Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение политического и государственного режима
Общим признаком всех видов режимов является существование определенного порядка, высокой степени урегулированности определенной сферы жизни и деятельности. Режимность характеризует высокую степень регламентации чего-либо. Именно с этих позиций нужно исходить при анализе всех разновидностей режимов, в том числе и государственного. Государственный режим традиционно определяют в качестве средств, методов и способов осуществления государственной власти, соизмеряя данный режим с принципами демократии. Представляется, что такой подход не совсем правомерен. Если говорить об общем значении режима, то демократия как раз таки характеризуется низкой степенью зарегулированности общественных отношений со стороны государственной власти. Общество здесь самоорганизуется, не нарушая определенных государством правовых ограничений. То есть режима как такового при демократическом правлении нет. Если говорить о тоталитарных и авторитарных государствах, то они как раз характеризуются жесткой регламентацией всех сфер жизни общества и для них понятие режима актуально. В учебнике по конституционному праву зарубежных стран говорится: «Инструментальный (практико-политический) подход к форме государства предполагает исследование формы государства под углом зрения обеспечения эффективности государственного руководства, действенности управления, стабильности правительства, взаимоотношений правительства с народом и т.п.». Более перспективным определением государственного режима, может служить рассмотрение его как системы или совокупности форм, методов, средств и способов властвования, через которые государственная власть легитимирует свое существование и функционирование. Так, в рамках сферы действия понятий «государственный режим» и «политический режим», мы наблюдаем, прежде всего, атрибуты политической и государственной власти. И здесь мы можем согласиться с вышесказанным, что дефиниция понятия «политический режим» проявляется посредством совокупности методов, способов, средств и иных механизмов осуществления политической власти, а государственный режим реальный способ существования государственной власти в рамках той или иной формы правления.
Понятие государственного режима достаточно условно, оно показывает в первую очередь степень регламентации отношений между государством, обществом и личностью, а также степень ограничения прав общества и личности по отношению к государственной власти. Государственный режим как элемент формы государства представляет собой совокупность способов, средств, которые использует государство для достижения своих целей. Исторически первой формой государственного режима является деспотический режим, характеризующийся полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, жестоким подавлением любой их самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия. Деспотия держится на силе деспота и страхе подвластных. Деспотический режим присущ ранним стадиям развития государственности и встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америки. При определенных условиях деспотия может возникнуть и в современных государствах. Современный этап развития государственности характеризуется преимущественно такими разновидностями государственного режима, как демократический, авторитарный и тоталитарный. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. В условиях демократического режима народ признается единственным и главным источником власти, которую он осуществляет как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. При демократическом режиме государственная власть осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека, обеспечением легальных (законных) возможностей свободного выявления и учета интересов всех групп населения через демократические институты - выборы, референдумы, деятельность общественных объединений и т.д. Наличие политической оппозиции правящему режиму и легальность ее деятельности, политический и идеологический плюрализм в обществе, гарантированность прав и свобод личности, наличие условий для ее свободного развития и достойного уровня жизни - важнейшие показатели демократизма государственного режима. В свою очередь, демократические режимы имеют свои разновидности и подразделяются на: либерально-демократические, консервативно-демократические и радикально-демократические. Авторитарный режим - это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатура). Такой режим существенно ограничивает полномочия представительных институтов, игнорирует принцип разделения властей, ущемляет гражданские и политические права граждан, незаконно присваивает или захватывает власть. Тоталитарный режим возник в XX веке. Его характеризуют: господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия; ограничение политических свобод, запрещение политических партий и легализация деятельности партии власти; сращивание государственного и партийного аппарата; жесткая централизация государственного управления; подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления; разжигание социальной и национальной розни; развязывание террора по отношению к собственному народу; тотальный контроль над всеми сферами жизни, ее огосударствление; подавление экономической свободы, сферы частных интересов, неоправданное вмешательство государства в экономику; милитаризация; утверждение тоталитарной " законности" и др. Тоталитаризм существует в виде таких государственных режимов, как расистский, фашистский, военно-диктаторский. Тоталитарные режимы сохраняются в некоторых государствах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки.
Методы и способы осуществления государственной власти, которые легли в основу понятия государственного режима, означают сочетание принципов убеждения, дозволения, поощрения и принуждения, положенных в основу государственного управления и закрепленных в действующем законодательстве. Указанные методы и способы осуществления государственной власти составляют определенную модель властвования, которая не всегда имеет признаки режимности. Таким образом, государственный режим - это закрепленная в основном законе и реализуемая через систему законодательства и правоприменительные акты модель организации государственной власти, характеризующая степень регламентированности общественных отношений и методы реализации властных предписаний в отношениях власти, общества и личности. Государственный режим имеет тесную связь с другими категориями. Этому вопросу уделено значительное внимание как в диссертационных исследованиях, монографиях, так и в периодической печати. Рассмотрим понятия, тесным образом связанные с государственным режимом, и определим их различия. Ю.С. Кожевникова дает следующее определение политического режима: политический режим - это система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе всеми политическими институтами, включая государственные. Под государственным режимом автор понимает систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной власти в обществе, ее функциональную характеристику. При этом отмечается, что государственный режим является частью режима политического. М.Г. Тирских предлагает искать различие между государственным и политическим режимом в рамках политической и государственной власти. То есть государственный режим существует в рамках государственной власти, а политический режим присущ политической власти. В.С. Нерсесянц отмечает, что государственный (политический) режим - это всегда государственно-правовой режим, определенный правовой порядок формирования государства, те или иные формы, процедуры, приемы, способы и методы осуществления государственной власти. Тем самым автор отождествляет не только государственный и политический режимы, но и государственно-правовой режим. Государственный и политический режим являются разноплановыми категориями. Их отождествление наблюдается в случае представления политического режима как элемента формы государства. Называемый в качестве элемента формы государства политический режим будет тождественен государственному, т.к. политический режим по своей сути не может быть формально-правовой категорией. Провести различия между государственным и политическим режимом можно по следующим критериям. 1. Государственный режим существует в рамках правового поля, политический может функционировать как в правовых, так и неправовых формах, а также противоправных. 2. Государственный режим является предметом правовой науки, а политический рассматривается в рамках социально-политических наук. 3. Государственный режим закреплен в конституции (основном законе) государства. Политический нигде не закреплен, и его содержание определяется своеволием отдельных личностей и политических организаций, а также идеологическими доктринами (например, коммунизм).
Из вышесказанного следует что, государственный и политический режим - это очень близкие понятия и во многих случаях полностью совпадают по смысловой нагрузке. Однако полностью отождествлять их неправомерно. Соотношение понятий «государственный режим», «политический режим» обусловили потребность в определении функционально-деятельностного аспекта государственной власти, т.е. учете тех средств и методов, с помощью которых она регулирует и упорядочивает отношения между высшими органами государственной власти и обществом. Понятие «политический режим» и «государственный режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон: политический режим выражает характер взаимосвязи политики и экономики, социальной, культурной и других сфер жизни общества, а государственный режим выражает характер взаимосвязи высших органов государственной власти, определяет средства и методы реализации власти. Следовательно, государственный режим представляет собой функциональный «срез» государственной системы и складывается из взаимоотношений между главой государства, законодательной и исполнительной властью, которые применяют соответствующие методы, способы для осуществления своих полномочий в реализации политического курса. Государственный режим реализуется через систему органов государственной власти через взаимодействие с гражданским обществом, закрепляется и охраняется правом, законами. Государственный режим опирается на право, в отличие от политического режима, который основывается не только на правовых, но и на иных социальных нормах - моральных, общественных, партийных, политических и других.
|