Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета.
Государственный бюджет является важным инструментом социально-экономического макрорегулирования. Через современные бюджеты государств развитых стран перераспределяются от четверти до половины валового продукта нации. Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Доходы бюджета любой страны формируются прежде всего за счет налогов, а также за счет других источников (через использование и продажу государственной собственности: земли, предприятий, зданий, золота, иного имущества). Расходы госбюджета идут по двум основным направлениям: 1) Государственные закупки товаров и услуг (оплата поставок вооружения, обмундирования для силовых структур, оборудования и продуктов питания для школ, больниц, оплата труда работников бюджетной сферы и прочее). 2) Государственные выплаты из бюджета (трансфертные платежи), к ним относятся пенсии, пособия, дотации и другие денежные платежи. Дотации – бюджетные ассигнования (доплата) на покрытие плановых убытков. Трансферт – передача чего-либо кому-либо, перемещение. Государственные расходы служат эффективным экономическим регулятором. Увеличивая их, государство может: - расширять совокупный спрос (через повышение зарплаты, пенсий, пособий); - стимулировать производство (через заказы, дотации, субсидии предприятиям); - ускорять развитие нужных сфер экономики – прогрессивных отраслей хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды (через инвестиции, субвенции, гранты, кредиты). Субвенция – государственное денежное пособие местным органам власти, а также физическим и юридическим лицам, предоставляемое строго на конкретные цели и определенный срок. Грант – субсидия, поощрительное денежное пособие на определенные цели (получение образования, проведение научных работ и т.д.). При этом государственные расходы обладают так называемым мультипликационным эффектом (от лат. - умножение), т.е. эффектом умножения, при котором относительно меньший прирост расходных сумм дает относительно больший прирост ВНП. Подобный «Эффект растущего снежного кома» объясняется тем, что увеличение госинвестиций вызывает рост не только первичного производства (например, строительство дорог), но и вторичного (производства асфальта), третичного (добычи для асфальта сырья), четвертичного (геологических работ) и т.д. Величину эффекта мультипликации в подобных хозяйственных цепочках отражает особый коэффициент – мультипликатор ВНП. Он показывает рост национального продукта при данном увеличении объема инвестиций. Например, если инвестиционные расходы в 5 д.е. увеличили ВНП на 20 д.е., то мультипликатор равен 4 (20: 5). В зависимости от соотношения между доходами и расходами госбюджета различают три варианта: 1) бюджет с профицитом, т.е. с превышением доходов над расходами; 2) сбалансированный бюджет – с равновесием между доходами и расходами; 3) бюджет с дефицитом, при котором доходных сумм не хватает, чтобы покрыть расходы.
Бюджетный дефицит – это та денежная сумма, на которую расходы бюджета в данном периоде превышают его доходы. Есть четыре главных способа решения проблемы дефицитности государственного бюджета: - сокращение расходов бюджета, т.к. общество должно всегда жить по средствам. Лучше всего согласовывать расходы с доходами заранее, еще на стадии бюджетной вёрстки. Если это не удается, то госорганы вынуждены прибегать к секвестру, т.е. к урезанию расходов в процессе исполнения уже действующего бюджета. Секвестр – оперативное сокращение расходов госбюджета в процессе его исполнения. - увеличение доходов бюджета – оно возможно за счет повышения налогов, продуманного и гибкого налогообложения, выручки от приватизации госсобственности, т.д. - денежная эмиссия – это самый легкий, но и самый неэффективный способ балансировки бюджета. Выпуск не обеспеченной товарами денежной массы неизбежно отзовется повышением инфляции. - государственные займы – они возможны у населения и предприятий, у иностранных государств и международных организаций. Но в долговременном плане такая мера не спасет бюджет, она лишь переводит бюджетный дефицит в разряд государственного долга. Государственный долг – это сумма задолженности государства по ещё не погашенным внутренним и внешним займам. Сюда входят сам долг и начисленные по нему проценты. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга экономисты оценивают по-разному. Одни полагают, что хроническая несбалансированность бюджета и растущие долги государства означают банкротство нации. Другие считают, что это нормальная ситуация и называют дефициты и долги финансовыми инструментами, позволяющими гибко регулировать экономические процессы. Сегодня многие страны сегодня живут с бюджетным дефицитом и государственным долгом, маневрируя ими с целью стабилизации экономики. Например, облигации государственного займа позволяют в нужный момент отвлечь лишние деньги населения с товарных рынков, уменьшая чрезмерный потребительский спрос и обеспечивая государству дополнительные денежные ресурсы, а населению – доход. Для оценки «тяжести» долга можно использовать четыре показателя: - абсолютная сумма долга – фиксирует объем долга и не дает понятия о его «тяжести». - соотношение суммы долга и доходами бюджета. - соотношение между суммой задолженности и ВНП – по нему судят, насколько велик долг по отношению к главному источнику его погашения – производством. - сумма долга, приходящегося на душу населения – именно население (хотя и косвенно) расплачивается по долгам государства (задержка зарплаты, пособий, высокие налоги). Дефициты и долги могут вызвать негативные последствия: - порочный долговой круг – связан с необходимостью постоянного рефинансирования долга, когда для его обслуживания (возврат срочных сумм + выплата процентов) приходится прибегать к очередным заимствованиям. Причем раздутый долговой пузырь лопается, и правительство вынуждено объявлять мораторий на платежи (отсрочку) или дефолт (отказ от их исполнения). Рефинансирование – погашение существующей задолженности новыми займами. Мораторий – отсрочка от каких-либо действий на определенный или неопределенный срок. Дефолт – невыполнение обязательств, отказ от уплаты долга. - рост ссудного капитала – бесконечные займы правительства увеличивают спрос на кредиты, становятся невыгодными инвестиции в производство. - увеличение неплатежей в экономике – недофинансированная бюджетная сфера задерживает зарплаты, не может оплачивать счета. Раскручивается трудноостановимый «эффект домино» всеобщих неплатежей. - усиление неравенства в обществе – это происходит, потому что у богатых людей есть сбережения и гособлигации и больше процентных доходов по ним. - снижают уровень государственного управления – так как вместо поиска новых путей зарабатывания денег через гибкое управление экономикой и бюджетом страны чиновники привыкают к легким решениям финансовых проблем, набирая долги. - нерациональное использование кредитов. Вывод: радикальный путь к финансовому здоровью нации – это а) стабильная и эффективная экономика, б) рациональная жизнь общества по средствам.
|