![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-педагогическая реабилитация в социально-педагогической деятельности
Понятие «реабилитация»- это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с проблемами развития в социальную среду; приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитационная функции: восстановление индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности Цель реабилитации – эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека. Основы реабилитации: 1)биологические - свойства организма человека адаптироваться к новым условиям в результате компенсаторно-восстановительных процессов; 2)психические - стремление человека к полезности для общества, которое выражается в производственной (профессиональной) деятельности и в социально-экономических отношениях; 3)морально-этические - принцип высокого гуманизма, моральный эффект для общества; 4)научно-медицинские - разработка, апробация и внедрение современных достижений медицинской науки и практики в области восстановительного и заместительного лечения; 5)социально-экономические - полезность для общества, обусловленная профессиональными знаниями, жизненным и производственным опытом, а также экономический эффект реабилитации, значительно перекрывающий необходимые материальные затраты для ее осуществления Принципы реабилитации: 1)этапность и преемственность; 2)обязательность своевременного проведения; 3)использование всех известных средств и методов реабилитации; 4)индивидуальный подход при назначении и проведении реабилитационных мероприятий. Объекты реабилитации: 1) индивиды или группы, нуждающиеся в восстановлении утраченных или не приобретенных в процессе социализации навыков и умений взаимодействовать в системе социальных отношений и исполнять социальные роли; 2) инвалиды всех возрастов, степеней инвалидности и видов; бывшие заключенные; выпускники интернатных учреждений; пожилые и старые одинокие и одиноко проживающие, асоциальные семьи; бездомные; безнадзорные дети и т. д. Субъекты реабилитации: 1)профессионалы социальной сферы - бакалавры и магистры социальной работы; 2)социальные педагоги; 3)в реабилитологи, психологи, владеющие технологиями и имеющие навык практической работы по восстановлению утраченных или не приобретенных навыков исполнения социальных функций ролей. Учреждения, занимающиеся психолого-медико-педагогической реабилитацией. 1)в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий; 2) в специализированных учреждениях профессионального образования (группах) или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий, предназначены в основном для слепых и слабовидящих, глухих (глухонемых) и слабослышащих инвалидов, инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются следующих видов: I вида - для обучения и воспитания неслышащих (глухих) детей; II вида - для обучения и воспитания слабослышащих детей; III вида - для обучения и воспитания незрячих (слепых) детей; IV вида - для обучения и воспитания слабовидящих и поздно ослепших детей; V вида - для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией; VI вида - для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; VII вида - для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития; VIII вида - для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Ориентации детей и подростков организуется в образовательных учреждениях, комплексных реабилитационных центрах и центрах занятости населения. методы социально-педагогической деятельности: - на индивидуальном - это консультирование, беседы, социальный патронаж, поддержка и помощь как в центрах социальной реабилитации, так и по месту жительства, самооценка, уверенность, запрет, ограниченное ения, указание, переучивание - на групповом - это тренинги, мастер-классы, обмен опытом, участие в социально-педагогических проектах, лекции, диспуты, дискуссии; - на общественном - массовые акции (благотворительные, экологические, трудовые и др.), массовые рекреационные мероприятия (праздники, конкурсы, митинги), установление связей с общественностью через средства массовой информации (то елебачення, прессу, листовки, объявления, приглашения и т.д.. Индивидуальная программа реабилитации содержит - паспортную часть; - результаты реабилитационно-экспертной диагностики; - показания к применению реабилитационных мероприятий; - реабилитационно-экспертное заключение; - программу медицинской реабилитации; - программу профессиональной реабилитации; - программу социальной реабилитации; - заключение о выполнении индивидуальной программы Роль и деятельность социального педагога в процессе реализации программы реабилитации. Социальный педагог определяет задачи, формы и методы социально-педагогической работы, принимает меры по оказанию социальной помощи и социальной защиты реабилируемых несовершеннолетних. В качестве консультанта социальный педагог осуществляет информационное обеспечение и поддержку несовершеннолетних и их родственников. В его обязанности входит контроль за поведением, успеваемостью, профессиональной ориентацией реабилитируемых, их участием в культурно-массовых, спортивных и досуговых мероприятий, выполнением режима дня согласно утвержденным циклограммам. Дополнительно в его функции входит консультирование по правовым и социальным вопросам. Как педагог он помогает несовершеннолетним овладевать навыками личной гигиены, самоконтроля, дисциплинированности, способности учиться, а также проводит коррекцию дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок. 46. Социально-педагогическая деятельность по профилактике беспризорности и безнадзорности. Безнадзорные дети являются одной из категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В основу безнадзорности в социальной педагогике положено такое определение, что беспризорные дети - это дети, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Под беспризорными детьми понимается более широкий круг детей - таких детей, у которых связь с семьей или детским учреждением, в котором они воспитывались или числятся, оказалась полностью либо большей части утраченной в связи с уличным образом жизни; либо которые вместе с бездомными родителями проживают на улице, вокзале или иных неприспособленных для проживания местах. Причины формирования детской беспризорности и безнадзорности: 1)социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.); 2) социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.); 3) психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.). Сбор и анализ информации по беспризор-ности и безнадзорности детей в микрорайоне в деятельности социального педагога: Результаты совместной социально-педагогической работы специалистов разных ведомств более значимы за счет координации и согласованности действий. Четкое сочетание различных форм помощи, выявление кризисных ситуаций и оперативное реагирование обеспечивает: 1)раннее выявление безнадзорных и беспризорных детей и подростков; 2)получение всеобъемлющей информации о группах и зонах риска, о жилищных условиях, формах проведения отдыха и досуга; 3)повышение информированности подростков о возможных факторах; 4)выявление «болевых точек» в социуме. 5)быстрое реагирование на любые изменения на микроуровне; 6)возможность деятельности в знакомой среде для специалистов. Таким образом, социально-педагогическая работа специалистов приобретает новый вид деятельности -участковая социально-педагогическая работа (работа в микрорайоне). Проектирование деятельности социального педагога по предотвращению беспризорности и безнадзорности (работа в реабилитационных центрах, с волонтерами, семьей, приютами, детьми в школе и микрорайоне). 1.Стадия предупреждения - основной задачей, которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними. 2.Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное происшествие. 3.Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения. Правовые основы профилактики безнадзорности и беспризорности детей. Правовую основу деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
|