Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разновидности современных демократических политических режимов






Современную демократию необходимо отделять от исторической, классической, т.е. античной, демократии. Античная демократия представляет собой политический режим, функционировавший в некоторых древнегреческих городских республиках. Примером классической демократии является режим, действовавший в Афинской республике в V-IV вв. до н.э., в то время как современная демократия, по мнению некоторых исследователей, возникла «из политической системы, которую ее основатели считали противоположностью демократии». Например, большинство идеологов и лидеров Американской революции 1775-1783 гг. именовали свой государственный проект, положенный в основу будущего политического режима, «республиканским», и так или иначе противопоставляли его демократиям античности. Так, Джеймс Мэдисон, один из авторов Конституции Соединенных Штатов Америки, принятой 17 сентября 1787 года, четвертый президент США, писал: «При демократии народ собирается купно и осуществляет правление лично, тогда как в республике съезжаются и управляют страной его представители и уполномоченные на то лица». Также Мэдисон говорил, что американское правление отличается от античного «полным исключением народа, который представляется общенародным собранием, из участия в правлении». Поэтому представляется неудивительным, что в американской Конституции слово «демократия» не встречается ни разу.

Понятие демократии является сложным и многосторонним. На сегодняшний день существует множество подходов к ее определению. Среди исследователей нет единого мнения касательно сущности демократии и конкретного набора ее юридических признаков. Одни авторы понимают под демократией одну из форм власти, характеризующуюся официальным провозглашением принципа подчинения меньшинства большинству и признанием свободы и равноправия граждан. Другие определяют ее как форму общественной власти, основывающуюся на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод. В последние десятилетия исследования западных ученых привели к некоторой корректировке понятия «демократия» и его признаков. Так, Й. Шумпетер характерной чертой демократического режима считает наличие элит, конкурирующих между собой за голоса избирателей - при этом у народа имеется «возможность принять или не принять тех людей, которые должны ими управлять». Р. Даль основными критериями демократии считает равное голосование, эффективное участие, понимание, основанное на информативности, включенность в жизнь общества, осуществление контроля.

С позиций наиболее устоявшихся представлений, выраженных в общей теории государства и права, демократия понимается как политический (государственный) режим (демократический режим), который основывается на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством.

Для дифференцирования демократии с юридической точки зрения нам необходимо рассмотреть формы демократии, которые имеют непосредственное отношение к современному пониманию демократии. Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоев общества вовне. В зависимости от того, каким путем - прямым или косвенным - выражаются эта воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Это формы непосредственной демократии (референдум, плебисцит, собрания, митинги, демонстрации, всенародные обсуждения и пр.), с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно, и формы представительной демократии (выборные органы государственной власти, выборные партийные и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей. Формы прямой (непосредственной) демократии позволяют осуществлять власть самим народом без политических посредников, то есть в данном случае действуют институты прямого народовластия. Одни из них - например, референдум - носят императивный характер и строго формализованы нормативно-правовыми актами, другие носят консультативный характер. Институты прямой демократии позволяют проследить непосредственное волеизъявление народа. Формы представительной демократии позволяют осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам государственной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и организаций. В Федеральном законе N 95 «О политических партиях» говорится о том, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий. И это есть один из отличительных признаком демократии.
Следует отметить, что в ч. 1 ст. 1 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года сказано: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». Поэтому представляется естественным, что характеристики политических режимов нередко приводятся в конституциях современных государств. Так, в ч. 1 ст. 20 Основного закона Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 года сказано, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством». Согласно ст. 1 Конституции Итальянской Республики от 22 декабря 1947 года, «Италия - демократическая Республика, основывающаяся на труде». В соответствии со ст. 1 Конституции Французской Республики от 04 октября 1958 года, «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной республикой». На основании ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации, «Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления». Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции Республики Казахстан, «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

Подобные положения в той или иной форме содержатся в большинстве конституций демократических государств или заменяющих их актов.

Отталкиваясь от анализа различных исследовательских подходов к понятию и признакам демократии, нам представляется обоснованным выделить следующие основные правовые характеристики демократического политического режима: приоритет прав и свобод человека и гражданина над всеми остальными сферами жизни государства и общества, закрепление этих прав и свобод на законодательном уровне, их обеспечение и защита; формирование и осуществление государственной власти населением непосредственно или через своих представителей; принятие решений по основным вопросам государственного и общественного строительства большинством населения с учетом мнения и интересов меньшинства; развитость таких институтов, как правовое государство и гражданское общество; легитимность государственной власти; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; законодательное закрепление и обеспечение реального осуществления принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; доминирование методов убеждения и компромисса со стороны властных структур по отношению к населению; верховенство закона во всех сферах жизни государства и общества; политический плюрализм, предполагающий многопартийность, конкуренцию политических партий и объединений; идеологическое многообразие, гласность, свобода от цензуры; контроль со стороны общества над действиями силовых структур, существующих в государстве.

В качестве вывода из вышеизложенного необходимо отметить, что для выявления динамики развития правовых аспектов демократии в современном обществе необходимы дальнейшие, более углубленные исследования демократического политического режима как теоретико-правовой категории.

 

Итак, определенные принципы и практические подходы отличают демократическое правление от других форм государственной власти.

 Демократия является формой правления, при которой все граждане участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей.

 Демократия представляет собой совокупность принципов и практических мер, защищающих свободу человека. Демократия - это институционализация (введение в законные рамки) свободы.

 Демократия основана на принципах волеизъявления большинства в сочетании с правами личности и меньшинств. Все государства с демократической формой правления, уважая волю большинства, ревностно защищают основные права отдельных людей и групп, составляющих меньшинство.

 Демократические государства оберегают членов общества от всевластия центральных правительств и осуществляют процесс децентрализации государственной власти, делегируя часть полномочий на региональный и местный уровень. При этом государства с демократической формой правления отдают себе отчет в том, что местные органы власти должны в максимально возможной степени быть доступными народу и откликаться на его нужды и чаяния.

 Демократические государства понимают, что одной из их основных функций является защита таких основных прав человека, как свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества.

 Государства с демократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливые выборы, право участия в которых предоставляется всем гражданам. Выборы в демократическом обществе не могут быть лишь ширмой, за которой скрываются диктаторы или одна единственная партия, а представляют собой подлинные соперничества за завоевание поддержки народа.

 Демократия требует от государственных органов выполнения законов и обеспечивает такое положение, при котором все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона и все их права защищаются правовой системой.

 Демократические государства отличаются разнообразием, отражая уникальную политическую, общественную и культурную жизнь каждой страны.

 Государства с демократической формой правления основываются на основополагающих принципах, а не на единообразной практике. В условиях демократии граждане не только имеют права, но и берут на себя обязательство участия в политической системе, которая в свою очередь защищает права и свободы этих граждан



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал