буквы «л» напишем букву «ь». Повторите, как называется эта буква. Мягкий знак служит для смягчения согласных. В нашем слове «уголь» мягкий знак служит для смягчения буквы «л». Повторите, для чего служит мягкий знак. Аналогично проводится работы с парами слов «хор» – «хорь», «ест» – «есть» и т. п.
|