Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы к пониманию политического режима






В современной науке проблема определения политического режима стоит довольно остро, чему причиной является сложность данного государственно-правового института, а также динамичность признаков и факторов политического (государственного) режима в различных государствах.

Политический режим как сложное социальное явление должен рассматриваться нами исключительно в правовом поле, поскольку настоящее исследование имеет целью анализ юридических основ и факторов, влияющих и сопровождающих негативные тенденции в развитии политических режимов современных государств. При этом рассмотренные выше категории будут использоваться нами для наиболее полного формулирования искомой конструкции политического режима.

В науке на сегодняшний день накоплены следующие подходы к определению политического режима. Так, в дореволюционной литературе преобладал взгляд на формы государства, исходя из деления их по форме правления и государственного устройства. Такие ученые как Н.М. Коркунов, Г. Еллинек, Блюнчли, Г. Аренс и другие не затрагивали политический режим, упоминая лишь вскользь о способах властвования, либо имея в виду республиканскую или монархическую формы правления.

В советский период развития науки теории государства и права применялся своеобразный подход к изучению и пониманию политического режима, явившийся следствием формационного подхода к типологии государства. При этом наиболее традиционным для советской юридической науки следует считать определение политического режима, данное Э.Л. Кузьминым. Автор подчеркивает, что способ существования политической (государственной) власти есть демократия, которая всегда обусловлена «типом производственных отношений, степенью их развития и соотношением сил в классовой борьбе». Уровень демократии является показателем политической, экономической и культурной зрелости общества, одним из основных факторов прогресса, добавляет Э.Л. Кузьмин. В целом же вопросам непосредственно становления, развития и эволюции политических режимов уделялось недостаточное внимание теоретиками советского государства в силу неизменности, «статичности» предмета науки теории государства и права в этот период.

В современной энциклопедистике политический режим предстает как система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе. Как известно, политический режим зависит от того, какой ему соответствует тип легитимации власти. Легитимация (от лат. legitimus – законность), в свою очередь, – это признание или подтверждение законности государственной власти, какого-либо социального института, статуса, полномочий, опирающееся на принятые в данном обществе ценности. Основой легитимации могут быть традиции и обычаи, харизма, конституционные нормы, демократические выборы, референдум или плебисцит. В целом, спектр легитимации может быть довольно обширным – от религиозного освящения власти до опоры на прямое насилие.

Зарубежная (в основном западная) трактовка рассматриваемого нами понятия отличается некоторой своеобразностью. Р. Даль пишет, что политический режим – это организация политической власти в масштабах человеческого сообщества, ее структурирование в определенных целях и с использованием специфических методовз. По мнению Роя Макридиса, политический режим – это особенные пути и средства, с помощью которых функции политической системы структурируются и выстраиваются в институты и процедуры, возникающие в ходе этого процесса особые взаимоотношения. В целом же можно выделить общее институциональное направление, в рамках которого политический режим понимается широко, в качестве формы правления или формы государственного устройства (Д. Бордо). Иные подходы сосредоточены вокруг придания политическому режиму признаков политической системы (Г. Алмонд, Б. Пауэл), либо понимания его как способа легитимации политической системы (Х. Лассвел, А. Каплан).

Обратимся к отечественной юридической мысли. Систематизируя взгляды на категорию «политический режим», А.П. Цыганков делит их на два подхода: политико- правовой (институциональный) и социологический. Представители институционального подхода придерживаются формально-юридических и процедурных характеристик осуществления власти, а представители социологического лагеря делают упор на происхождении и социальных основаниях власти. Рассмотрим наиболее ключевые подходы к определению политического режима, учитывая имеющиеся в науке методы проведения исследований.

Так, Н.И. Матузов и А.В. Малько в целом придерживаются распространенной точки зрения на политический режим, однако, добавляют, что он создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Являясь, по их мнению, динамической и функциональной характеристикой политической системы, политический режим «представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом, высшими должностными лицами, государственной воли». Наконец, авторами отмечено, что политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

А.Б. Венгеров понимает политический режим как методы и способы, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми. Венгеров здесь же указывает, что в этой характеристике государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства (тюрем, иных карательных учреждений), диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в управлении народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т.д.

 

Таким образом, политический режим явление гораздо более многогранное, чем лишь элемент государственной формы. Он складывается в стране не только в результате деятельности государства, его органов, но и различных общественных объединений, непосредственных массовых политических выступлений народа, влияния определенной идеологии. Главное в политическом режиме – содержательная характеристика, он не может быть сведен только к элементу формы. Политический режим характеризует состояние демократии в стране, осуществление в ее внутренней политике общечеловеческих ценностей, «политический климат».

Указанные выше обстоятельства, дают основание считать, что политический режим не является чем-то неизменным, но должен рассматриваться в контексте текущих политических и правовых изменений в том или ином государстве и в глобальном мировом пространстве.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал