![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Одним из значимых способов повышения работоспособности являет-ся применение средств физической культуры в режиме труда и отдыха.
Применение средств физической культуры и спорта для профессио-нальной подготовки основывается на явлении переноса тренированности. При этом используется эффект тренировки в одних видах деятельности для улучшения результатов в других, которые специальной тренировке не подвер-гались. Задача заключается в том, чтобы увеличить диапазон функциональ-ных возможностей организма обучаемого, расширить арсенал его двига-тельных координации, а также обеспечить эффективную адаптацию орга-низма к сложным факторам трудовой деятельности.
Основное преимущество физических упражнений как фактора адапта-ции в том, что они являются адекватным средством развития и воспитания, необходимых в труде качеств.
Следует считать, что для ППФП значимыми являются все виды переноса, которые можно подразделить на:
- перенос эффекта адаптации к каким-либо раздражителям или услови-ям среды на работоспособность, и обратно;
- перенос эффекта занятий физической культурой и спортом на функциональные возможности организма, не связанные с двигательной дея- тельностью (мышечная тренировка и закаливание организма);
- перенос тренированности чисто двигательного характера.
Профессионально-прикладная эффективность физической культуры и
спорта основывается на трех видах влияний:
Разнородный перенос тренированности. Речь идет о приспособлении (адаптации) к микроклиматическим условиям профессиональной деятельности и повышении устойчивости к профессиональным вредностям (шуму, вибрации и т. д.).
Перенос навыка: а) перенос общего двигательного опыта; б) специаль-ный перенос с заучиваемого упражнения на освоение движения или операции.
Последняя разновидность переноса встречается относительно редко. Виды упражнений, способствующих освоению профессиональных навыков по прин-ципу сходства биомеханических структур движения, подлежат анализу в каж-дом конкретном случае.
Однородный перенос тренированности, когда речь идет об улучшении средствами спорта тех физических качеств обучаемых, которые, прежде всего, необходимы в конкретной узкой специфической профессиональной деятельно-сти.
Так называемые упражнения на ловкость, силу, выносливость, скорость создают «моторную» базу для овладения специальностью, что позволяет инди-видууму, обладая более совершенными профессионально важными физически-ми качествами, при прочих равных условиях показывать более высокую работо-способность и меньшую утомляемость в процессе профессионального обучения, что опосредованно будет влиять и на обучаемость.
Производственная гимнастика
1. Вводная гимнастика -упражнения, выполняемые за5-7мин до началаработы непосредственно у рабочих мест.
Цель: посредством гимнастических упражнений в течение нескольких минут ускорить протекание физиологических процессов и тем самым создать состояние большей готовности к работе.
В комплекс вводной гимнастики следует включать такие упражнения, ко-торые были бы близки к действиям, выполняемым во время работы. Темп вы-полнения должен возрастать (при работе рук максимальный темп - 60 движе-ний в минуту, туловища -25).
В общем случае в комплекс вводной гимнастики следует включать сле-дующие группы упражнений:
1. Ходьба.
2. Упражнение на потягивание с глубоким дыханием.
3. Упражнения для мышц туловища и плечевого пояса.
4. Упражнения на растягивание мышц ног, а также упражнения общего воздействия.
5. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
6. Упражнения на точность движений и концентрацию внимания.
При этом необходимо соблюдать определенные правила.
1. Во время выполнения упражнений занимающиеся должны испытывать чувство доступной мышечной работы, посильной и приятной.
2. Необходимо создавать легкое тонизирующее состояние основных ра-ботающих мышечных групп.
3. Заканчивать вводную гимнастику рекомендуется двумя упражнениями, одно из которых снимает излишнее возбуждение, другое помогает настроиться на предстоящую производственную деятельность. Последнее упражнение на совершенствование точности движений и концентрацию внимания, выполняет-ся в темпе предстоящих рабочих движений.
4. После выполнения всего комплекса упражнений у занимающихся не должно появляться желание отдохнуть.
Физкультурная пауза
И.М. Сеченов для определения оптимального режима работы исследовал периоды работы и отдыха правой и левой руки. В первом варианте сначала ра-ботала правая рука до утомления, затем следовал перерыв - отдых в течение 5 мин, после чего правая рука возобновляла работу. Во втором варианте после работы правой рукой до утомления включалась на 5 мин в работу левая рука, а затем возобновляла работу правая рука. Во втором варианте восстановление работоспособности правой руки было более полным.
В другой серии опытов в период отдыха правой руки включались в рабо-ту ноги. Оказалось, что и в этих условиях работоспособность утомленной руки заметно повышалась.
На основании этих опытов И.М. Сеченов делает выводы:
1. Под влиянием активной формы отдыха утомление преодолевается бы-стрее, чем при пассивном отдыхе.
2. Поскольку между работой правой и левой руки, так же как и между ра-ботой правой руки и ног, нет непосредственной механической связи, ускорен-ное преодоление утомления при активном отдыхе осуществляется благодаря полезному возбуждению нервной системы, которое возникает при включении неутомленных мышечных групп.
Итак, чередование одного вида деятельности с другими является мощным фактором поддержания высокой работоспособности и жизненного тонуса.
Методические правила
1. Физкультурную паузу следует проводить так, чтобы создать наилуч-шие условия для проявления эффекта активного отдыха - эффекта переключе-ния внимания и деятельности работающих (соответствующий комплекс упраж-нений, психологическая обстановка, методически рациональное проведение физкультпаузы и т. д.).
2. Подбирать упражнения, которые давали бы посильную тонизирующую нагрузку в сопровождении с музыкой.
3. Эмоциональная насыщенность упражнений.
4. Темп выполнения упражнений средний и быстрый.
5. Паузу проводить эффективнее всего при начальных признаках утомле-
ния.
6. Комплексы пауз целесообразно менять через 4 недели.
7. Нагрузка в комплексе повышается к середине и снижается к концу пау-
зы.
Подбор физических упражнений в комплексе физкультурной паузы
Упражнения для группы профессий, требующих небольших физических нагрузок, но отличающихся монотонностью
1. Упражнения на потягивание.
2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног (повороты, наклоны с дви-жением рук и ног).
3. Те же упражнения, но в быстром темпе.
4. Приседания, прыжки; бег, переходящий в ходьбу.
5. Упражнения для туловища, рук и ног.
6. Упражнения на расслабление мышц рук.
7. Упражнения на точность и координацию движений (нагрузка увеличи-вается постепенно, достигая максимума в четвертом упражнении, а затем сни-жается).
Упражнения для группы профессий с умеренными физическими усилиями, значительным напряжением внимания при большом разнообразии трудовых действий
1. Упражнения в потягивании.
2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног (сокращение, растягива-ние, сменяющееся расслаблением).
3.То же.
4. Упражнения махового характера для различных мышечных групп.
5. Приседания, прыжки; бег, переходящий в ходьбу.
6. Маховые движения ногами с расслаблением мышц голени и стопы.
7. Упражнения на расслабление наиболее активно работающих мышц.
8. Упражнения на точность и координацию движений.
Упражнения для группы профессий с большой физической нагрузкой
Особое внимание уделяют темпу (медленный, с глубоким дыханием).
1. Упражнения на потягивание с прогибанием в верхней части туловища.
2. Упражнения с глубоким дыханием и расслаблением мышц рук.
3. Отдых, сидя в удобной позе (или лежа) с расслабленными мышцами всего тела (1-2 мин). Затем в этой же позе, движения ногами.
4. Упражнения, способствующие улучшению осанки, подвижности суста-вов и растягиванию основных активно работающих мышечных групп (поворо-ты, наклоны).
5. Активные движения руками (махи, рывки, круговые движения).
6. Упражнения для мышц ног и туловища (выпады, приседания, прыжки, бег на месте). В жаркое время в комплекс не следует включать бег, прыжки, на-клоны туловища вперед.
7. Упражнения на координацию и внимание.
Упражнения для работников умственного труда
1. Ходьба или легкий бег.
2. Потягивания с глубоким дыханием.
3. Полуприседы, приседы с движением туловища.
4. Упражнения для мышц туловища.
5. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
6. Бег или прыжки, переходящие в ходьбу с глубоким дыханием.
7. Упражнения на внимание.
|